Как работали пионерские лагеря в войну
В Иванове прошла областная краеведческая конференция, посвященная 80-летию Великой Победы.
На секции «История Ивановского края» была представлена работа о пионерских лагерях области во время Великой Отечественной войны. Авторы – Алла Токарева и Екатерина Мужжакова. Публикуем фрагменты работы о лагерях, расположенных на территории Тейковского района.
В 1941 году началась Великая Отечественная война. Казалось бы, все силы должны быть брошены на защиту Родины от фашистских захватчиков, а деятельность пионерских лагерей и площадок должна быть приостановлена. Но этого не произошло. Всю войну дети были обеспечены летним отдыхом. Они отдыхали и поправляли свое здоровье в санаториях, пионерских лагерях и площадках. Малыши выезжали за город на дачи.
В начале войны в пионерские лагеря отправлялись дети в возрасте от 9 до 15 лет. С 1944 г. путевки начали давать детям с семи лет. Это было связано с тем, что с этого года в первый класс стали принимать детей в семилетнем возрасте.
Лагеря делились на два типа: общие (пребывание 21 день) и санаторные (40-45 дней).
Большинство путевок в годы войны отдавалось в семьи, где отцы и деды ушли на фронт, а также детям-сиротам. Например, в первой лагерной смене 1944 года в Оболсунове из 280 ребят – 213 были дети фронтовиков. Также в первую очередь в лагеря ехали отдыхать дети, эвакуированные из других областей.
В конце мая 1941 г. школьники нашей области готовились отдохнуть в санаториях, пионерских лагерях и площадках.
Вот как об этом писала областная газета «Рабочий край»: «13 660 пионеров и школьников — детей рабочих и служащих хлопчатобумажной промышленности Ивановской области выедут этим летом в лагеря. К подготовке их сейчас приступило большинство фабрик. Тейковский комбинат ремонтирует помещения для отдыха ребят в местечке Оболсуново, вичугская фабрика им. Ногина откроет лагерь в Марфине. Для лагерей избраны самые живописные местечки области». Лагеря размещались в бывших усадьбах, домах отдыха, школах, деревянных бараках.
Не все лагеря были хорошо оборудованы. В п/л им. Чкалова в м. Оболсуново Тейковского х/б комбината дети спали по двое на одной койке. Кровати часто ломались. В соседнем лагере, где отдыхали дети меланжистов, было плохо с освещением, требовался срочный ремонт погреба и уборных, не хватало посуды.
Лагеря также страдали от вандалов. В архиве сохранилась докладная по п/л Меланжевого комбината в Тейкове в ЦК Союза х/б промышленности: «Местами по всем лагерям ободрана фанера со стен воинскими частями, находящимися по соседству. Растащено имущество лагерей — табуретки, кровати, тумбочки, ящики от тумбочек, простыни. У многих рам выбиты стекла, многие из них вытащены. Ни у одной двери нет запоров. Сторожа об этом сигнализировали, но фабком не реагировал. С генералом части договорились, что воинская часть отремонтирует кухню, стены и другое. 6.05.44 г.».
Основной задачей пионерских лагерей считалось оздоровление детей. Неслучайно детские лагеря строились за городом в окружении лесов, на берегах живописных водоемов. За здоровьем детей старались тщательно следить.
В детских лагерях следили за тем, чтобы дети прибавляли в весе, сведения об этом указывали в официальных отчетах. В п/л Меланжевого комбината прибыло в весе: мальчиков – 271 человек из 414-ти (в среднем 1,4 кг), девочек – 265 человек из 372-х (в среднем –1,5 кг).
Дети питались в лагерях достаточно неплохо для военного времени. В нормы питания входили мясо, рыба, сыр, яйца, какао, шоколад и другое. В 1942-1943 годах с питанием возникали определенные трудности, но в 1944 году положение улучшилось.
Несмотря на то, что дети были обеспечены едой и одеждой, случались случаи воровства. В пионерском лагере им. Чкалова Тейковского х/б комбината в д. Вантино трое подростков были исключены из лагеря за воровство продуктов, белья, ложек, книг.
В режим дня пионерских лагерей в обязательном порядке была включена общественно-полевая работа. Что же включали в себя эти работы? Сбор лекарственных трав, дикорастущих плодов, ягод, работы на подсобном хозяйстве и огороде лагеря. Многие лагеря помогали соседним колхозам и совхозам. Пионеры из п/л Меланжевого комбината собрали за лето 2 тонны дикорастущих трав.
В штате лагеря числился физрук, который отвечал за военно-физкультурную работу. Шла война, поэтому игры и мероприятия носили военизированный характер. Ежедневно дети знакомились с сообщениями на фронтах Отечественной войны через информацию на утренней линейке. Выпускались стенгазеты и боевые листки (30-40 за смену).
Во всех лагерях пионеры сдавали на значок БГСО (Будь готов к санитарной обороне) и БГТО (Будь готов к труду и обороне). Обучались метанию гранат, бегу, ползанию и плаванию.
В лагере меланжистов в м. Оболсуново был организован кружок ПВХО (противовоздушной и противохимической обороны). С жизнью страны и положением на фронтах ребят знакомили на политинформациях.
Много внимания в лагерях уделялось культурно-массовой и воспитательной работе. Проводились беседы о Сталине, Ленине, истории ВЛКСМ, пионерской организации им. В.И. Ленина, великих полководцах — Суворове, Кутузове, Александре Невском, о Военно-морском флоте, о Военно-воздушном флоте.
Особенно нравились ребятам вечерние костры и просмотры кинофильмов «Яков Свердлов», «Богдан Хмельницкий», «Выборгская сторона», «По щучьему велению», «Гибель орла» и т.д.
Во время вечерних костров пионеры и октябрята разучивали песни («Вечер на рейде», «Ленинград», «Казаки», «Юный барабанщик», «Партизан Железняк», «Над рекой, над Окой» и др.), массовые танцы («Переходный вальс», «Гопак», «Полька», «Чардаш», «Болгарочка» и др.), игры («Чемпион», «Водящий», «Мяч в кругу», «Анюта, я тута»).
В каждом лагере работали кружки, организовывались экскурсии в близлежащие колхозы, соседние лагеря и города. В пионерских лагерях даже принимали в пионеры.