Военное детство Ии Суриковой
Детские воспоминания о войне тейковчанки Ии Борисовны Суриковой по просьбе редакции записал ее сын Игорь Суриков. Подробно, в деталях, чтобы сохранить в памяти страницы летописи тех лет. Чтобы гордиться подвигом и мужеством нашего народа.
«Проходят годы, но воспоминания о детстве, выпавшем на годы войны, остаются. Я — из поколения детей войны. Вспоминаю Ставрополь в последние годы войны. Мы с мамой и младшей сестрой вернулись из эвакуации к дедушке с бабушкой, с которыми жила наша младшая сестра и сестра мамы с двумя своими сыновьями, нашими ровесниками. Мама была тяжело, безнадежно больна. Выживали за счет личного хозяйства и коровы, которая давала молоко для всех нас и еще на продажу. Когда погибла корова, жизнь стала совсем тяжелой. Причиной гибели коровы стали волки. Чтобы было чем ее кормить, надо было заготовить сено.
Участок для покоса был за городом. Дедушка взял меня с собой, чтобы было веселей: помощницей для него я была маловата. Впряг в тележку корову, рядом пристроился теленок и поехали. Ночевали в шалаше. Дед косил, я играла в куклы, сшитые бабушкой. Однажды дед разбудил меня, привязал к себе и сказал: «Хочешь жить — держись за меня!» А затем поджег шалаш. Вокруг прыгали волки. Дед отмахивался косой, волки кидались на корову, теленка, и сильно их поранили. Помогли соседи, такие же косцы. У них было оружие и они постреляли волков. Но корова и теленок погибли. Мы остались без кормилицы.
Было решено меня с сестрой отправить в детский дом. Директором детского дома был Райчик Бахшеевич. Очень хороший, добрый человек. Каждое утро он выходил во двор, и дети по очереди подходили к нему, а он каждого гладил по голове, нам так не хватало родительского внимания.
Я была старше сестры, и меня поселили с девочкой-ровесницей, с ней мы помогали на кухне, чистили большие котлы. А сестра попала в младшую группу, их в комнате было десять человек, в основном, эвакуированные из Ленинграда, худые, слабые, многие больные. Питание было регулярное, утром каша, в обед суп и сто грамм хлеба, вечером каша из кукурузы.
Конечно, питание скудное, но ленинградские дети постепенно поправлялись. Старше тринадцати лет детей не было, их направляли на работу, девочек — на ткачих, мальчиков помощниками трактористов.
Я всегда старалась сберечь кусочек хлеба для младшей сестры, и вечером, когда все укладывались спать, заходила тихонечко к ней, ныряла под одеяло и отдавала хлеб, который она сразу съедала.
Все-таки дети были детьми войны и ее жертвами. Вспоминаю мальчика, старше нас всех. Видимо не знали, куда его отправить: у него не было обеих рук и лицо изуродовано. Он был очень нервным и дрался ногами без всякого повода. Один раз досталось и мне. Я очень обиделась, плакала и кричала ему: «Подожди, повернешься ко мне спиной, а я тебя толкну и ты упадешь!» А воспитательница черкешенка успокаивала меня и говорила: «Смотри какой мальчик больной, несчастный… Держись от него подальше!»
В детском доме мы ходили в школу. Школа была на другом берегу Кубани, в станице Беломечетинской. Обувь называлась бурками, была сшита из тряпок, а сверху надевались галоши. Мост был взорван немцами. В любое время года мы разувались на берегу, переходили реку босиком, обувались и шли дальше.
А когда закончилась война, к нам в детский дом приехал генерал, отдыхающий неподалеку в Кисловодске, чтобы поздравить с Победой. Приехал с адъютантом, нас выстроили, он начал речь. И вдруг кто-то из детей заплакал, а скоро ревели все! Так для меня закончилась война. Мама скоро умерла, а потом из плена вернулся отец, собрал нас всех трех сестер вместе, получил жилье: плохонький дом, где при оккупантах была конюшня, начал работать врачом, а мы учиться».
Справка «Нашего времени»
Ия Борисовна Сурикова родилась в 1933 году в Гудермесе. Окончила Ивановский текстильный институт . По направлению вуза приехала в Тейково. Работала на Тейковском хлопчатобумажном комбинате. Шесть лет проработала в горкоме партии. Трудовую деятельность закончила заместителем директора Сергея Федоровича Мохова. Муж Владимир Ильич Суриков тоже работал на комбинате. Возглавлял электроотдел. Сын Игорь Владимирович Суриков — врач.