Два года и пять месяцев тяжелейших испытаний для ленинградцев
Среди дней воинской славы 27 января 1944 года – день окончательного освобождения Ленинграда от фашистской блокады – занимает особое место.
Ленинград – второй по величине и значимости город Советского Союза с населением более 2,5 миллионов человек и важнейший порт на Балтийском море – еще на этапе планирования войны против СССР рассматривался немецким командованием как одна из основных целей кампании.
В плане «Барбаросса» было прямо сказано, что наступление на Москву можно будет начинать только после захвата Ленинграда и главной базы Балтийского флота – Кронштадта. С началом боевых действий на Восточном фронте эта часть плана не претерпела изменений.
В июле 1941 году наступление немцев на Ленинград было остановлено на так называемом Лужском рубеже обороны. Система оборонительных сооружений на реке Луга длиной 175 и глубиной 12 километров была построена руками ленинградцев и резервных частей в течение первого месяца войны.
В конце августа 1941 года Красная армия под Старой Руссой провела сильный контрудар. Однако после первоначального успеха советские войска были оттеснены на исходные позиции, частично окружены и разбиты. Тем не менее, под Старой Руссой группа армий «Север» была вынуждена бросить на отражение советского контрнаступления авиацию и войска, чьей целью был Ленинград. Красной армией было выиграно время.
В августе 1941 года в группу армий «Север» были переданы танки из группы армий «Центр» и пикирующие бомбардировщики. Концентрацией сил танков, авиации немцам удалось взломать Лужский рубеж и окружить оборонявшие его советские войска.
Несмотря на то что враг стоял у ворот Ленинграда, Кировский завод продолжал выпускать танки. Из его цехов один за другим выходили тяжелые КВ, которые не раз создавали для немцев критические ситуации на подступах к городу на Неве.
В сентябре 1941 года у ворот Ленинграда штабист из немецкого 41-го моторизованного корпуса написал фразу, которая лучше всего характеризует использование новых советских танков: «У него (противника) нет достаточного количества пехоты, однако тяжелые танки представляют собой препятствие, борьба с которым отнимает много времени».
Уже 30 августа немцами были перерезаны железная дорога и шоссе, связывавшие Ленинград со страной. С севера на подступы к городу вышли союзники Германии – финны. Сухопутная связь с Большой землей оказалась прервана. Город на Неве был отрезан от всех своих гидроэлектростанций – Свирской и Волховской. 8 сентября немцы вышли к Ладожскому озеру и взяли Шлиссельбург.
С занятием вермахтом этого города и выходом финнов на Карельском перешейке к границе 1939 года и реке Свирь между Ладожским и Онежским озерами началась не имевшая прецедентов в новейшей истории осада крупного города, которая продолжалась 882 дня – два года и пять месяцев.
Руководство Советского Союза быстро осознало опасность гибели сотен тысяч человек, и уже в сентябре 1941 года предприняло попытки разорвать кольцо вокруг осажденного города. Немцы вышли на берег Ладожского озера на узком, всего в 12 километров, участке в районе Шлиссельбурга. Именно на этом участке в течение полутора лет в основном и предпринимались попытки снятия блокады.
В первый месяц блокады на улицах города было установлено полторы тысячи громкоговорителей. Радиосеть доносила до населения информацию о налетах и воздушной тревоге.
Быстрый ритм метронома означал воздушную тревогу, медленный – отбой. Ритмичные звуки метронома, под которые протекала жизнь ленинградцев, стали одним из символов блокады.
8 сентября объектом немецкой бомбардировки стали Бадаевские склады – деревянные хранилища продовольствия в Ленинграде. Зарево пожара было видно даже с окраин города. Из уст в уста ленинградцы передавали страшную новость о сгоревших запасах сахара и муки. Однако ситуация была гораздо хуже, чем жители города могли себе представить: сгоревших продуктов в лучшем случае хватило бы на неделю, а Ленинграду требовалась минимум тысяча тонн продовольствия в день.
Прорыв немцев к южному берегу Ладожского озера прервал как перевозки по железной дороге, так и по каналу. Защитникам города нужно было заново строить причал на западном берегу озера. Первые баржи выгружались прямо на необорудованный берег уже через неделю после начала блокады. Так родилась трасса, получившая название «Дорога жизни». В течение первого месяца ее работы в город удалось доставить 10 тысяч тонн продовольствия, которого не хватило и на 10 дней.
В июле с введением карточной системы рабочие в Ленинграде получали по 800 граммов хлеба в день, а иждивенцы – 400 граммов. Но к началу октября нормы были снижены в два раза, а в конце ноября город подошел к порогу гибели: выдача хлеба уменьшилась до 250 граммов рабочим и 125 граммов остальному населению. Качество хлеба упало, в него домешивали горелую муку с Бадаевских складов, иногда различные примеси, в том числе и пищевую целлюлозу от переработки древесины на фабрике Госзнака, где до войны печатали деньги. Начался голод.
К 26 сентября линия фронта под Ленинградом стабилизировалась и оставалась практически неизменной вплоть до прорыва блокады в январе 1943 года.
Морозная зима 1941-1942 годов вселяла надежду – встанет лед и ситуация со снабжением улучшится. Однако снова сказался коварный характер Ладожского озера: оно никогда не замерзало полностью, открытая вода ломала лед, он трескался. 20 ноября, когда толщина льда достигла 180 миллиметров, на лед вышли конные обозы, через два дня – машины. Двухтонные грузовики везли по два-три мешка. Но даже при такой осторожности несколько машин затонуло.
Общая протяженность военно-автомобильной дороги №101 («Дорога жизни») составляла около 30 километров. На льду оборудовали пункты питания, технической помощи, заправки и медпункты. В зависимости от погодных и военных условий маршрут менялся. Прямо на льду в снежно-ледяных окопах установили пулеметные точки. Защищали «Дорогу жизни» также зенитки и истребительная авиация.
За первый месяц работы трассы утонуло и застряло в полыньях почти 300 машин. Но цель была достигнута – 25 декабря впервые норма выдачи хлеба в Ленинграде была повышена и в дальнейшем уже не снижалась. Через месяц она была вновь повышена, а еще через три недели вернулась на уровень 500 граммов для рабочих и 300 граммов для иждивенцев. Были возвращены в рацион крупы, макароны, жиры, а с апреля – мясо.
Тем не менее, январь и начало февраля 1942 года стали самыми страшными месяцами Ленинградской блокады, когда умирало до 4 тысяч человек ежедневно, в отдельные дни – до 7 тысяч. Первую половину января все неработающее население города никаких продуктов по карточкам вообще не получало.
Выработка электроэнергии сократилась до 4% от довоенного уровня. В январе установилась морозная погода, и температура падала до -30 и ниже. Водопровод и отопление не работали, на дрова шла мебель, заборы, доски и бревна из разрушенных бомбежками зданий.
Первые попытки деблокировать Ленинград, предпринятые осенью 1941 года, были достаточно плохо организованы. К тому же все внимание руководства страны и Красной армии было занято обороной столицы Советского Союза.
В январе 1942 года, когда врага погнали от Москвы и Ростова-на-Дону, настало время для крупной операции под Ленинградом. Планировалось не просто снять блокаду: декабрьская директива Ставки Верховного главнокомандования требовала «разбить противника», «окружить и <…> пленить или истребить его». Такие амбициозные задачи ставились явно на волне успехов в контрнаступлении против немецкой группы армий «Центр» под Москвой.
Но уже в феврале наступление Красной армии выдохлось. Советские войска оказались в полуокружении, но еще стойко обороняли его периметр. Построение обороны в болотистой местности было чрезвычайно трудным. Окопы быстро заполнялись грунтовыми водами, приходилось строить настилы, через болота прокладывать гати. Прорвать Ленинградскую блокаду весной 1942 года так и не удалось.
В первой половине февраля 1943 года планировалось подготовить и провести операцию по разгрому противника в районе поселка Мга и очистить Кировскую железную дорогу.
Подготовка операции и обучение войск длились почти месяц. Всего в операции было задействовано более 300 тыс. бойцов, почти 5000 орудий и минометов, более 600 танков и 809 самолетов. Со стороны захватчиков — лишь около 60 тыс. бойцов, 700 орудий и минометов, около 50 танков и САУ, 200 самолетов.
Начало операции было отложено до 12 января — реки еще не успели достаточно промерзнуть. Войска Ленинградского и Волховского фронтов нанесли встречные удары в направлении поселка Синявино. К вечеру они продвинулись на три километра навстречу друг другу с востока и запада. К концу следующего дня, несмотря на сопротивление противника, расстояние между армиями сократилось до 5 км, а еще через день — до двух.
К 18 января войска Ленинградского и Волховского фронтов максимально приблизились друг к другу. В поселках у Шлиссельбурга они раз за разом атаковали противника. Утром 18 января войска Ленинградского фронта штурмом взяли Рабочий поселок №5. С востока туда пробилась стрелковая дивизия Волховского фронта. Бойцы встретились. Блокада была прорвана.
Операция завершилась 30 января — вдоль берега Невы был образован коридор шириной 8-11 км, который позволил восстановить сухопутную связь Ленинграда со страной.
Блокада Ленинграда завершилась 27 января 1944 года, когда Красная армия с помощью кронштадтской артиллерии заставила нацистов отступить. Героическая оборона Ленинграда стала символом мужества советского народа.
Более 350 000 солдат, офицеров и генералов награждены орденами и медалями, 486 из них присвоено звание Героя Советского Союза. Около 1,5 млн человек были награждены учрежденной в декабре 1942 года медалью «За оборону Ленинграда». Сам город стал городом-героем (1965 год).
Лев Крымов
Фото: Фонд «Русский мир»