Андрей Титов: «Дзюдо — это спорт, имеющий  воспитательное воздействие»

Последние исследования показали, что дети, демонстрирующие успехи в спорте, обгоняют своих сверстников и в других видах деятельности.

 

Тренировки помогают детям избежать многих проблем в дальнейшей жизни. Так, регулярные занятия физкультурой и спортом препятствуют возникновению у детей многих распространенных среди школьников заболеваний, отвлекают их от сидячего образа жизни. Кроме того, юные спортсмены в обычной жизни чаще всего применяют те же принципы самоотверженной и напряженной работы, что используют и на тренировках.

Такой точки зрения придерживается и тренер секции дзюдо Тейковской детско-юношеской спортивной школы А.А. Титов.

Андрей Александрович родом из Челябинска. В том же году, когда родился, с родителями переехал в Тейково.

«Заниматься единоборствами стал в 11 классе. Дело доходило до того, что было 12 тренировок в неделю. Первым тренером был Владимир Андреевич Кузнецов. На второй год занятий в секцию самбо из армии пришел Василий Николаевич Ефремычев. С ним мы много работали. Я занимался и участвовал в турнирах по самбо, а позже и дзюдо.

Пробовал себя в тренировочном процессе, помогая друзьям, которые уже занимались тренерской деятельностью. Потом стал тренировать сам. Когда пришел в Тейковскую ДЮСШ, была свободна вакансия тренера по дзюдо. Начал  изучать особенности данного вида единоборств. После того, как родилась дочь Виктория, начал ее тоже привлекать к тренировкам. Сейчас ей 7 лет, дзюдо занимается третий год», — рассказал о себе Андрей Александрович Титов.

— Продолжаете ли вы участие в спортивных турнирах?

— Раньше спортивный век борцов был не очень долог. Сегодня же проводятся турниры для ветеранов по самбо и дзюдо. По дзюдо с 30 лет, по борьбе самбо – с 35 лет. Последний раз в турнирах участвовал два года назад, но после того как получил травму, сосредоточился на тренерской работе. 

— Чем лично вас привлекает дзюдо?

— «Дзюдо — это путь к наиболее эффективному способу использования духа и тела. Сущность дзюдо заключается в постижении искусства нападать и обороняться через упорные тренировки, закаляя тело и воспитывая волю», — так писал основатель дзюдо Дзигоро Кано. Дзюдо — это вид спорта, имеющий сильное воспитательное воздействие на личность. Дзюдоисты должны понимать, что в противоборстве соперник — не враг. Ты сам становишься сильнее, если соперник сильный.

В главном японском центре дзюдо «Кодокан» есть эмблема в виде восьмигранного лепестка лотоса, внутри которого красный круг. Он означает, что внешне ты должен быть спокойный. Ты не должен выдавать агрессию, а вот внутри у тебя должен гореть жар – раскаленный металл в сердце. Когда защищаешь честь города, региона на соревнованиях, в эти моменты должен проявить сильные качества, а уходя с татами — сохранять спокойствие.

— Порой у людей, достаточно далеких от спорта, складывается мнение, что в работе тренера нет ничего сложного. Подбирай талантливых детей, занимайся с ними, и все — можешь ожидать высоких результатов.

— Это не так. От первых шагов воспитанника на татами до его превращения в мастера проходит длительное время. К сожалению, не каждому ребенку под силу пройти этот путь. Нередко бывает так, что приходят в секцию заниматься дети, у которых все легко получается. Они физически сильнее  сверстников, думают на шаг вперед, в схватке резче и быстрее. Но со временем это не приводит к высоким результатам. А есть спортсмены, которые на первых порах не демонстрируют выдающихся качеств, ходят  на тренировки, а затем резко «выстреливают» на престижных турнирах.

Чтобы окончательно определить спортивную пригодность ученика, требуется не один год, и большую роль играют личные качества тренера. При этом в ходе тренировочного процесса целью тренера являются не только спортивные достижения ребенка, но и воспитание всесторонне развитого, образованного человека.

— Кто ваши воспитанники?

— В секции мы делим своих воспитанников не только по возрастным группам, но и по уровню подготовленности спортсменов. Старшая группа у нас составлена из ребят 2007 г.р., но в ней занимаются спортсмены даже 2013 г.р. Так как они довольно крепкие и тяжелые, в младшей группе им делать нечего, там даже нет таких весовых категориях. Занимаясь в старшей возрастной группе, они тренируются с более сильными соперниками, тактически и физически развиваются более активно.

— В последнее время видна такая тенденция, что в дзюдо активно приходят и девочки.

— Да, у нас уже есть такие спортсменки, которые в секцию ходят по шесть лет. Очень давно занимаются Кира Мокрова, Ева Пузыренко. Выступают они не только на турнирах по дзюдо, но и по самбо, а также универсальному бою. Приводят в школу девочек родители, которые сами раньше занимались единоборствами. Например, Катя Кочеткова. Папа — бывший самбист, мама занимается пауэрлифтингом.

— Важным моментом в воспитании юного спортсмена является участие в соревнованиях.

— Соревнования — это возможность оценить собственные силы, применить полученные на тренировках навыки, умения и знания. Победа на любом турнире – лучший стимул для борца к дальнейшему росту.

А если проиграл? Задача тренера с особым вниманием отнестись к тем воспитанникам, которые проиграли. Тренер всегда найдет слова поддержки, похвалит их за положительные моменты, убедит, что победы еще впереди. Скажу более. Были у моих воспитанников такие схватки, которые они проигрывали, но именно в этих поединках демонстрировали свою лучшую борьбу.

Участие в различных турнирах является действенным средством повышения мастерства в любом виде спорта. Но  надо понимать, что слишком частые старты утомляют неокрепшую нервную систему ребенка, у него со временем может пропасть желание состязаться. Поэтому при выстраивании учебно-тренировочного процесса мы строим подготовку таким образом, чтобы юный дзюдоист был на пике своей формы к главным соревнованиям сезона.

— Родители пытаются вмешиваться в тренировочный процесс?

— Наставник занимается с детьми на протяжении долгого времени, у него накоплен опыт работы и ему виднее, что ребенку нужно для развития. Когда родители начинают пытаться влиять на тренировочный процесс, это отрицательно сказывается на подготовке юного спортсмена. К сожалению, такие примеры есть и у нас. Итог – снижение уровня физической, технической и тактической подготовки.

Еще один момент. Мы стремимся с самых первых дней занятий прививать ребенку самостоятельность на тренировках и соревнованиях. И когда встречаешь своих бывших учеников, а некоторым уже по 30 – 35 лет, они тебя благодарят, говорят, что было непросто, но полученные навыки и знания в итоге им очень пригодились не только в спорте, но и в обычной жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика