Отец электродуговой сварки

В августе в Лухе прошли праздничные мероприятия, посвященные 180-летию со дня рождения русского изобретателя Н.Н. Бенардоса.

 

К сожалению, имя этого талантливого человека подзабыто у нас в стране, а большинство изобретений остались без применения. Хотя самое главное его инженерное открытие — электрическая сварка металлов – широко распространилось по всему миру.

Николай Николаевич Бенардос родился 26 июля (7 августа) 1842 г. в деревне Бенардосовка Елисаветградского уезда Херсонской губернии.

Основной наследственной профессией мужчин в роду Бенардосов была военная служба. Родословная Бенардосов в России ведет свое начало от деда Николая Николаевича — Пантелея Егоровича Бенардоса, который родился в 1763 году в Греции. Подростком он приехал в Санкт-Петербург, окончил при Артиллерийском корпусе гимназию, а затем и кадетское училище, из которого вышел в звании прапорщика.

Пантелей Егорович принял участие в суворовских походах в годы войны с Турцией и отличился во время штурма Измаила. Будучи в чине генерал-майора, в Отечественную войну 1812 года он командовал полком. Выйдя в 1814 году в отставку из-за ранений, Пантелей Егорович Бенардос поселился в Херсонской губернии.

Отец выдающегося изобретателя, Николай Пантелеймонович, также являлся военным и в 1853-1856 годах участвовал в Крымской войне. Выйдя в чине полковника в отставку, он осел в родовом имении Бенардосовке. Матушка же Николая Николаевича, Екатерина Васильевна Свешникова, являлась дочкой крупного помещика Костромской губернии и получила при замужестве леса вблизи деревеньки Лух.

Детство свое Н.Н. Бенардос провел в имении родителей в Херсонской губернии. Родители хотели, чтобы их сын продолжил семейную традицию и стал офицером. Однако когда Коля подрос, стало понятно: у него нет склонности к военной службе. Зато с юных лет мальчик проявлял большое влечение к ремеслам.

В 1862 году Николай поступил на медицинский факультет Киевского университета. В ходе обучения на врача юноша сделал свое первое известное изобретение, которым стала изготовленная из серебра зубная пломба. Несмотря на успехи в изучении наук, медицина Бенардосу пришлась не по душе. В 1866 году он оставил университет и поступил в открывшуюся в 1863 году Московскую лесную и земледельческую академию по направлению сельскохозяйственных наук.

В 1867 году в Париже начала работу Всемирная выставка, которой молодой Бенардос сильно заинтересовался. Николай взял в академии отпуск и отправился на выставку. Вернувшись, Бенардос придумал и опробовал ряд своих новых изобретений, которые лежали в области модернизации сельскохозяйственных орудий.

В конце 1867 года Бенардос  впервые посетил деревеньку Лух. Здесь он совместно с решением ряда хозяйственных проблем обследовал, подготовив к межеванию, дедовские лесные владения. Лух Бенардосу понравился. Впоследствии он неоднократно приезжал в это место.

В одно из подобных посещений в жизни Николая Николаевича случилось важное событие — он познакомился с дочерью хозяина постоялого двора Анной Алексеевной Лебедевой, а в 1868 году женился на ней. Позднее у них родилось четверо сыновей и дочь. Двое мальчиков умерли в детстве, а двое других выросли, получили хорошее образование и стали электротехниками.

Очарованный окружающей природой, он решил осесть в этих краях и поначалу заняться хозяйственной деятельностью. На лесном участке, перешедшем к нему от матери, Николай Николаевич в двенадцати километрах от Луха выстроил  усадьбу «Привольное». При усадьбе имелся просторный двухэтажный дом, кузница, оранжерея, фруктовый сад, а также отлично оборудованные деревообделочные, механические и слесарные мастерские. Именно здесь Бенардос последующие несколько лет создавал свои творения.

Среди изобретений Николая Николаевича преобладали транспортные и сельскохозяйственные средства — жатвенная машина, модернизированные плуги и сеялки, пароходные колеса, металлические шпалы и многое-многое другое. Сконструировал Николай Николаевич и спецснаряд для перевозки различных тяжестей. Изобретение получило патент и благодарность санкт-петербургского Сельскохозяйственного музея, ряд землевладельцев завели подобные устройства в своих хозяйствах, но в промышленное производство снаряд так и не внедрили.

Исследователи до сих пор не выяснили точно, сколько всего изобретений сделал Николай Бенардос. В некоторых источниках перечислено около 80 технических открытий, в других  почти 200. Николай Николаевич с одинаковым азартом занимался и масштабными проектами, и созданием «мелочей», призванных упростить людям их работу. При этом некоторые из его «придумок» предвосхитили появление очень распространенной в современном мире техники.

Например, весной 1877 года Бенардос наконец осуществил свою мечту – пароход — вездеход. Судно имело своеобразный вид. У него не было столь характерной для обычных кораблей заостренной носовой части. Это обусловливалось конструктивной особенностью: нижняя, погруженная в воду, часть состояла из двух огромных металлических бочек, расположенных поперек корпуса.

Похоже на современный понтон, однако в отличие от него поплавки для своего парохода изобретатель сделал вращающимися, они были снабжены осями и могли приводиться в движение вручную. Благодаря наличию катков-поплавков пароход приобретал дополнительные возможности по преодолению препятствий. Для испытания модели Бенардос предпринял путешествие на 360 верст по мелководному Луху, а потом и по Клязьме до Гороховца.

После этого судно было доставлено в Санкт-Петербург. Несмотря на успешные испытания первой модели, новый вид транспорта не заинтересовал ни одного промышленника и чиновника, и был разобран на дрова.

В 1876 году в жизни Н.Н. Бенардоса произошло важное событие. В одну из поездок за границу он познакомился с Павлом Николаевием Яблочковым — выдающимся русским изобретателем, автором всемирно известной «дуговой свечи» — дуговой лампы без регулятора. Между ними возникли творческие связи, перешедшие в большую дружбу. Через Яблочкова он познакомился с виднейшими зарубежными и русскими электротехниками того времени.

А в середине 70-х гг. Бенардос свел знакомство с другим инженером-самоучкой Андреем Бюксенмейстером, жившим неподалеку от него в Кинешемском уезде и основавшим там же в 1878 году завод по изготовлению электродуговых ламп, угольных изделий и аккумуляторов (впоследствии завод «Электроконтакт»). Владелец завода присылал Бенардосу электроугли, электрохимические источники тока и прочие необходимые для исследований материалы, а также сам принял участие в ряде экспериментов с аккумуляторными батареями.

Заслуженную мировую славу Бенардосу принесли изобретения в области электросварки и электротермии, и в первую очередь его способ соединения и разъединения металлов действием электрического тока, названный изобретателем «электрогефест».

Еще в ходе постройки парохода ему довелось соединять большие металлические детали. Это делалось кузнечной сваркой. Но в мастерских изобретателя не имелось крупных нагревательных печей. И тогда он решил греть кромки деталей  вольтовой дугой. Тогда исследователь и обнаружил, что в некоторых местах еще до проковки металл оплавляется и спаивает небольшие участки. С идеей связывать металлы вольтовой дугой в 1879 году Николай Николаевич отправился к своему старому знакомому Яблочкову. Павел Николаевич, сразу уразумев, какие огромные перспективы являет способ сварки металлов с помощью электричества, тут же взял его к себе на работу.

Завод был основан при товариществе «Яблочков-изобретатель и К°». Руководство заводом предоставило изобретателю возможность проведения необходимых опытов, связанных с воплощением в жизнь идей использования тепла электрической дуги.

Исследования по спайке металлов Николай Николаевич завершил за границей. В 1882 году в мастерской Кабата исследователь впервые продемонстрировал новый метод электросварки. В 1884 году Бенардос вернулся в Санкт-Петербург и с увлечением продолжил совершенствовать метод дуговой электросварки.

Несмотря на наличие большого количества изобретений, Бенардос не извлекал из них никаких доходов.

Семья его разорялась. В 1884 году в связи с неуплатой долгов с молотка пошла выстроенная им усадьба. Ранее были проданы доставшиеся по наследству леса в Юрьевецком уезде. На оставшиеся деньги только в 1885 году Бенардос смог отправить заявку на получение патента на свой способ дуговой электрической сварки. И лишь в декабре 1886 году Николаю Николаевичу была выдана привилегия под №11982 на «Способ разъединения и соединения металлов действием электрического тока» сроком на десять лет.

Жизненные волнения отразились на здоровье изобретателя. Особенно оно стало сдавать в конце 1890-х годов. Повлияли на это работы со свинцовыми аккумуляторами — эксперименты привели к отравлению организма. В начале нового века состояние Бенардоса ухудшилось. Долгое время он лежал в московской больнице, потом почти год жил и лечился у старшего сына Николая. Находясь на излечении в начале 1902 г. Бенардос принял участие в работе второго Всероссийского электротехнического съезда, на котором был избран почётным председателем. Тем не менее, лечение уже не могло спасти подорванное здоровье. Постаревший и ослабленный он вернулся в Фастов, и 21 сентября 1905 г. скончался в местной богадельне. В стране в то время бушевала первая революция, и на смерть гениального русского изобретателя не откликнулось ни одно периодическое издание.

 

Александр Романов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика