Финансовая грамотность. Помогите пожилым людям

Кибербезопасность

Проверьте настройки безопасности на ключевых сайтах, которыми пользуется старшее поколение: надежность пароля на Госуслугах, в почте, онлайн-банке, социальных сетях, при необходимости обновите пароль, установите дополнительную защиту. На всех устройствах, которыми пользуются родственники, установите антивирус, проверьте, включено ли автоматическое обновление ПО.

Телефонное мошенничество является одним из главных каналов хищения средств у граждан с использованием умышленного введения жертв в заблуждение. Объясните старшим родственникам, что злоумышленники могут представиться сотрудниками банка, пенсионного фонда, полицией. Могут говорить об угрозе счету, предлагать получить компенсацию, угрожать уголовным преследованием. Их цель – вывести из равновесия, узнать конфиденциальную информацию и похитить средства. При любом подобном звонке рекомендуйте ни в коем случае не вступать в диалог, не сообщать данные. Пусть ваши близкие научатся просто сбрасывать звонок и класть трубку. И сразу же сообщать о таком звонке родным и друзьям, которым доверяют на 100%. А те помогут связаться с организацией, от имени которой якобы звонил собеседник, по официальным телефонам.

Нелегалы на финансовом рынке

Предупредите родственников о нелегальных финансовых организациях, которые охотятся за их сбережениями. Большинство финансовых пирамид ориентировано как раз на пенсионеров — они могут называют себя «кассами взаимопомощи», потребительскими обществами или кооперативами. Предлагают вложения в фермерские хозяйства, недвижимость и другие якобы доходные инвестиционные продукты. Но при этом зачастую даже не могут толком объяснить, на что именно идут вложенные средства. Обещают повышенный процент от инвестиций, гарантируют прибыль и уверяют, что все средства застрахованы. Подобные сомнительные организации имеют физические офисы, где активно убеждают пенсионеров заключить договор и вложить средства. Бывает, пожилые люди попадают в подобные организации по рекомендациям соседей или друзей, которые не разобравшись вложили средства. Сообщите родственникам, что принимать деньги у граждан имеют право только финансовые организации, поднадзорные Банку России: они должны иметь на это разрешение регулятора. Проверить легальность компании можно на официальном сайте cbr.ru Здесь же расположен список компаний с выявленными признаками нелегальной деятельности, с которым также нужно свериться перед взаимодействием с той или иной финансовой организацией.

Мисселинг

Надежным и застрахованным от лица государства способом сбережения средств является только вклад в банке. Однако стоит предупредить пожилых родственников, что здесь можно столкнуться с таким явлением как мисселинг – это когда клиента умышленно вводят в заблуждение относительно предлагаемой услуги и продают совсем не то, за чем он пришел. Вместо вклада недобросовестные сотрудники финансового учреждения могут навязать, например, полис инвестиционного страхования жизни (ИСЖ), паи ПИФов и другое. Все это легальные финансовые продукты. Доход по ним действительно может быть выше процента по депозиту, но может принести и убытки, которые никто не покроет. Если пожилой клиент пришел в банк именно для того, чтобы открыть вклад с гарантированным процентом и государственной страховкой, необходимо проверить договор. В нем обязательно должно присутствовать слово «вклад», и договор должен быть заключен только с банком, а не со страховой или управляющей компанией, в договоре должен быть четко прописан процент. Спросите у менеджера о застрахованной сумме: она должна быть 1,4 млн рублей. Обтекаемой фразы типа «защита капитала» быть не должно.

Технологические сервисы

Не так давно Банк России выпустил специальные рекомендации для кредитных учреждений, в которых указал, какой должна быть дополнительной защита уязвимых категорий граждан (людей с инвалидностью, пожилых) от различных видов мошенничества — в том числе с применением методов социальной инженерии. Регулятор считает, что человек должен самостоятельно решать, необходимо ли ему подключение дистанционных каналов доступа к банковскому счету, а не получать этот доступ по умолчанию в пакете с остальными услугами. А также именно сам клиент должен устанавливать ограничения по параметрам операций (это может быть сумма, количество или закрытый перечень доступных получателей) плюс пользоваться опцией, которая позволит скрывать счета, вклады или карты в мобильном приложении. Банк России также порекомендовал финансовым учреждениям внедрять так называемый сервис «второй руки», когда человек может по договоренности с другим клиентом этого банка назначить его своим помощником. Если вы станете для своих старших родственников и друзей такой «второй рукой», то, заметив какую-то необычную активность, похожую на мошенничество, совместно сможете защитить средства, нервы и здоровье.

 

Юлия Еременко

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика