Рождество Христово

Христос родился в Вифлееме иудейском. Такими словами начинается рождественский рассказ Евангелия от Матфея.

 

Но эта история, волнующая и  трепетная, имеет очень долгую и  трагическую прелюдию, которая длилась не одно тысячелетие и была необходима для подготовки мира к пришествию его Спасителя, Бога и Царя.

 

Время ожидания

К моменту пришествия Спасителя ветхозаветный период подходил к концу. Уже триста лет не звучали голоса пророков, Палестина стала частью Римской империи, а иерусалимский трон занял царь Ирод.

С одной стороны, он стремился любыми способами угодить толпе, развернул широкомасштабное строительство и  в самом Иерусалиме, и  далеко за его пределами, а во время голода приказывал обменивать личное золото на египетское зерно. Но такая щедрость правителя мотивировалась отнюдь не добротой, а тонкой расчетливостью, с которой он делал каждый свой шаг.

С другой стороны, находилось немало и тех, кого не удавалось подкупить ни золотом, ни хлебом, ни зрелищами. Против них монарх применял самые жестокие меры. Однако постоянная борьба за сохранение власти и вечная боязнь потерять престол привели к появлению у царя болезненной подозрительности, которая с годами становилась все сильнее.

И все же власть иудейского тирана не была безграничной — над ним стоял император Рима, который мог в один миг лишить Ирода всех прав и привилегий.

Между тем люди помнили о славном прошлом своей страны — о временах Давида и Соломона, когда Израиль мог соперничать с великими державами Древнего Востока. А еще в народной памяти жило обетование Божье — то самое, которое Он дал Аврааму, Исааку, Иакову, Моисею и многократно повторял через святых пророков, — обетование Мессии. Иудеи знали, что Избавитель должен прийти.

К моменту Рождества подобные ожидания достигли своего пика. Но Бог почему-то медлил, словно Он тоже чего-то ждал. Точнее, не чего-то, а Кого-то. Он как будто всматривался в Свой народ, ища среди израильских девушек Ту, которая смогла бы стать Матерью Искупителя. И вот, наконец, такая избранница появилась — это была Мария, совсем юная сирота, взятая на попечение престарелым плотником Иосифом.

 

Благовещение и Рождество

Как говорит предание, Мария жила на попечении Ее дальнего родственника Иосифа, который жил в  галилейском городе Назарет на севере Палестины и зарабатывал на жизнь плотницким ремеслом. Формально старец стал мужем юной Девы, но никогда не прикасался к Ней как к  женщине. Он полюбил Ее как дочь, окружил заботой, а Она помогала ему во всех делах, где нужны женские руки.

Еще до того как перейти в  дом будущего мужа, Мария получила Благую весть о  рождении Спасителя. Предание рассказывает, что Она часто читала Священное Писание и, когда доходила до мест, где пророки возвещали о пришествии Спасителя, в глубине души мечтала быть хотя бы служанкой в доме родившегося Мессии.

Однажды во время таких размышлений Деве явился ангел. Он возвестил, что Бог именно Ей доверил стать Матерью Спасителя: Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога. И вот, зачнешь во чреве и  родишь Сына, и  наречешь Ему имя: Иисус…

Иосиф не знал о Благовещении. Поэтому, обнаружив, что Мария носит под сердцем Дитя, сильно смутился. Старец подумал, что у нее была связь с  мужчиной. Жалея девушку, он хотел дать ей развод и тайно отпустить, чтобы об этом не стало известно людям. Но тут ему явился ангел: Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в  Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и  наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их.

Тем временем в Палестине проводилась перепись населения. Чтобы пройти регистрацию, нужно было прибыть в город своих предков. Поскольку Иосиф был прямым потомком Давида, ему предстояло вместе с Марией направиться в Вифлеем — небольшой населенный пункт на юге Иудейского царства, который считался родиной легендарного царя и находился в десятке миль от Иерусалима.

Дорога оказалась дальней и трудной, у Марии начались схватки. Проехав от Галилеи более ста миль верхом на ослике, в Вифлееме Она почувствовала, что вот-вот родит. Стали искать подходящее место. Но город был переполнен людьми, прибывшими сюда пройти перепись, и свободных мест в гостиницах не нашлось. Даже дома местных жителей — и те были заняты приезжими.

Ни одна хозяйка не захотела связываться с роженицей даже за деньги. Святому семейству не оставалось иного выхода, как покинуть неприветливый город. На выезде они увидели небольшое углубление в скале, которое местные пастухи использовали в качестве загончика для скота. Здесь Мария и родила.

 

Поклонение пастухов и Сретение

Над Палестиной стояла тихая звездная ночь.

Святое семейство отдыхало после трудного пути, новорожденный лежал в яслях и мирно спал.

Вдруг двери загона скрипнули, в  пещерку вошло несколько пастухов. Они были очень взволнованы, но вели себя сдержанно и даже с некоторой опаской.

Немного постояв у яслей Младенца и поклонившись Ему напоследок, пастухи ушли, славя Бога и  размышляя над всем, что с  ними произошло.

Утром семейству все же удалось снять комнатку в одном из домов. В Назарет решили пока не возвращаться  — Мария была еще слаба, да и дорога предстояла неблизкая.

По Закону Моисея, помимо обрезания над первенцем мужского пола совершался еще один обряд — очищения, когда родители на сороковой день после рождения малыша приносили в Иерусалимском храме особую — «искупительную» — жертву. Вифлеем находится гораздо ближе к Иерусалиму, чем Галилея, поэтому дважды проделывать путь туда и обратно для Святого семейства было утомительно.

На восьмой день от роду Иисус был обрезан, а на сороковой — принесен отчимом и Матерью в храм. Совершив все необходимое и дав в жертву двух голубей (на большее у супругов просто не было денег), Иосиф и Мария уже направлялись обратно, когда в одной из храмовых галерей их подозвал к себе очень старый человек.

В Иерусалиме его знали все. Это был Симеон. Давным-давно он похоронил всех своих родственников, на его глазах сменилось уже несколько поколений, а старец все еще жил. Он ждал исполнения предсказания, которое было послано ему Богом за неверие.

 

Поклонение волхвов и бегство в Египет

Спустя некоторое время после этой встречи с Симеоном в селение, где остановилось Святое семейство, въехал необычный караван. По всему было видно, что гости — иноземцы. Узнав, в каком из домов живут Иосиф, Мария и Ее Дитя, путешественники направились туда.

Пришельцы оказались волхвами  — мудрецами-учеными, которые пришли из далеких земель, лежащих к востоку либо к югу от Палестины. Трудно сказать, кем они были: то ли персами, то ли вавилонянами, то ли египтянами. Предание говорит, что эти люди были знакомы с ветхозаветными пророчествами о рождении будущего Спасителя, и поэтому, когда увидели знак свыше, сразу догадались, что это могло бы значить.

Знамением стала звезда, которая зажглась на Востоке и, вопреки законам астрономии, то стояла на месте, то двигалась по определенной траектории. Она будто звала за собою, и мудрецы решили довериться ей. В конечном итоге она привела их в Иудею, остановившись над Вифлеемом. Но, видимо, гости плохо ориентировались на местности, поскольку в это селение не заезжали, а сразу направились в Иерусалим.

Вопрос пришельцев звучал предельно просто: где находится родившийся царь Иудейский? Сначала он вызвал недоумение, поскольку в правящей семье уже много лет не было пополнения, а все сыновья Ирода давно достигли совершеннолетия. Потом выяснилось, что чужеземцы говорят о древнем полузабытом пророчестве, которое указывало на Вифлеем как на место рождения Мессии. Получив нужную информацию, мудрецы собрались уже покинуть столицу, но неожиданно были приглашены на аудиенцию к Ироду.

Нетрудно представить, как испугался Ирод. А вдруг этот младенец — действительно потомок рода Давида? Естественно, народ с  радостью пойдет за законным наследником, а ненавистного деспота, скорее всего, ожидает либо изгнание, либо лютая смерть от рук разъяренной толпы. И тогда Ирод решил применить хитрость.

Он сделал вид, что сам ожидает пришествия Избавителя, и попросил гостей, если они смогут найти Младенца, вернуться в Иерусалим и обо всем рассказать царю.

— Я хотел бы поклониться Ему, — сказал правитель мудрецам, а сам тем временем строил планы уничтожения Младенца.

Чужеземцы поверили монарху и  пообещали вернуться. Когда они пришли в дом, где жило Святое семейство, то поклонились Мальчику и подарили Ему и Матери привезенные с собою подарки — золото, ладан и благовонное масло.

Той же ночью Иосифу и мудрецам явился ангел. Мужу Марии он приказал срочно собираться в путь и бежать в Египет, а чужестранцам — возвращаться домой не через Иерусалим, а окольными путями. Не медля ни минуты, Святое семейство ушло на юг — к границе.

Озлобленный тиран приказал своим военачальникам отобрать самых жестоких солдат, скакать в  Вифлеем и  убить всех малышей мужского пола младше двух лет. Приказ Ирода был исполнен. Во всей округе стоял невыносимый стон — это матери оплакивали своих невинно убитых детей, которые стали первыми мучениками за Христа.

Все это время Святое семейство жило в Египте — здесь находилась тогда самая большая еврейская диаспора. Но все равно хотелось домой, в родную землю своих отцов. И вот однажды ангел явился ему во сне и сказал, что Ирод умер. Угрозы для жизни Иисуса больше не было. Получив радостную весть, Иосиф снова двинулся в путь.

Впереди была Святая Земля, обещанная Богом в наследство Аврааму и всем его потомкам. Та самая, где через тридцать лет прозвучат слова нового учения, которое навсегда изменит человеческую историю. Та самая Святая Земля, которая обагрится кровью Спасителя, пришедшего в мир спасти всех людей от греха и смерти…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика