Патриотизм — не пустые слова

Хорошо, что в школах  есть музеи.

Значит, нить времён не прервалась.

Значит, вместе все-таки сумеем

С прошлым удержать незримо связь.

Средняя школа №4 нашего города в 2021 году отметила свой 85-летний юбилей. За это время здесь прошли свое становление несколько поколений тейковчан. Школа гордится своими учениками и выпускниками, многие из которых стали известными в нашей стране и за ее пределами людьми. Это поэтесса Маргарита Агашина, прозаик Владимир Смирнов, Герой Социалистического труда, руководитель объединения «Горизонт» Виталий Калинкин, ученые, врачи, учителя, инженеры.  Здесь учили детей уникальные педагоги, которые помимо своей непосредственной образовательной деятельности, внесли большой вклад в развитие истории нашего города и области. Это доктор филологических наук Котков Сергей Иванович, учитель-краевед Кулагин Борис Павлович и многие другие. И поэтому, наверное, неслучайно здесь вот уже 54-й год существует и активно работает школьный краеведческий музей, который носит имя его основателя, Бориса Павловича Кулагина.

Вначале это была музейная комната в спортивном зале, в которой располагались стенды по истории школы, Тейковского хлопчатобумажного комбината и Великой Отечественной войны. Идейный вдохновитель создания школьного музея — ветеран Великой Отечественной войны, учитель истории Кулагин Борис Павлович понимал, как важно оставить будущему поколению воспоминания о великом прошлом страны. Он организовал школьников, учителей, родителей на сбор материалов. Их стараниями музей обогатился большим количеством исторических был паспортизирован.

С 1984 года школьный краеведческий музей после реконструкции занимает 3 зала. Первый зал – это история природы, быта и труда русского народа. Второй – история развития промышленности и сельского хозяйства в 19 – 20 веках, история революционного движения и Великой Отечественной войны. Третий зал посвящен истории школы. В фондах музея насчитывается 10350 экспонатов, большинство из которых являются подлинными. Каждый год в музее пополнение: и экспонатами, и юными любителями истории и краеведения.

В школьном музее стараниями его создателей и руководителей Кулагина Б.П., Полунина К.Н., Синайского Е.Н. и Кочкаревой Н.С. хранится большой материал по истории нашего города и края. Здесь предметы быта, труда и  одежда разных веков, материалы раскопок, проводимых в селе  Сахтыш, книги, журналы, газеты 19-20 веков, учебники, школьно-письменные принадлежности, фотографии, документы (паспорта, свидетельства о рождении, удостоверения, завещания, грамоты, свидетельства об окончании учебных заведений 19-20 веков, письма), деньги, медали.

Экспозиции рассказывают об истории развития страны, революционном движении в России, гражданской войне, первых социалистических пятилетках, об участии тейковчан в Великой Отечественной войне и работе в тылу, об истории школы и молодежных организаций в городе и крае, об истории и работе известного в области текстильного предприятия, созданного в 18 веке купцами Каретниковыми.

В музее имеется богатый материал о защитниках Отечества, который собрали и оформили учащиеся школы разных лет. Темы работ: «Герои Советского Союза», «Тейковчане – участники Великой Отечественной войны», «Женщины – участники Великой Отечественной войны», «В аду фашистских лагерей», «Тыл – фронту», «Дивизии, формировавшиеся в г. Тейково», «Памятники и обелиски», «Выпускники школы – участники Великой Отечественной войны», «Учителя и выпускники школы – участники Великой Отечественной войны», «Художники г.Тейково», «Поэты и писатели города и района».

В системе историко-краеведческого воспитания важное место занимает экскурсионно-массовая работа, которая предполагает подготовку и проведение экскурсий, а также использование музея в общественной жизни школы, включение его в единую систему учебно-воспитательной работы школьного коллектива.

Одной из форм изучения местного края, его истории и современного состояния является историко-краеведческая экскурсия, которая дает возможность учащимся знакомиться с подлинными памятниками истории, краеведческими объектами в их естественных условиях.

В практике работы нашего школьного краеведческого музея используются экскурсии по готовым музейным экспозициям, которые представлены на стендах, в витринах, смоделированы в уголке крестьянского дома. Такие экскурсии вносят в историческое представление учащихся образность, конкретизируют знания по истории края, воспитывают умение видеть главное, связывая частное, местное с общим, понять, что история малой родины тесно связана с историей страны. Материал, полученный на такой экскурсии, способствует повышению интереса к истории края, истории как науки, развивает чувства любви к своему Отечеству.

Другим видом экскурсии является экскурсия по определенным музейным экспонатам. Разрабатывая тематику экскурсий, учащиеся изучают специальную краеведческую литературу, анализируют фотодокументы, архивные материалы. В результате совместной творческой научно-исследовательской работы разработаны следующие тематические экскурсии:  «История русского чаепития. Самовар и пряник», «История открытого письма», «История русского фарфора», «Лепка из глины. Тейковские умельцы», «Часы и утюги», «Из истории денежного дела», «Русская национальная одежда 19-20 в.», «Стекло и хрусталь», «Выставка детского творчества. Рисунок и лепка», «Новогодняя игрушка», «Значки и марки СССР», «Заслуженный учитель РСФСР Борисова З.С.». В подготовке этих выставок принимают участие учащиеся школы, ветераны и жители города.

В практику входят проведение открытых выставок в летнее время для лагерей дневного пребывания и жителей города. Так, членами отряда «Наследие» проведены выставки фоторабот тейковского фотографа А. Плыщенко — «Лето 60-х», «Городской портрет», тематические экскурсии «История русского костюма», «Русская изба». Во время проведения выставок музей  расширяет границы своих залов, и экспозиции выставляются в вестибюле школы для большей доступности.

Ценность тематических экскурсий заключается в том, что учащиеся более детально знакомятся с историей экспонатов, их владельцами, судьбой связанных с ними людей, а также изучают в целом историю и культурное наследие русского народа.

 «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Кому не знакома эта простая истина? Однако в наше высокотехнологичное время дети предпочитают получать информацию дистанционно, посредством общения с компьютером. Человек, не умеющий видеть и ценить красоту, не станет беречь ее, не будет гордиться принадлежностью к культурным достижениям своего народа, а, следовательно, не сможет стать настоящим гражданином.  Избежать этого недостатка в воспитании юных граждан может помочь школьный музей.

Повышение  уровня познавательной активности личности происходит благодаря исследовательской работе. Ежегодно учащиеся школы ведут поисковую работу по разным направлениям. С материалами поиска они выступают на Днях науки, краеведческих конференциях, на городских и областных конкурсах. С исследовательскими работами «Ученики школы – участники Великой Отечественной войны», «Заслуженный учитель школы РСФСР Борисова З.С.», «Защитники Отечества», «История русского костюма» музей выступал на региональных конкурсах экспозиционно-выставочных комплексов «Стать гражданином своего Отечества».

При подготовке к празднованию 65-летия Победы совет музея выступил инициатором создания в городе памятника труженикам тыла. Учащиеся с данным проектом участвовали на муниципальном и региональном этапах Всероссийского конкурса «Я – гражданин России». Результатом стала установка в 2010 году памятника труженикам тыла недалеко от школы. Кроме этого, ребята участвовали в выпуске книги памяти о тружениках тыла и в акции «Возьми в пример героя». Ее результатом стала установка в школе мемориальной доски учителю школы, участнику Великой Отечественной войны Синайскому Евгению Николаевичу.

К 70-летию Победы над фашисткой Германией музей с юными краеведами принял участие в областном слете юных патриотов, а также в создании книги «Детство, опаленное войной», в которой собраны сведения о тейковчанах, относящихся к категории дети войны. Эта работа была проведена совместно с городским советом ветеранов.

В год 75-летия Победы, осложненном эпидемиологической ситуацией в связи с пандемией COVID, музей принял участие в двух региональных конкурсах школьных музеев «От героев былых времен», где занял призовое место. Большая работа проделана по подбору материалов  для областной книги памяти «Учителя в солдатских шинелях».

Музей создавался и пополнялся многими поколениями школьников. Фактически все учащиеся, так или иначе, проходили школу музея: в роли экскурсоводов, оформителей или в составе отряда «Наследие». Каждый год школьный музей посещает большое количество людей. Это учащиеся 4 школы и  других школ города, колледжей, воспитанники детских садов, жители и гости города.    

Музей – это центр патриотического воспитания. Главная цель школьного краеведения — воспитание у каждого школьника любви к Родине, которая начинается с любви к своей малой родине, городу, школе; воспитание у школьников бережного отношения к традициям народа, семьи, школы и стремление сохранить их и преумножить.

Воспитание  гордости  за  свою  страну    осуществляется путем  изучения   истории  своего  родного  края.  Через   воспитание  у  детей  любви  к  своему  отчему  краю, малой родине, у них формируется понимание сопричастности своего родного города к судьбе своего  Отечества.

 

Татьяна Коткова, руководитель школьного краеведческого музея имени Б.П. Кулагина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика