Музейные уроки знакомили с русской культурой
В рамках “Дней российской культуры” отделом музея Дворца культуры им. Ленина для школьников младших классов были организованы музейные уроки «Обряды, обычаи и традиции русского народа». На них побывали ученики 2-х и 3-х классов школы №4.
Уроки с элементами интерактива проходили в конференц-зале, вела их заведующая музейным отделом Дворца культуры Мария Юрьевна Юферова. Ее рассказ сопровождала компьютерная презентация по теме урока и выносной музейной выставки, представленной русской крестьянской одеждой и обувью, павлово — посадским платком, кухонной утварью: расписные ложки, подносы, разделочная доска, шкатулка, кукла-матрешка, плетеные вазы и хлебницы, а также самовар, изделия с росписью. В другой части выставки были представлены русские народные музыкальные инструменты – деревянная трещотка, ложки, кастаньеты, рожок, бубен, жалейка, дудочка, румба.
Эпиграфом к теме урока послужили строки, имеющие патриотическое, воспитательное значение для нас, русских людей: «Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим».
И уроки Мария Юрьевна начинала с беседы о русском народе – представителе восточнославянского этноса. Русский народ – коренные жители России, самая многочисленная этническая группа в Европе. Россия – многонациональное государство, на его территории проживает более 190 народов. Национальным языком русского народа является русский язык. Русского человека отличают широта души, сила духа, простота, доброта, гостеприимство, сострадание, великодушие, мужество и героизм при защите Отечества.
Дети внимательно слушали рассказ о национальной культуре, менталитете, о том, что такое традиции, обычаи, обряды, представляющие собой важные элементы культуры многих поколений русского народа, позволяющие отличаться ему от других народов.
И в рассказе, и на экране были представлены народный календарь, называемый на Руси месяцесловом, и русская изба, традиционно состоящая из двух частей: холодной – это сени, клеть, подклеть и теплой – с русской печью. В холодной хранили различную утварь, а в теплой части было разделение на «бабий кут», где хозяйки готовили еду и рукодельничали, и мужской угол, «конник», в котором занимались ремеслом мужчины.
Познакомились дети с представленными на выставке образцами крестьянского творчества и ремесла: вышитые женские кофты и рушники, мужские косоворотки, лапти. Шел на уроках рассказ и о празднично — обрядовой культуре. Дети вспоминали основные русские праздники – Рождество, Новый год, Крещение, Масленицу, Пасху, Троицу. Обряды русского народа — это православные обряды: Крещение, венчание, отпевание. В зоне внимания были и традиционная русская баня с парной и березовым веником, и обереги времен язычества, которые, по поверьям русского народа, надежно охраняли дома от болезней, «дурного глаза», стихийных бедствий, злых духов. В качестве оберегов изготовлялись куклы – тряпичные, соломенные, из веточек, сухой травы.
Еще одним разделом уроков было знакомство с русскими народными промыслами. «Хохлома», «Городецкая роспись», «Павловские платки», «Финифть», «Жостовская роспись», «Гжельская роспись», «Палехская миниатюра» были представлены на выставке в изделиях.
А русский народный фольклор лучше помогли понять музыкальные инструменты. Ведь русские песни – лирические, свадебные, хороводные, частушечные, плясовые – всегда сопровождает музыка. На одном из уроков побывали руководитель Народного ансамбля русских народных инструментов Татьяна Ивановна Афанасьева и гитарист Владимир Евгеньевич Додонов. Они познакомили с историей инструментов, играли на балалайке и гитаре русскую плясовую и русские наигрыши. Музыка звучала в разных темпах. А дети вместе с ними, стараясь попасть в такт, играли на шумовых инструментах.
Один из элементов русского фольклора, к которому относятся маски, своеобразный реквизит, костюмированные сценки, был обыгран участницей театральной студии «Факел» Дворца Ольгой Третьяк. Она «пожаловала в гости» к детям в образе Бабы – Яги, представившись Василисой Прекрасной. Ребята очень живо реагировали на эту сказочную героиню, общались с ней, отгадывали ее загадки на темы русских народных сказок.
Музейные уроки во Дворце культуры помогли школьникам расширить свои знания о своей стране России, ее народе и его обычаях, традициях, обрядах. Классные руководители Елена Васильевна Фомичева, Марина Геннадьевна Морозова и Марина Валентиновна Грущак выразили благодарность отделу музея в лице Марии Юрьевны Юферовой.
Татьяна Виноградова