Логопед — творец красивой и правильной речи
Согласно данным социальных сетей и запросов в популярных браузерах, поиск логопеда является одним из самых популярных.
Редакции “Нашего времени” удалось побеседовать с представительницей этой важной и нужной профессии С.В. Загорской. Она работает в логопедических пунктах Центра развития творчества детей и юношества, при детском саде №5 и гимназии № 3.
— Светлана Владимировна, расскажите, пожалуйста, о себе.
— Я родилась в городе Переславль-Залесский, в городе, где живет сказочный царь Берендей, в реках водятся русалки, в Плещеевом озере двойное дно, а тишина Никитского монастыря — музыка души. Переславль – город для творческих людей. Наверное, поэтому впоследствии я решила выбрать профессию учителя-логопеда, которая позволяет раскрыть мои творческие способности, проявить себя. Ведь логопед — это творец красивой и правильной речи!
До того, как прийти в профессию, у меня уже был опыт работы как с детьми (в Переславском Горицком музее-заповеднике), так и с информационными технологиями (первая моя специальность – автоматизированные системы обработки информации и управления). Подобного рода опыт помогает мне в любимом деле.
— Сложно ли было освоить профессию? Какое образование нужно получить для этого?
— Любая профессия сложна, но она должна быть любимой, вот тогда и сложности не пугают. Я окончила Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского.
– Что самое интересное в вашей работе?
— Процесс формирования правильной и красивой речи чем-то напоминает процесс написания картины, когда чистый холст превращается в шедевр. Так и работа логопеда — это преображение речи, волшебство, за которым стоит нелегкий труд.
— Расскажите, чем еще занимается учитель-логопед, кроме проблем, которые у всех на слуху (постановка звуков)?
— Учитель-логопед работает не только над улучшением звукопроизношения у ребенка. Он решает комплекс задач — развитие связной речи и ее понимание, развитие внимания, памяти, мышления. То есть, затрагиваются все аспекты развития ребенка — чтобы он научился полноценно думать, писать, читать. Этот процесс в каждом конкретном случае может длиться по-разному.
— Как понять, что ребенок, который все вроде бы правильно выговаривает, логопат?
— Например, когда ребенок старше 5 лет не может ответить на вопрос, составить рассказ по картинкам, в словах переставляет или пропускает слоги, заменяет звуки схожие по звучанию или произношению (с-ш, р-л).
— Как долго может продлиться курс коррекции?
— Все индивидуально. Может потребоваться от одного занятия до одного года и даже больше. В зависимости от степени нарушения и структуры дефекта.
— Чья роль в процессах закрепления звуков больше – логопеда или родителей?
— Первыми помощниками логопеда являются родители. Работа даже самого лучшего логопеда не даст хороших результатов, если родители дома не будут регулярно заниматься с ребенком, поскольку коррекция звукопроизношения – это выработка у ребёнка нового условного рефлекса (новой привычки говорить).
— Сложнее ли с возрастом исправлять нарушения речи?
— Конечно. С годами артикуляционный аппарат формируется, становится не таким подвижным, и изменить его уже гораздо сложнее. В идеале речевые нарушения должны быть исправлены в дошкольном возрасте.
— За что вы любите свою профессию?
— За то, что она даёт мне возможность каждый день соприкасаться с миром детства, за неповторимость и непредсказуемость каждого дня. Каждый день, отдавая детям частичку своего сердца, с чувством глубокого удовлетворения признаюсь: «Я состоялась как учитель, потому что помогаю детям!».
Беседовал
Константин Соловьев