Хомуты для Хомутова
Недалеко от нашего города стоит деревня Хомутово.
Бьется пока ее сердце. Это последняя деревня из того изобилия, от которого не осталось “камень на камени”. Сколько этих деревушек кануло в прошлое? Если хотите, посчитайте по старинным картам. И название все “ремесленные”: Телегино, Рунцево, Подвязново, Городины, Луговое…
Куда же все разбежались? И откуда эта “мерзость запустения”? Много ответов можно дать на эти вопросы, связывая их с цивилизованным миром, в котором мы все живем. Растоптали наши предки духовность, храмы рушили, священников ссылали и расстреливали. Эту страницу истории знают все.
Не обошла беда и Хомутово, которое было в прошлом веке селом.
Были здесь две церкви — Преображенская зимняя и Казанская, летняя. По рассказам моей бабушки, Казанский храм рушили всей деревней. Колокольню, от которой следа не осталось, обложили деревянными столбами и поджигали. Хотели кирпич для постройки фермы поиметь. Глумились, как могли, но кирпича не поимели… Еще себя девчонкой помню, когда отец землю в Хомутове взял, это в девяностых было, лежали большие глыбы неразбитых стен колокольни, трапезной, алтаря… А Преображенский храм пожалели, решили сделать начальную школу, мой отец учился там 3 года. Казанский рядышком, для лошадей приспособили, а еще позднее, когда лошади перевелись, подростки дурака валяли, костры жгли.
Очень жаль смотреть, как каждый год разрушается по кирпичику прекрасный, необыкновенно изящный Казанский храм, но еще страшнее, что разрушаются человеческие души. Преображенский храм, наверное, по своему названию, не утратил своей красоты, кроме куполов, только потому, что был приспособлен под жилое помещение. Фамилии людей писать не хочу и осуждать никого не буду. Но здесь никто не уживается. Находятся у людей средства купить храм, вложить деньги на ремонт, но жить — никто не живет.
Храм до сих пор продается, желающих купить все меньше.
Хотелось бы сделать шаг к восстановлению, но что я одна могу? Могу тропинку проложить, которая заросла травой, могу иконку поставить, лампадку и свечки зажечь, положить свои гроши… Это не трудно, даже приятно.
И все это есть: иконка со свечками, лампадка и наши гроши, видимо деревенские немного подкладывали. Но случилось искушение — несчастная мелочь, около ста рублей была украдена. Если она кого-то спасла от голода — я счастлива.
Будем свято верить, что дойдут руки тех матерых мужиков и до этой поруганной церквушки. Воспитать бы еще таких силачей, которые, как раньше, оставляли свой быт и хозяйство на своих жен и шли работать за копейки, во славу Божию.
Хотя, если вернуться в прошлое, то известно, что Казанский храм был построен на средства князя Гундарева. Значит, дай Бог нам таких князей побольше и доброго им всем здоровья.
Очень странно, что занимаются этим восстановлением храмов городские, самим коренным жителям все равно. А вы, хомутовские, как на это смотрите?
Наталья Юдина