Банк России предупреждает: читайте договор!
«Конечно мы переоформим ваш вклад, но, сами понимаете, ставки сейчас низкие… Давайте я вам предложу инвестиционное страхование жизни! – настойчиво предлагала сотрудница банка пенсионерке из Иванова. Но когда срочно потребовались деньги ивановка смогла вернуть только 75% от размера своего взноса. Прокомментировать данную ситуацию мы попросили управляющего Отделением Иваново ГУ Банка России по ЦФО Дмитрия Николаева.
— Для недобросовестных, некорректных, некачественных продаж хорошего продукта даже есть специальное обозначение: мисселинг. Жертвами подобных неприятностей чаще всего становятся те клиенты, которые хотят разместить денежные средства во вклад. Недобросовестные продавцы под видом «вкладов с повышенной доходностью» предлагают им иные продукты (например, инвестиционное страхование жизни), не раскрывая всех рисков и особенностей их использования. В подобных случаях банки выступают в качестве страховых агентов, предлагающих клиентам услуги ИСЖ. Чаще всего граждане обнаруживают подмену, когда хотят досрочно вернуть размещенные сбережения.
Важно обеспечить полную прозрачность предлагаемых финансовых продуктов. Банк России проанализировал обращения граждан и рекомендовал кредитным организациям, используя специально разработанную форму, рассказывать об особенностях предлагаемых небанковских финансовых продуктов. В требованиях к базовым стандартам по защите прав потребителей финансовых услуг также закреплены положения по качественному информированию клиентов. Клиенту со своей стороны нужно обязательно читать договор до его подписания, а не после, и уточнять все непонятные пункты у продавца финансового продукта.