Приезжайте в Палех — колыбель иконописцев

Посещение Палеха редакцией нашей газеты превзошло все ожидания.

Ездили  субботним мартовским деньком. Заранее планировали посмотреть  художественную экспозицию и лаковые миниатюры. Поездка на автомобиле из Тейково в Палех составила 103 километра и отняла 1 час 45 минут. По приезде нас радушно встречал экс-редактор Палехской газеты «Призыв» Сурин Анатолий Александрович. С его экскурсом по наиболее значимым местам Палеха нам удалось увидеть и узнать намного больше запланированного.

Первым делом мы посетили Крестовоздвиженский кафедральный собор. Храм во имя Воздвижения Честнаго Креста Господня, один из немногих сохранившихся памятников древнерусской религиозной живописной традиции, был построен в 1762—1774 гг. на средства жителей Палеха и окрестных деревень, мастером Егором Дубовым.  Здание храма выполнено в византийском стиле. Во времена Советской власти храм чудом избежал разорения, благодаря тому, что стал музеем палехского искусства. Внутреннее убранство храма поражает высоким художественным  уровнем. Уже на входе поражает своей неповторимостью металлический пол и винтовая лестница, выполненные мастерами кузнечного ремесла. Особого внимания заслуживают росписи стен и иконостасы. Первоначально храм был расписан в начале ХIХ века известным московским художником А. П. Сапожниковым. Затем в 70-x годах того же столетия была проведена довольно неудачная реставрация. В 1903 году лучшими представителями  иконописного искусства, палешанами Н. М. Сафоновым и И. В. Белоусовым была проведена последняя успешная реставрация фресок, а также иконостасов и икон в них. В результате реставрации практически все фрески были переписаны заново во фряжском стиле палехской иконописной традиции, с использованием в композиции библейских сюжетов с гравюр немецких авторов. А также установлен великолепный шестиярусный резной иконостас в стиле рококо. Одной из самых почитаемых святынь храма является икона Шуйской-Смоленской Божией Матери.

В 2012 году перешел в ведение Кинешемской епархии и получил статус кафедрального собора.

После посещения собора  мы продолжили экскурсию в музейно-выставочный комплекс, который был открыт сравнительно недавно, в декабре 2014 года. Весьма внушительное для Палеха сооружение сразу стало яркой декоративной доминантой окружающей  застройки центральной части села. Здание вполне органично соседствует и с деревянными постройками, и с главной святыней Палеха – Крестовоздвиженским храмом. Государственный музей палехского искусства впервые за свою многолетнюю историю получил возможность полно и широко представить своё уникальное иконописное собрание, значительную часть которого составляют произведения местных мастеров. Уникальное собрание древних  икон стало настоящей школой мастерства, эталоном художественного вкуса для многих палешан. Изучая на практике знаменитые школы древнерусской живописи, палехские мастера создавали свою собственную манеру. В стилистике палехских икон,  в их тематике и иконографии получили отражение традиции Москвы,  Поволжья и тех северных земель, которые находились в сфере влияния столичных иконописцев.

Неизгладимое впечатление на нашу группу оставило посещение музейно-выставочного комплекса, все увиденное нами требовало дальнейшего обсуждения. Но нас ждал первый мемориальный  музей в Палехе — дом основоположника палехской лаковой миниатюры И.И. Голикова, построенный в конце 1920-х годов. Подлинных вещей, принадлежавших Ивану Ивановичу, к сожалению, сохранилось немного, но в целом архитектура и внутреннее убранство дома заставляют окунуться в ту эпоху. Экспозиция носит скорее историко-краеведческой характер, чем мемориальный. Она даёт представление о том, как жили и работали палехские художники в1920-30-х г.г., каких успехов они добились.

И в завершение посещения Палеха не могли мы пропустить посещение музея лаковой миниатюры, насладиться работами старых мастеров. Здесь представлены уникальные изделия,  начиная с 1922 года, которые уже тронуты сеткой трещин, последующие довоенные и современные работы. Лаковая миниатюра, как известно, исполняется темперой на папье-маше. Типичные сюжеты палехской миниатюры позаимствованы из повседневной жизни, литературных произведений классиков, сказок, былин и песен. Ряд композиций опирается на традиции классического искусства. Работы выполняются темперными красками на чёрном фоне и расписываются золотом. Художниками обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы и даже предметы мебели. Это не просто музей, это история великолепного русского народного промысла.

Уже возвращаясь домой, редакция бурно обсуждала незабываемую поездку. Мы все сошлись во мнении, что Палех по сей день носит гордое название «села-академии народной» по полному праву. И статистика — тому доказательство: на 4820 палешан приходится около 600 художников.

Константин Соловьев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика