Забытый гений, слышавший трагизм эпохи

« Что бы я мог сделать для человечества?- Это только музыка».

Алексей Станчинский

21 марта 1888 года  на свет появился наш земляк, уроженец Оболсуново композитор и пианист Алексей Владимирович Станчинский.

С той далёкой поры минуло уже 130 лет. Талант Алексея Станчинского рассмотрел  известный композитор и педагог Сергей Иванович Танеев, считавший его своим самым талантливым учеником и пророчивший ему большое будущее.Произведения АлексеяСтанчинского отличаются своеобразным полифоническим стилем. Станчинский дальше развивает русскую линию полифонии. Однако надеждам этим несуждено было сбыться. Судьба отпустила гениальному дарованию короткий жизненный путь – всего 26 лет земного бытия. Но эта короткая жизнь, полная влётов и падений, трагических моментов и творческих озарений, постижений таинственных музыкальных миров, поиска своего собственного голоса  и  попытка отразить надвигающийся хаос эпохи разрушения достойна  написания отдельной биографической книги. Неслучайно в некрологе, вышедшем вскоре  после таинственной  кончины композитора в журнале  «Музыка», можно прочитать следующие строки: « Недуг подточил силы раньше, чем успел окрепнуть его талант-один из тех, что появляются в столетия…» В одной из дневниковых записей Станчинский пророчески написал: « Что бы я мог сделать для человечества?- Это только музыка».

Репертуар Станчинского, помимо собственных произведений, включает музыкальные творения Шумана, Шопена, Грига, Скрябина, Метнера. В начале марта 1914 года молодой пианист дебютировал в Малом зале Московской консерватории. Организован концерт редакцией популярного журнала «Маски». Публика встретила его благожелательно; были и аплодисменты, и цветы. Восхищенная солистка Большого театра М. А. Дейша-Сионицкая пригласиламолодого композитора погостить  в Коктебель…
За несколько лет своей активной творческой деятельности А. Станчинский умудряется сочинить большое количество музыкальных произведений. Здесь и сонаты, и каноны, прелюдии и эскизы. Он пишет крупное фортепьянное произведение «Мефитика», завершает лирический цикл «10 шотландских песен» на стихи Роберта Бернса. Издательством П. Н. Юргенсона были выпущены «12 эскизов» для фортепьяно с оркестром. В эстетских кругах всё чаще говорят о новом гениальном композиторе Алексее Станчинском. Виртуозное мастерство композитора позволило создать ему новый тип фортепьянной миниатюры- жанр «прелюдии в форме канона».

Душевный надлом и фатальный трагизм эпохи чувствуется не только в музыкальных творениях мастера  в высказываниях Станчинского, написанных 19 января 1910 г. в записной книжке: «Я уже чувствую приближение сокрушающего трагизма и мировой ужасающей бури во мне».
Что же можно узнать о талантливом самородке на его родине уже в наши дни, когда вроде бы позади долгие годы забвения, и к музыкальному наследию Алексея Станчинского обращено пристальное внимание как отечественных музыкантов и исследователей,  так и зарубежных. Да и повод ведь хороший -130-летний юбилей. Как известно в России любят круглые даты.

Увы, практически ничего о Станчинском в нашем крае не напоминает. По логике вещей необходимо бы заглянуть в краеведческий музей и узнать,  есть ли в его экспозиции материалы о композиторе. Но отсутствие в Тейкове краеведческого музея, о необходимости, открытия которого говорится в нашем городе с завидным постоянством, на протяжении нескольких последних десятилетий не позволяет этого сделать. Пока это единственный город в Ивановской области, который в течение 100 лет своего существования в статусе города так и не сумел обзавестись собственным музеем.  Печально конечно это. Вроде бы и есть город, а вот истории у него вроде как и нет. Поиски материалов о Станчинском — тому прямое подтверждение.

Музыкальная школа города Тейкова, которой, по сути, давно нужно присвоить имя Станчинского, пока тоже мало интересуется его музыкальным наследием. Не будет здесь в эти дни ни вечера памяти композитора, ни встречи с творческой общественностью города.

К сожалению, местные власти до сего дня никак не увековечили память композитора на его малой родине в Оболсунове. Единственная надежда в сложившейся ситуации – на руководство санатория курорта «Оболсуново», которое на протяжении ряда лет многое сделало для популяризации творчества и сохранению памяти композитора. В 2006 году в библиотеке  санатория Оболсуново была открыта экспозиция, рассказывающая о жизни и творчестве композитора Алексея Станчинского, на ее воплощение был выделен грант Президента России. Ни в Тейкове, ни в Оболсунове нет даже мемориальной доски в память о талантливом земляке, появившемся на свет в нашем крае.

А как все хорошо начиналось буквально лет десять назад. В Тейково и Оболсуново приезжали музыканты, исполняющие произведения Станчинского- Александр Малкус, Екатерина Державина, Рустам Комачков певицы Инна Дубашинская и Ирина Босенко. С историческими исследованиями о жизни и творчестве композитора выступал его биограф и пропагандист, музыкант и композитор Валентин Сергеевич Матвеев-Вентцель. Проводился и большой фестиваль памяти Алексея Станчинского на сцене городского Дворца культуры. Остается только позавидовать  в этот грустный юбилей другим городам, в которых Станчинского не забыли.

В Московской консерватории им. П. И Чайковского дают сразу два концерта, посвященного гениальному дарованию серебряного века. Концертная программа называется «Уходит в вечность красота».  Два концерта образуют мини-фестиваль, где музыка Станчинского вписана в контекст его времени. Прозвучат избранные прелюдии и эскизы для фортепиано, стихотворения, отрывки из дневников, романсы, хоры, камерные опусы.В сопоставлении с произведениями Танеева, Аренского, Голованова, Метнера, Скрябина и других сочинителей станут очевидны своеобразие и индивидуальность АлексеяСтанчинского.

Пройдут юбилейные мероприятия и в Смоленской губернии. Там композитор провел основную часть своей жизни, занимался творчеством и погиб.Так, 20 марта в Смоленской областной филармонии пройдет праздничный концерт. В исполнении лауреата ряда престижных всероссийских и международных конкурсов и фестивалей пианистки Ольги Соловьевой прозвучат малоизвестные произведения Станчинского, например, «10 шотландских песен» на стихи Роберта Бернса.

В среду, 21 марта, в музее-усадьбе М.И. Глинки в селе Новоспасское прошёл  музыкальный праздник «Алексей Станчинский. Исповедь души», а также откроется выставка фотографий «Забытый гений». Традиционно на этом мероприятии  присутствуют потомки композитора. К слову, в концертном зале усадьбы  Глинки чудом сохранилось  пианино, за которым Алексей Станчинский создавал свои произведения. Усадьба Логачево, в которой жил Станчинский, соседняя с усадьбой М. И. Глинки.

Участники праздника возложили цветы на могилу Алексея Станчинского и его родителей  у Преображенского храма в селе Новоспасском. К сожалению,на родине  Алексея Станчинского цветы пока возложить некуда, нет ни музея,ни мемориального знака, хотя, безусловно, его талант, вошедший в историю отечественного  музыкального наследия, этого заслужил.

Кстати в самом Смоленске до сих пор проживают потомки композитора. Благодаряинтернет пространству мне удалось найти правнука Алексея Станчинского. Оказалось, он тоже талантливый человек, внешне похож на своего знаменитого предка. Александр Васильевич Зуй- сам музыкант и педагог, Заслуженный  учитель России. Его хорошо знает Смоленская публика, поскольку потомок Станчинского является руководителем местного джаз-оркестра. Увлекается музыкой и сын Александра Васильевича –Алексей. Кстати, при получении паспорта юноша взял фамилию своего  талантливого прапрадеда. Так что сейчас на Смоленщине живет Алексей Станчинский, который гордится историей своего рода и делает первые шаги в творчестве. Потомки Станчинского продолжают большую работу по сохранению памяти об Алексее Станчинском на смоленской земле.

Закончить эту публикацию хочется мудрыми словами музыковедаЮ.Юсфина, изложившего в журнале «Советская музыка» в середине прошлого века замечательную мысль: «Да, видимо, мы очень богаты, если можем позволить себе роскошь не замечать такое удивительное явление, как Станчинский, за 26 лет своей жизни сделавший столь много для русской культуры, в известном смысле осуществил многие из знаменитых пожеланий Танеева — в его прогнозах развития отечественной музыки».

С. Потанин

1 thoughts on “Забытый гений, слышавший трагизм эпохи

  • 01.05.2018 в 22:26
    Permalink

    20 марта в Смоленской областной филармонии в исполнении Ольги Соловьевой прозвучали только фортепианные сочинения Алексея Станчинского («10 шотландских песен» не исполнялись и не планировались, т.к. для их исполнения нужен вокалист).
    А вообще — спасибо автору статьи, что вспомнил о гении, родившемся в Оболсунове 130 лет назад.

    Ответ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика