«Литература — это предмет, который воспитывает человека, его душу»
В День учителя мы стараемся познакомить своих читателей с учителями наших школ, которые не один год отработали, показывают стабильно высокие результаты на экзаменах, получают награды.
Сегодня наш разговор с заместителем директора гимназии
№ 3 по учебной работе, учителем русского языка и литературы Любовью Валерьевной Свекольниковой.
— Любовь Валерьевна, вы много лет преподаете словесность — именно так хочется назвать русский язык и литературу. Что вы можете сказать о восприятии этих предметов учениками: растет интерес к словесности или интенсивный темп современной жизни несколько гасит его?
— Не могу не согласиться с тем, что словесность как понятие тесно взаимосвязана с преподаванием русского языка и литературы в школе, потому что без словесного творчества невозможно ни одно, ни другое. Интерес к предмету нередко зависит от интереса к нему самого педагога, но, думаю, коллеги со мной согласятся, сейчас время диктует свои законы. Ученики стали прагматичнее: в старших классах в первую очередь они занимаются теми предметами, которые им будут нужны на ЕГЭ. А литература в выборе выпускников занимает одно из последних мест. Это стало причиной того, что читают они, как правило, по необходимости. Тем, кто ещё не думает о ЕГЭ, книгу часто заменяет компьютер и телевизор. Поэтому учителям литературы сейчас труднее, чем прежде, любить свой предмет вместе с учениками. Но, тем не менее, такие ученики есть.
— А были ли среди ваших учеников “звездочки”, о которых вам хотелось бы рассказать?
— «Звёздочки» за много лет работы в гимназии, безусловно, были. И немало. Горжусь своими ученицами, которые связали свою жизнь с литературой: Цвилева Аня окончила Московский государственный университет печати имени Ивана Фёдорова, сейчас работает юрайт корректором и младшим редактором. Екатерина Беспалова (Новикова), окончив филологический факультет ИвГУ, стала тележурналистом (г. Нижневартовск), недавно решила получить ещё одно образование в магистратуре по специальности «литература в школьном образовании»; Ирина Шишлова, ещё одна наша выпускница, обучается в аспирантуре филологического факультета. Есть и другие выпускники, чья профессия не связана с литературой, но они продолжают читать хорошие книги, пишут стихи. Общаясь с ними, понимаешь, что наш предмет — это не только инструмент для достижения своей цели, но значимая часть духовной жизни наших выпускников.
— Вы справедливый педагог, как вы считаете?
— Справедливый ли я педагог? На этот вопрос могут ответить только мои ученики. Возможно, как любой человек, я могу совершать ошибки, но стараюсь быть объективной, без чего, по-моему, справедливость невозможна.
— Что важно в достижении заметных результатов в ЕГЭ, кроме, естественно, ежедневной работы самих учащихся?
— Результаты ЕГЭ действительно были достойными, заветной «сотни» ещё не случилось, но с моими «умниками и умницами», надеюсь, всё ещё впереди. Что необходимо для высоких результатов? Активное сотрудничество учеников и учителя, сознательное движение к единой цели.
— Как бы вы охарактеризовали работу учителя, какая она — трудная, интересная, выматывающая, позитивная или вечно молодая?
— Работа учителя, конечно, трудная. Тем из своих учеников, которые сомневаются, учиться ли на педагога, я советую поискать другую профессию. Работать в школе с удовольствием можно только тогда, когда в другой профессии себя не представляешь. Но в современной школе, и у нас в гимназии много педагогов, которые в профессии оказались не случайно. «Гореть самим, зажечь других» — это негласный девиз тех учителей, которых и после выпуска из школы навещают ученики, которым пишут и звонят, несмотря на занятость, быструю смену событий.
— Вы еще и заместитель директора. Административная работа — это то, что вам по душе или то, что загоняет в дополнительные рамки?
— Административная работа — это необходимость. Учебный процесс нуждается в том, чтобы его направляли, отслеживали, контролировали. Школьная администрация – это звено в общегосударственной системе. Кто-то должен выполнять эту трудоёмкую работу. Она не приносит такого удовлетворения, как уроки, общение с учениками, но школе нужна. Понимание этого не вдохновляет, но организует.
— Как вы считаете, возможно ли решить сегодня педагогу две задачи — дать знания и воспитать, или все же воспитание — удел родителей?
— Школа занимается образованием, а это — обучение плюс воспитание. И учитель, безусловно, должен быть и воспитателем тоже. Без сомнения, любой педагог — и историк, и биолог, и химик… — воспитывает учеников, преподавая свой предмет. А у учителей литературы такая возможность есть на каждом уроке: литература – предмет, который воспитывает человека, его душу.
Беседовала
Е. ВЛАДИМИРОВА