Делегация Тейковского района побывала в Бресте
В конце июня на белорусской земле проходила военно-историческая реконструкция «22 июня. Брестская крепость-2017».
Примечательно, что в мероприятии принимала участие делегация Тейковского муниципального района, в состав которой входил студент Тейковского индустриального колледжа Никита Анфилофьев. С ним – наше интервью.
— Никита, как ты стал участником международного фестиваля реконструкции?
— Меня пригласил председатель местного отделения общероссийской общественной организации «Российское военно — историческое общество» в Тейковском муниципальном районе В. И. Изотов. Он рассказал, что в Белоруссии ежегодно 22 июня проходит международный фестиваль реконструкции. Так как я интересуюсь военной историей, предложение Владимира Ильича принял с радостью. Вместе с нами отправился и мой друг Максим Сорокин. Добирались на автомобиле с промежуточной остановкой в Ярцевском районе Смоленской области.
— Остановка на Смоленщине тоже была как-то связана с темой Великой Отечественной войны?
— Да, Владимир Изотов показал нам поля былых сражений. В начале войны на Ярцевской земле фашисты встретили ожесточенное сопротивление. Советские воины 81 день сдерживали рвущегося к Москве врага, а в 1943 году сломили его мощную оборону. На берегах реки Вопь многие бойцы Красной Армии сложили свои головы. О масштабах и ожесточенности боев говорит тот факт, что на территории района находится восемь братских захоронений, в которых покоятся 20 тысяч наших бойцов. Ярцевская земля обильно полита кровью защитников Отечества.
— Делегация нашего района принимала непосредственное участие в раскопках?
— Мы вели раскопки в лесу, на пулеметной позиции солдата вермахта. Находили предметы быта и амуниции немецких солдат, а также большое количество отстрелянных гильз. Июнь в этом году выдался очень дождливым, но работы по обнаружению и подъему останков бойцов Красной Армии проходили в любую погоду.Через несколько дней после нашего отъезда поисковики прислали сообщение, что в полях, где мы были, подняли останки нашего бойца. Многие семьи до сих пор ждут своих бойцов. И вот, через 76 лет, с помощью неравнодушных людей солдаты возвращаются на родину.
— Что тебе запомнилось в Белоруссии?
— В столице союзного государства мы посетили Минский государственный музей Великой Отечественной войны. Там я разговорился с экскурсоводом. Она рассказала, что с раннего утра, перед самым открытием, у дверей музея стояло уже 12 групп по 50 человек каждая. Было заметно, что к событиям Великой Отечественной войны здесь у людей отношение особое. Все памятники, братские могилы ухожены и находятся в идеальном состоянии. Люди возлагают к обелискам цветы, несут поминальные свечи.
В Белоруссию мы приехали 19 июня. Так как запас времени у нас был, мы заехали на «Линию Сталина». Раньше это был один из укрепрайонов, а сегодня — один из наиболее грандиозных фортификационных ансамблей на территории соседнего государства. Он был создан к 60-летию Победы по инициативе благотворительного фонда «Память Афгана» при поддержке президента Республики Беларусь.
Там можно было пострелять из настоящего стрелкового оружия: автомата Калашникова, винтовки Мосина, пулемета Максим, а также из 45-мм противотанковой пушки. Кроме того, на «Линии Сталина» размещена выставка военной техники – как современной, так и времен Великой Отечественной войны («Катюша», танк Т-34 и другие).
— Но конечной целью вашей поездки все же была Брестская крепость…
— Да, и это одно из самых сильных впечатлений, которые мне пришлось испытать во время поездки. В Брестской крепости мы побывали в казематах, где находились и держали оборону наши бойцы летом 1941 года.
Штурм крепости начался ранним утром 22 июня. Гарнизон сразу понес значительные потери и оказался разбит на несколько очагов сопротивления. На взятие крепости немецкое командование отводило всего несколько часов, но уже к полудню стало ясно, что этот план провалился.
Дольше всех продержались защитники Восточного форта. И только 29 июня, после того как немцы сбросили авиабомбу весом 1800 кг, форт пал. Во время экскурсии мы побывали у казармы, куда немцы сбросили авиационную бомбу.
Но до самого августа немцы не могли чувствовать себя полными хозяевами на территории крепости.
Особенно мне запомнилась мемориальная площадь в Брестской крепости. В центре расположен вечный огонь, по правую сторону от него находится Аллея славы, где написаны имена всех защитников крепости. Во время нашего пребывания очень много людей посещало крепость, были не только белорусы, но и представители практически всех республик бывшего СССР. Наша делегация привезла с собой флаги Тейковского района и Ивановской области. Люди подходили к нам, интересовались, кто мы и откуда. И в эти моменты мы понимали, что наша маленькая делегация представляет в Бресте весь текстильный край.
— Много ли в эти дни в Бресте было любителей военной реконструкции?
— Гостями и участниками мероприятия стали военно-исторические клубы из 13 стран. В лагере реконструкторов мы с Максимом Сорокиным получили приглашение принять участие в постановке, основанной на реальных событиях. Накануне войны на советский берег переплыл поляк, который сообщил, что немцы стянули на польско-советской границе большие силы и готовят нападение. Эту историю мы и обыграли. Немцы преследовали польского перебежчика, а мы выступали в роли пограничников. Наша группа должна была отбить поляка и переправить его для допроса офицеру.
Затем мне от организаторов поступило приглашение участвовать в митинге — реквиеме, который проходил в ночь с 21 на 22 июня в Бресте. Я почувствовал, что это очень важное событие для жителей города, и был горд за то, что буду принимать участие в составе знаменной группы, где был знаменосцем. В группу входили также два ассистента и командир. На специальном подъемнике нас подняли над площадью на высоту 10 метров, где мы стояли по стойке смирно на протяжении всего митинга. А рано утром мы пошли смотреть на реконструкцию в Брестской крепости.
— Расскажи подробнее о том, что происходило непосредственно у стен Брестской крепости.
— Реконструкция «22 июня 1941 года. Брестская крепость — 2017» собрала около 500 участников из Беларуси, России, Польши, Украины, Японии, Эстонии, Латвии, Литвы, Испании, Китая, Казахстана, Чехии и Словакии. Это единственная военная реконструкция в мире, которая происходит в исторически точное время, в исторически точном месте. Ее начало соответствует появлению первых групп вермахта у Брестской крепости – 5 часов утра 22 июня.
Реконструкторы на Кобринском укреплении воссоздали события 76-летней давности. По сценарию, защищали крепость около 350 красноармейцев, пограничников, представителей войск НКВД. Около 60 человек выступали в роли гражданского населения, жен и детей командиров. Около 160 человек представляли 45-ю пехотную дивизию вермахта, которая принимала участие в осаде Брестской крепости. Реальность происходящего добавляли звуковые эффекты, взрывы и выстрелы. И здесь мы еще раз убедились, что отношение к войне у белорусов особое. Один из участников реконструкции играл роль солдата вермахта. В немецкий мундир он облачился непосредственно только на саму реконструкцию, просто так по лагерю в нем не ходил. На вопрос, почему, он ответил, что родственники его не поймут.
— Украинцы в фестивале принимали участие?
— В рамках фестиваля мы неоднократно встречались и разговаривали с жителями Украины. Конечно, обсуждали ситуацию на Донбассе. И все украинцы были единодушны: “Нашим народам нечего делить, нас связывают многовековые узы. Как мы любили Россию, так мы ее и любим. И у нас нет иного пути, как жить в мире и согласии с Россией, вместе со славянскими народами”.
— Никита, в будущем ты хотел бы принимать участие в фестивале в Бресте?
— Конечно, тем более что организаторы пригласили нашу делегацию в следующем году не просто приехать в Брест, но и непосредственно принять участие в реконструкции на Кобринском укреплении. Из школьной программы мы все знаем, что гарнизон Брестской крепости одним из первых принял на себя удар немецкой армии в начале Великой Отечественной войны, а в 1965 году Бресту было присвоено звание Крепости – героя. Но когда находишься непосредственно на месте былых сражений, все воспринимаешь иначе.
Беседовал С. ШИВКОВ