«Противостоять злу тяжело, но это наш долг»

Накануне Дня защиты детей хочется рассказать об уникальном опыте работы с подростками человека, по-настоящему, не для отчетности, от всей души работающего с детьми, причем детьми, возраст которых чаще называют трудным.

Речь идет о подростках. И не о школьниках, а об учащихся профколледжа. Контингент там, как правило, не для легкой работы — в основном, мальчишки.

Сергей Павлович Садовников – мастер производственного обучения Тейковского колледжа им. А.П. Буланова. Возглавляет духовно-патриотический клуб «Возрождение», о деятельности которого наша газета писала не раз. О том, с чем приходится сталкиваться в работе, как приобретался опыт, мы попросили рассказать об этом Сергея Павловича.

 — Сергей Павлович, расскажите, в какой момент пришла идея создать в колледже клуб «Возрождение»?

— Началось все не в колледже. Мы с моими друзьями-единомышленниками стали восстанавливать храм в селе Березовик. Это было в 2008 году. Работая мастером, я беседовал с ребятами об этом, некоторые пожелали присоединиться к нам и стали помогать. Приезжали по субботам, работали. Потом пришла идея организовать небольшой поход по святым местам. Дело в том, что я давно занимался историей березовского храма, в результате долгих поисков мы, которых один батюшка метко назвал «доброхотами», с Божией помощью обнаружили потерянный святой колодчик в районе села Гридкино (сейчас этого села нет). Это было тогда огромной духовной радости событие, потому что с колодчиком связана история  целительной силы его воды.

С ребятами, учащимися колледжа, мы сначала стали ходить к этому колодчику, к Березовику. Позже наши походы расширились. Светлана Александровна Макарычева, зам. директора по воспитательной работе колледжа, предложила зарегистрировать клуб. Я не возражал. Тем более, что работа наша шла не по указке сверху, а по собственной инициативе ребят, добровольно, от души. А направление работы уже было определено опытом. Мы участвуем в восстановлении сельских храмов, в том числе изготовлении луковичных глав для них, в благоустройстве, знакомимся с историей родного края, в лыжных зимних и летних походах (сплавах по рекам) ходим по святым местам. Официального списка членов нашего клуба не существует: одни выпускаются, новые ребята приходят. Есть в клубе разведывательно-поисковый отряд. По результатам этих поисковых работ мы посещаем места, где когда-то стояли храмы. Читаем акафисты, потому что место, где был храм, все равно остается святым, так же, как и место разрушенного, частично сохранившегося храма.

— Насколько легко ребята, в общем-то, далекие порой от духовной жизни, воспринимают все то, что вы желаете в них вложить?

— Работа, признаюсь, сложная. Я пытался проанализировать, кто же из ребят более готов воспринимать все то, что мы делаем, о чем говорим. По опыту получается, что большая часть ребят все-таки из нецерковных семей. Те же, кто воспитывался в семье, где родители или бабушки и дедушки воцерковленные, не всегда занимают активную позицию. Чем это объяснить? Дело в том, что в этом возрасте – от 15 до 18 лет – отношение к вере у ребят такое, что они как бы стесняются. Среди их сверстников вера не поощряется, могут быть даже насмешки. Что же тогда движет теми, кто идет с нами? Я считаю, это внутренняя потребность делать добро. Во время наших совместных дел ребята видят со стороны взрослых очень доброе, теплое отношение к себе: их вкусно накормят, с ними обращаются по-доброму – ребята видят совершенно другое отношение к себе, нежели у них было до того. Они получают опыт взаимодействия со взрослыми и с ровесниками на другом уровне, и это им нравится.

Конечно, не всегда получаешь удовлетворение от работы. Бывали разные случаи. Однажды зимой мы совершили многодневный лыжный поход. Ребята были очень довольны, это было видно, получили столько положительных эмоций, со столькими духовными людьми встретились и поговорили, столько увидели доброго отношения и любви! Казалось, они должны были напрочь забыть о своих вредных привычках, которые, увы, у многих есть. Каково же было мое удивление, когда буквально через пару дней после похода мне сообщили, что двое из наших ребят, участвующих в походе, были пойманы с бутылкой пива. Я просто не мог этого понять. И именно в тот момент, когда я задал себе вопрос, а надо ли все это, ко мне подошел один мой бывший ученик, который был членом клуба «Возрождение» в свое время. Он обрадовался, увидев меня, и сообщил, что покрестился, ездит по возможности по святым местам, бросил давно курить, устроился хорошо в жизни. Я тогда подумал: мы на правильном пути. Возможно, те ребята, которые решили пивом отметить свой поход, много позже поймут, мыслить по-другому начнут. Порой, плоды нашего воспитания проявляются через годы. А значит, нужно терпение.

— Вы часто употребляете слово «воспитание». В школе, увы, на первом месте не этот аспект, а знания – то, что подразумевают под словом «образование». Какой смысл вы вкладываете в эти понятия?

— Когда я только пришел в колледж, мне пришлось столкнуться с некоторыми трудностями, ведь я по образованию не педагог, 10 лет строил дома (я инженер). Тогда один коллега мне сказал: смысл обучения – это образование (знание), воспитание и развитие. Я до сих пор так и стараюсь работать. Мало быть специалистом, надо быть хорошим человеком – это я и понимаю как задачу для педагога. Все, что мы делаем, делаем для кого-то или для чего-то. Это как христианская любовь: жертва ради другого. Ребятам я говорю, когда надо, например, дрова для прихода заготовить: кто желает поехать в субботу на заготовку дров? Ребята думают, кто-то решается поехать. Но всегда это только добровольно. Со стороны ребят согласие на работу – это и есть проявление любви, в данном случае к Богу.

Человек раскрывается в разных ситуациях, мы порой сами себя не знаем до тех пор, пока не попадем в ту или иную ситуацию. Тогда и проявляется и ваша любовь, и способности. Наши походы, которых было уже очень много, я даже не знаю, сколько их всего было, — прекрасная возможность узнать друг друга. Поход – это проверка на выносливость, на искренность отношений. Ученики в серьезном деле раскрываются. Был в моей практике такой случай. Один наш ученик, слывший проблемным, так как и дерзил, и попадал в разные нехорошие истории, поработал с нами два летних месяца в Березовике. Мы тогда там и жили, в здании клуба. В сентябре парень вышел на учебу, и вдруг я начал слышать от коллег, что этот мальчишка перестал дерзить, стал учиться хорошо. Вскоре его старостой группы выбрали. По окончании учебы связал свою жизнь с армией, служит по контракту, не пьет, не курит, серьезные взгляды у парня. Вот как повлиял труд, вот вам и воспитание – напитался парень добрым отношением и умению преодолевать трудности.

— Согласны ли вы с тем, что с подростками трудно работать?

— Нет, я не согласен. Порой, с детьми проще, чем со взрослыми, у которых сознание уже закостенело, они не в состоянии впитать что-то новое. Дети же порой  внешне не соглашаются, но позиция наставника, учителя влияет на их мировоззрение. Сейчас на детей идет очень много негатива, я иногда просто удивляюсь, как они в таких условиях еще сохраняют способность любить. Противостоять злу тяжело, но это наш долг. Мы должны делать свое дело, лечить добром и любовью. В работе с детьми главное – не принуждать, стараться быть откровенным и честным, хотя это нелегко, потому что создаешь себе проблемы. Если  я беседую с ними о вере, то делаю это исключительно тогда, когда они сами хотят этого.

 — Откуда вы черпаете силы на такую нелегкую деятельность?

— Сила всегда имеет две составляющих: физическую и духовную. Физическая – не главная, важнее сила Духа. Мы как православные считаем, что без помощи Божией ничего не бывает. Молитва и духовная поддержка – вот главный источник сил. Нас очень духовно поддерживает отец Павел, настоятель Свято-Никольского храма. Он благословляет нас во всех делах, духовно окормляет, всегда поддержит наставлением, добрым словом. А еще мы черпаем силы в самой нашей работе, в походах. Они, конечно, забирают силы физические, но духовно окрыляют. Хотелось бы поблагодарить тех людей, кто помогает нам в нашем общем деле: это и администрация колледжа в лице его директора Бориса Евгеньевича Кузьмина, мои коллеги по работе, прихожане тейковских храмов и все, кто оказывает помощь и поддержку.

 

Беседовала Е. ВЖЕЩ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика