Виктор СМИРНОВ: «Сохранить то, что имеем, – наша общая обязанность»
Если подводить итоги работы Ивановской областной думы в прошлом году, то, безусловно, основным итогом стало принятие закона о бюджете региона — 2016.
Работа по его подготовке была очень напряженной: из-за экономического кризиса и правительству, и депутатам приходилось учитывать множество нюансов. Главный финансовый документ, во многом определяющий, как мы будет жить в наступающем году, принят. Остаются вопросы. Какая помощь ждет область из федерального центра? Почему нашему региону теперь невыгодно брать бюджетные кредиты? Есть ли механизмы, позволяющие оказывать людям господдержку адресно и эффективно? Об этом и многом другом мы поговорили с председателем Ивоблдумы Виктором Смирновым.
— В кризис регионы зачастую серьезно рассчитывают на помощь от государства. После принятия парламентом федерального бюджета что можно сказать о перспективах региональных бюджетов? Что ждать нам?
— Федеральный бюджет 2016 года отличается от всех предыдущих лет жесткостью в отношении всех направлений расходования бюджетных средств. Он дефицитный, а не профицитный, как было в последние годы. Дефицит в 3% ВВП – это довольно много. Никакой свободы маневра у получателей бюджетных средств уже не будет. На парламентских слушаниях в Совете Федерации министр финансов РФ Антон Силуанов приводил пример, когда средства, перечисляемые организациям с государственным участием, более полугода просто лежали без движения на депозитных счетах: компании зарабатывали на этом проценты. А ведь вместо того, чтобы поддерживать из бюджета такие компании, государство могло бы выделить средства на удовлетворение более насущных потребностей. Уверен, теперь этого не будет.
И Минфин, и Совет Федераций разделяют озабоченность регионов относительно проблемы государственного долга. Цифры заставляют серьезно задуматься: по данным только за 9 месяцев прошлого года долг субъектов РФ составил 2,4 трлн. рублей, совокупный долг муниципальных образований – около 2 трлн. рублей, итого – 4,4 трлн. рублей. В ситуации, когда и бюджеты регионов, и бюджеты муниципальных образований остаются дефицитными, перспектив сокращения этого долга нет. Наоборот: непростая экономическая ситуация заставляет заимствовать снова и снова, а ведь еще нужно обслуживать прежние долги, которые были взяты у государства или у банков…
Только за один месяц – сентябрь – долг субъектов РФ перед федеральным бюджетом увеличился практически на 10%. Минфин предлагает принимать бездефицитные бюджеты. Для нас на сегодняшний день – я говорю за Ивановскую область и высказываю мнение депутатов – это невозможно. В бюджете нашего региона 90% расходов – связанные. Это такие расходы, обязанность проведения которых закреплена в федеральных и региональных законах. Это заработная плата, начисления на нее, платежи в ФОМС за неработающее население, дорожный фонд (2,4 млрд. рублей).
Принять бездефицитный бюджет в таких условиях – значит отказаться от выполнения тех обязательств, которые закреплены в законодательстве. Можем ли мы это себе позволить, когда объективно экономика региона сегодня развивается по нисходящей? Полагаю, что нет. Я рад, что такого же мнения придерживается правительство области. Работа, которую мы вели над проектом бюджета-2016 с начала лета, свидетельствует о том, что наши подходы совпадают.
Еще в 2014 году у субъектов РФ появилась возможность замещать кредиты коммерческих банков кредитами федерального бюджета. Это выгодно: бюджетный кредит дается под 0,1% годовых – практически бесплатно – и на продолжительный срок. Конкретно для нашей области выгода от использования таких кредитов составила бы порядка 800 млн. рублей. Но губернатор, как ответственный, серьезный политик, прямо сказал: давайте посмотрим, на каких условиях нам дают заимствовать средства из федерального бюджета. А они таковы, что Минфин обязывает регионы сокращать дефицит своих бюджетов, причем такими темпами, которые в итоге негативно скажутся на качестве государственных и муниципальных услуг.
Еще один существенный момент – ситуация с платежами из бюджетов субъектов в Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС). Напомню, что решениями правительства РФ и Госдумы область с 1 января 2015 года стала платить увеличенные взносы за неработающее население – детей, пенсионеров, безработных. К этой категории у нас относятся более полумиллиона человек, взносы на них выросли по сравнения с прошлым годом на 1,1 млрд. рублей. И в 2016 году этот платеж снова увеличится – более чем на 100 млн. рублей.
Мы считаем, что это решение было ошибочным. Увеличение платежей в ФОМС привело к получению фондом дополнительных доходов, и мы надеялись получить поддержку в плане оказания медицинских услуг населению – например, возможность за счет этого оказывать в регионе высокотехнологичную медпомощь. Этого не произошло. А нагрузка на бюджет резко возросла. Обнадеживает то, что министр финансов признал наличие этой проблемы и пообещал, что в этом вопросе правительство разберётся, и справедливость будет восстановлена.
— Расскажите о законодательной инициативе, с которой вы вышли в Федеральное Собрание.
— Суть нашего предложения – в условиях рецессии экономики дать регионам бОльшую свободу в планировании своих расходов. Речь идет о том, чтобы часть доходов, которые сегодня жестко связаны с наполнением дорожного фонда, направлять на цели, не связанные с дорожным строительством. Это не означает, что мы теперь не будет строить дороги. Это возможность для маневра.
Хочу подчеркнуть: всё, что связано с обязательствами федерального бюджета перед ветеранами, работниками бюджетной сферы и т.д. – финансированием обеспечено. Понятно, что мы не можем ожидать от правительства РФ решений о повышении расходов на эти цели в условиях, когда туго с доходами. И при принятии областного бюджета, несмотря на непростые времена, мы, конечно же, сохранили приоритет социальных расходов над всеми другими.
— Можно ли сказать, что работа в условиях бюджета-2016 будет для области одним из самых трудных периодов за последние годы?
— Я помню, как в 1991 году в заволжской школе, где я работам заместителем директора по воспитательной работе, одно время мы зарплату получали спортивными костюмами и футболками. Чтобы получить деньги, нужно было продать их на рынке… Никаких катастрофических потрясений в экономике сегодня нет, и такие времена уже не вернутся. Не берусь выступать оракулом и прогнозировать, как будет исполняться тот бюджет, который мы приняли, но уверен: ответственности руководства правительства и депутатов областной думы хватит на то, чтобы выработать оптимальные решения. Хотя, честно признаюсь, накопилось очень много вопросов эффективности использования бюджетных средств.
— Каких?
— Возьмем, например, услугу по социальному уходу. У нас в областных учреждениях соцзащиты постоянно есть свободные места. Это значит – услуга не востребована. А мы на эту услугу штатную численность учреждений рассчитываем, медикаменты приобретаем. Человека там нет, но затраты все осуществляются. Зачем? Возьмем начальное профобразование. Мы для кого готовим эти кадры? Если для промышленности региона, то хорошо. Но ведь до сих пор нет ответа на вопрос, так ли это на самом деле. Я никогда не понимал, для кого мы в таком количестве обучаем, например, поваров-кондитеров, парикмахеров. Зачем расходовать государственные ресурсы на обучение тем специальностям, которые можно с успехом получить за более короткий срок на специальных курсах?
Я постоянно говорю об адресности социальной поддержки жителей области. Я не понимаю, почему у нас расходы на поддержку ветерана труда, проживающего в сельской местности, составляют около 300 рублей, а на ветерана труда Ивановской области, который живет в Иванове – более 1500 рублей? У них разная степень заслуг? Нет. Возьмем ситуацию с господдержкой педагогов в сельской местности. Есть абсурдные случаи, когда они получают от государства более 7500 рублей в месяц, в то время как их супруги являются чуть ли не миллионерами. Такие случаи единичны, но они говорят о том, что система социальной поддержки не настроена, адресность не является ее определяющим принципом.
Мы должны перестать говорить об этом, пора действовать. Я очень рассчитываю на то, что в 2016 году мы все-таки примем меры по кардинальному повышению эффективности использования бюджетных средств. Здесь нечего стесняться: мы никого не обижаем. Речь идет о том, что общественные финансы должны использоваться в интересах максимально большого количества людей, и поддержку должны получать те, кто реально в ней нуждается.
— Что нужно для того, чтобы помощь была действительно адресной?
— Выработать критерии нуждаемости и принять социальные стандарты – тот минимальный набор услуг и помощи, который государство в любом случае гарантирует гражданину. Сейчас эта система работает, например, в детских садах, где родители обязаны платить за своего ребенка определенную сумму. Все понятно и прозрачно: привели родители в садик одного ребенка – плата одна, если семья многодетная, то государство включает механизм поддержки, и плата существенно снижается при условии, что доход на члена семьи не превышает установленного минимума. При этом механизм для всех един.
Для того, чтобы помощь от государства была адресной, нужно развивать такие формы взаимодействия государства и бизнеса, как государственно-частное партнерство. Примеры есть: так сейчас работают наши коммерческие медицинские центры, оказывая ряд услуг населению бесплатно.
— На ваш взгляд, оправданно ли в преддверии непростого для бюджета региона года давать налоговых льготы для предпринимателей?
— Уже подсчитано, что предоставляя в 2016 году такие льготы на общую сумму более 200 млн. рублей, мы обеспечиваем функционирование более 5000 рабочих мест. Я считаю, что это эффективно. Мы однозначно получаем экономический эффект, пользу для области. Я убежден, что налоговые льготы, которые стимулируют экономическую активность, должны предоставляться, тем более в условиях экономической рецессии. Мы же заинтересованы из нее выйти. А как, если будем сокращать производственный сектор?
— Выступая на обсуждении областного бюджета, вы говорили, что также необходима ревизия источников дохода…
— Общая задача органов власти – мобилизовать поступление и налоговых, и неналоговых доходов. По каждому источнику дохода бюджета мы должны иметь представление, как он будет вести себя в следующем году. Один из бюджетообразующих налогов – налог на доходы физических лиц. Мы понимаем, что в условиях, когда тормозится рост зарплаты, ожидать, что он будет расти, не приходится. Значит, нужно посмотреть, за счет чего мы будем компенсировать недостачу. Например, внимательно посмотреть на ситуацию с налогом на имущество: не секрет, строящиеся объекты собственник зачастую сознательно не достраивает, чтобы не платить налог.
Есть вопросы к формированию налога на прибыль. Об этом много говорят сегодня и на федеральном уровне: бюджеты регионов много потеряли, когда ряду компаний разрешили платить этот налог по месту нахождения центрального офиса. Это касается, например, местных представительств многих банков, мобильных операторов и т.д. Мы с губернатором поднимали этот вопрос на встрече с руководством налоговой службы, где нам ответили, что такое поручение правительству уже дано.
«Ивановская газета»