День Святой Троицы (Пятидесятница)

4 июня мы будем отмечать один из главных церковных праздников — Пятидесятницу, также называемый Днем Святой Троицы.

 

В этот день ученики дождались обещанного им Богом: Сошествия Духа Святого, Утешителя. Это событие было предсказано им самим Христом, когда на последней их совместной трапезе Он сказал: Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам (Ин 14:26). И после Своей смерти и Воскресения просил их вернуться в Иерусалим и ждать там.

Вот как об этом дне рассказывает Книга деяний апостольских: При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать (Деян 2:1–4). На этот шум к дому, где находились апостолы, сбежался народ, среди которого были и римляне, и парфяне, и ливийцы, и каппадокийцы, словом, прозелиты из разных народностей. И каждый слышал апостолов, говорящих на его родном языке! Это привело всех в изумление, но нашлись и те, кто издевался: «Галилеяне просто напились!» — кричали они.

Тогда апостол Петр обратился к толпе с первой проповедью Евангелия. Около трех тысяч человек, послушав апостола, вскоре приняли крещение. Так было положено начало первой христианской общине.

Итак, Пятидесятница — день, когда апостолы вышли на проповедь. День, когда группа последователей Христа стала Церковью, о которой Господь сказал: создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф 16:18). Что это значит для нас? Это значит, что жизнь Ее не прерывалась никогда и в самые сложные времена.

Другое название праздника — Троица. Почему? Потому что в этот день людям открылась тайна триединства Бога — Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Духа Святого. Вопреки распространенному заблуждению Дух Святой — совсем не безликая Божественная энергия, а именно Личность. А вера в Святую Троицу и вместе с тем в Бога единого — основополагающая особенность христианства, не имеющая аналогов в мировых религиях.

Еще один оттенок этого дня, о котором говорит праздничный кондак: соединение людей из всех народов во Христе, символом и началом чего было говорение апостолов на разных языках и наречиях. Если в ветхозаветные времена строительство Вавилонской башни разделило людей, когда каждый стал изъясняться на языке, которого не мог понять другой, то день Пятидесятницы это разделение упраздняет: каждый слышит, как ученики Христовы славят Бога на знакомом ему с детства наречии. Недаром и апостол Павел пишет в Послании Колоссянам (3:11), что во Христе нет ни эллина, ни иудея, ни обрезания, ни не-обрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос.

Можно ли тогда говорить — как иногда говорят — о Ветхозаветной Церкви? 

Разумеется, ведь само слово «Церковь» значит «собрание призванных», и ветхозаветный народ Божий таким собранием был. Но Пятидесятница знаменует принципиально новый этап в истории спасения и созидание Церкви именно как Тела Христова прямым действием Святого Духа.

Почему Святой Дух не мог быть дарован до смерти и Воскресения Христа? 

Во-первых, потому что наш грех разделял нас с Богом — и должен был быть искуплен. Во-вторых, потому что Святой Дух затем и дается, чтобы приобщить нас ко Христу, Распятому и Воскресшему. Мы созданы Богом для того, чтобы познать Его и возрадоваться Ему во веки, чтобы быть вечной, бесконечно счастливой семьей, глава которой — Бог. Мы отпали от своего предназначения в грех, и поэтому мы нуждаемся в спасении. Грех имеет две стороны — вину и порчу. Мы виновны перед Святым Богом, мы совершили (и продолжаем совершать) грехи и беззакония — то, что отвратительно в Его очах, то, что перед судом Правды Божией подлежит осуждению. Как говорит пророк, беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать. Ибо руки ваши осквернены кровью и персты ваши — беззаконием; уста ваши говорят ложь, язык ваш произносит неправду (Ис 59:2-3).

Но, хуже того, мы испорчены — глубокое повреждение самой нашей природы, вызванное грехом, подталкивает нас к новым и новым грехам, и делает нас неспособными, да и нежелающими исправить свою жизнь. Это можно сравнить с положением наркомана: он виновен, поскольку разрушает свою жизнь и жизни своих близких, ворует, продает наркотики другим, и совершает другие преступления, чтобы удовлетворить свою болезненную страсть к одурманивающему яду. В то же время он испорчен: болезнь (которая явилась результатом его собственного порочного выбора) глубоко разъела его тело и душу, и он не может сам оставить свой пагубный образ жизни. Он нуждается в помощи, но не может ее получить, поскольку вынужден скрываться, опасаясь заслуженной кары за свои преступления.

Так и все мы, бедные грешники, нуждаемся в помощи Божией для того, чтобы исправить нашу жизнь, но не можем войти в общение с Богом из-за осуждения, тяготеющего на нас из-за наших грехов. Из этого безвыходного положения, в которое мы сами себя загнали, Бог спасает нас через Иисуса Христа. Безгрешный Сын Божий умирает за наши грехи, «Праведник за неправедных». Как говорит Он сам (и Церковь повторяет это за каждой Литургией), сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф 26:28).

Во всех ли христианах пребывает Святой Дух, или только в святых? 

Во всех; никто не может быть христианином без помощи Святого Духа: Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его (Рим 8:9). Святые дают Святому Духу больше возможности действовать — и в них он проявляет Себя явным и часто очевидным для всех образом, но любой человек, в том числе и совсем не святой, становится христианином только по особому действию Святого Духа. Наша вера — это не просто человеческое убеждение, это сверхъестественный дар Бога. Мы не могли бы ни признать в Иисусе Спасителя, ни переменить нашу жизнь, ни даже захотеть этого без помощи Святого Духа.

Могут ли люди, в которых пребывает Святой Дух, грешить или ошибаться?

Святой Дух не наделяет отдельного христианина безошибочностью; то наставление на всякую истину, о котором говорит Евангелие, носит мягкий, можно сказать, деликатный характер — Святой Дух не диктует, а только направляет разум и волю верующего. Это не уничтожает его свободной воли, а значит, возможности ошибаться. Безошибочностью обладает не отдельный христианин, а только Церковь в целом, когда она выражает свое учение на Вселенских Соборах.

Что касается греха, то надо уточнить, о каком именно грехе идет речь. Упорное и сознательное противление воле Божией, наглое и намеренное нарушение Его заповедей отторгает человека (впредь до покаяния) от общения со Святым Духом. Однако и те, в ком пребывает Святой Дух, могут совершать грехи по немощи или неведению.

В каких знамениях проявляет Себя Святой Дух в жизни православного христианина? 

Священное Писание указывает на то, что дары Духа носят, прежде всего, вероисповедный и нравственный характер. Святой Дух обличает нас в грехе, чтобы мы могли покаяться в нем и оставить его; как говорили святые отцы, тот, кто сподобился видеть свои грехи, совершеннее того, кто сподобился видеть ангелов. Святой Дух внушает христианину твердую веру в Господа нашего Иисуса Христа, согласную со свидетельством апостолов. Святой Дух дает твердую надежду на то, что во Христе верующие приняты и прощены Богом, как говорит апостол, Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии  (Рим 8:15–16). Святой Дух созидает в членах Церкви нравственные плоды, которые перечисляет апостол Павел в другом послании:  Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал 5:22-23). Хотя Бог может давать Своим святым совершать и чудеса, и знамения, добиваться их не следует. Самое важное знамение присутствия Святого Духа в жизни человека — это искреннее покаяние в грехах, настоящая свобода, правая вера и праведная жизнь, дающая полноту смыла и содержания, внутреннего удовлетворения и истинного счастья. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика