В его произведениях отразился дух времени

Александр Николаевич Островский родился в 1823 году — на год раньше открытия Малого театра в Москве и за девять лет до открытия Александрийского театра в Петербурге в 1832 году.

 

К тому времени, когда были написаны его первые произведения, театральный репертуар под давлением жестких цензурных ограничений, установленных во время царствования  Николая  I,  весьма  обветшал.  Шли,  в основном, переводные мелодрамы и водевили. Слова Гоголя: «Ради Бога, дайте нам русских характеров, нас самих дайте нам, наших плутов, наших чудаков! На сцену их, на смех вам» современники восприняли как программу русской национальной драматургии.

Отец будущего драматурга, выпускник Московской духовной семинарии, служил в Московском городском суде. Мать из семьи духовного сословия, умерла, когда будущему драматургу было восемь лет.

Детство и юность писателя прошло в Замоскворечье. Отец женился второй раз на дочери обрусевшего шведского барона, которая не слишком занималась воспитанием детей от первого брака своего мужа. Островский был предоставлен самому себе, еще в детстве пристрастился к чтению. В 1840 году по окончании гимназии был зачислен на юридический факультет Московского университета, но в 1843 году ушел из него, не пожелав пересдавать экзамен. Тогда же поступил в канцелярию московского Совестного суда, позднее служил в Коммерческом суде (1845-1851 гг.). Этот опыт сыграл значительную роль в творчестве Островского.

На литературное поприще Александр Николаевич Островский вступил во второй половине 1840-х гг. как последователь гоголевской традиции, ориентированный на творческие принципы натуральной школы. В это время Островским был создан прозаический очерк «Записки замоскворецкого жителя», первые комедии (пьеса «Семейная картина» была прочитана автором 14 февраля 1847 года в кружке профессора С.П. Шевырева и одобрительно принята им).

Ответом  Островского  на  потребности  времени  и  общественные  настроения  стали  его ранние пьесы: «Свои люди – сочтемся!» («Банкрут»), «Бедная невеста», «Бедность не порок», и,  разумеется,  «Не  в  свои  сани  не  садись»  – первая  из  пьес,  попавшая  на  театральные подмостки.

Пьесы молодого драматурга были восторженно встречены публикой. Современники восхищались русской жизнью и широтой русской души, показанной в пьесах, противопоставляя их рассудочной сухости Запада. В основе его произведений лежали конфликты, подсмотренные драматургом в реальной жизни,  что  и  дало  им  название  «пьесы  жизни».

Создав за сорок лет литературного труда пятьдесят (работая над последней, скончался) пьес (некоторые — в соавторстве), ставших репертуарной основой русского общедоступного, демократического театра, А.Н. Островский на разных этапах своего творческого пути представлял по-разному главную тему своего творчества.

Так, став в 1850 году сотрудником известного своим почвенническим направлением журнала «Москвитянин» (редактор М.П. Погодин, сотрудники А.А. Григорьев, Т.И. Филиппов и другие), Островский, входивший в так называемую «молодую редакцию», попытался придать журналу новое направление — сосредоточиться на идеях национального своеобразия и самобытности, но не крестьянства (в отличие от «старых» славянофилов), а патриархального купечества.

С течением времени жанровый спектр пьес Островского расширяется, драматург все пристальнее  вглядывается  в  жизненные  драмы своих героев и героинь, которых ждало крушение юношеских идеалов, надругательство над женской честью, самоубийство, каторга, помешательство.

В своих последующих пьесах «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», «Не так живи, как хочется» (1852-1855 гг.) драматург попытался отразить поэзию народного быта: «Чтобы иметь право исправлять народ, не обижая его, надо ему показать, что знаешь за ним и хорошее; этим-то я теперь и занимаюсь, соединяя высокое с комическим», — писал он в «москвитянинский» период.

В 1855 году драматург, не удовлетворенный своим положением в «Москвитянине» (постоянные конфликты и мизерные гонорары), покинул журнал и сблизился с редакцией петербургского «Современника» (Н.А. Некрасов считал Островского «бесспорно первым драматическим писателем»). В 1859 году вышло первое собрание сочинений драматурга, принесшее ему и славу, и человеческую радость.

Впоследствии две тенденции освещения традиционного уклада — критическая, обличительная и поэтизирующая — в полной мере проявились и соединились в трагедии Островского «Гроза» (1859 год).

В пореформенную эпоху он прослеживает, как развивается в новых условиях все тот же конфликт старших и младших, богатых и бедных, своевольных и безответных. К тому же драматург не питал никаких иллюзий относительно  радикальности  перемен, привнесенных в жизнь буржуазно-либеральными реформами.  От  него  ждали  другого. Новых сюжетов и новых лиц. А он продолжал исследовать.

Драматург остался в истории русской литературы не просто «Колумбом Замоскворечья», как назвала его литературная критика, но создателем русского демократического театра, к театральной практике применившим достижения русской психологической прозы XIX века. Островский являет собой редчайший пример сценического долголетия, его пьесы не сходят со сцены — это примета истинно народного писателя.

 

Александр Романов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика