«Сельский учитель — это понятие круглосуточное!»

Не будет преувеличением сказать, что учитель — это самый важный человек в жизни каждого ребенка.

 

Его благородный труд на благо подрастающего поколения подобен героизму. Это тот человек, который, как никто другой понимает своих учеников, всегда поддерживает. Именно таким наставником для своих учеников является учитель истории и обществознания Нерльской средней школы  Т.А. Полиектова

— Татьяна Анатольевна, расскажите читателям о себе.

— Я родилась в Нижегородской области, в большой дружной семье. Когда мне было 12 лет, наша семья переехала жить в Ивановскую область, в поселок Нерль. Здесь я окончила школу, затем вместе с родителями переехала в село Сахтыш. Стала работать воспитателем в детском саду. Вышла замуж, родила дочь. Заочно с отличием окончила Кинешемское педагогическое училище и поступила в ИвГУ на исторический факультет (тоже заочно, так как у меня была своя семья). Когда перешла на третий курс, в нашем селе открыли восьмилетнюю школу — до этого несколько лет была только начальная. Меня пригласили работать учителем истории и географии. Восемь лет назад Сахтышскую школу закрыли из-за маленькой численности учащихся, и я перешла работать в Нерльскую школу, которую сама когда-то окончила.

— Почему вы выбрали профессию учителя?

— В детстве я никогда не думала, что буду работать учителем, мечтала быть путешественником, любовь к географии мне привила замечательный учитель Коломина Валентина Аркадьевна. А историей я заинтересовалась лет в 13, когда мама предложила мне прочитать роман А. Дюма «Три мушкетера». Роман произвел на меня большое впечатление, я перечитала всего Дюма и увлеклась историей. Мне хотелось передать детям любовь к истории, и это повлияло на мой выбор профессии. Уже работая учителем, я поняла, что нашла свое призвание в жизни. Я согласна со словами древнего китайского мудреца Конфуция: «Выбери себе работу по душе, и тебе не придется работать ни одного дня в своей жизни».

— Помните свой первый урок?

— Свой первый урок, наверное, помнит каждый учитель. Это был урок в восьмом классе. Я и сейчас помню дрожь, с которой я пришла на мой первый урок. Мне хотелось интересно рассказать детям о событиях прошлого. Сейчас, будучи опытным учителем, я понимаю, что урок не совсем был методически грамотным, но мне удалось заинтересовать учеников своим предметом.

— Как проходила ваша адаптация в педагогическом коллективе?

— Мне повезло работать в небольшом дружном коллективе. Когда открылась Сахтышская школа, все учителя, кроме директора были молодыми специалистами, не имеющими опыта работы. Директором была замечательный человек, опытный учитель Лилина Елена Викторовна. Она многому научила нас, молодых учителей, щедро делилась своим опытом. Ей удалось сформировать дружный педагогический коллектив.

В Нерльской школе мне не пришлось привыкать к новому коллективу, со всеми учителями мы работали в одном районе, все были знакомы по совместным районным мероприятиям, работали еще учителя, которые учили когда-то меня.

— На ваш взгляд, в чем особенность работы учителя на селе?

— Сельский учитель – это понятие круглосуточное! Сельский учитель, он у всех на виду. На селе учитель всегда был больше, чем просто учитель. В сердце каждого из нас учитель всегда стоит в одном ряду вместе с родными и близкими людьми. Дети воспринимали и воспринимают школу как свой второй дом, и поэтому отношение у них к школе, как к дому. 

Плохое образование в сельской школе – распространенный стереотип. На самом деле, сельские школы дают современное качественное образование. И наши выпускники подтверждают это в ходе дальнейшей учебы. Хотя работать сельским учителям приходится в гораздо более сложных условиях, чем нашим  городским коллегам. Особо следует отметить такую характерную особенность деятельности сельского учителя как многогранность его профессиональной деятельности. Сельскому учителю из-за нехватки педагогических кадров приходится быть, как говорят «на все руки мастером». В Сахтышской школе, кроме истории и обществознания я вела уроки географии, мировой художественной культуры, английского языка, ОБЖ.

Никогда не жалела о том, что я — сельский учитель. Да, тяжело: школа, подготовка к урокам, проверка тетрадей, классное руководство, участие в конкурсах,  работа по дому, огород. Но я нашла свое призвание и  горжусь тем, что я  сельский учитель, помогающий ученикам познать себя, поверить в свои возможности, добиться успехов, не потеряв при этом душевных качеств: искренность, доброту и любовь. Горжусь своими учениками. Одна из моих учениц, Анастасия Алексеевна Синицына, окончила исторический факультет ИвГУ и сейчас работает в нашей школе учителем истории. На историческом факультете в настоящее время учатся еще две мои ученицы.

— Роль педагога в жизни общества?

— Профессия учителя очень древняя. Роль педагога в прогрессивном развитии общества значительна хотя бы потому, что он воспитывает молодежь, формирует поколение, которое продолжит дело старших, но уже на более высоком уровне развития общества. Поэтому в какой-то мере можно сказать, что педагог формирует будущее общества, будущее его науки и культуры. 

В быстро меняющемся современном мире меняется и роль учителя. Раньше, оканчивая школу, а затем институт, люди получали знания, которые могли применять в течение всей жизни. Сейчас ситуация другая: мир перестал быть повторяющимся и устойчивым, жизнь представляет все новые и новые запросы. Учитель в современной школе перестал быть носителем абсолютной истины. У него появились конкуренты — онлайн-курсы и информационные сайты. Так как любые данные всегда под рукой, акцент в обучении переходит от заучивания к формированию основных навыков современного человека — приспособления к новым условиям и работы с информацией. Поскольку информации очень много, важно учить школьников ориентироваться в потоках данных, уметь отобрать источники, обработать их — то есть узнать, как из хаоса информации получить новые знания.

Ученикам нужно учиться общаться, высказывать свою точку зрения, слушать собеседника и учитывать разные мнения. Поэтому педагогу важно организовать работу на уроке между учениками, когда они вместе выполняют задания, общаются и приходят к совместному решению. Современный учитель должен всегда находиться в поисках различных развивающих методов и приемов, не давать ученикам готовые знания, а добиваться того, чтобы каждый ученик раскрывался как личность.

Итак, современный учитель — это человек, который не только учит детей, но и постоянно учится сам, знакомится со всем новым, что появляется в мире, где после школы предстоит существовать его ученикам. 

— Трудно ли работать учителю с современными детьми?

— Дети… Они настолько разные, что невозможно сказать, какие они. Одни чересчур информированные — живут только своими заботами, любовью и с наушниками, другие уже в раннем детстве знают, что такое зарабатывать на хлеб. Третьи – «чья хата с краю». А есть те, кто познал столько горя, что и взрослому за всю жизнь не познать. Дать точный ответ невозможно, он будет временным. Дети всегда остаются детьми. Да, они изменились, но все же они остаются детьми. Нынешнее поколение — не лучше и не хуже. Оно другое. Причиной тому скорость жизни, особенности социальной среды. Современный ученик не так высоко ценит знания — ведь они доступны и открыты, стоит только зайти в Интернет. Да и знания теперь важны, только если их можно как-то применить, извлечь пользу. Долго сидеть за книгой или думать над одной задачей современным школьникам очень трудно: они носители клипового мышления, воспринимают информацию короткими фрагментами, предпочитают получать сведения в виде живой картинки или понятной схемы. А мы, педагоги, должны найти подход к каждому из них, помочь найти себя в таком непростом сегодняшнем мире.

— Татьяна Анатольевна, что бы вы пожелали будущим выпускникам, которые хотят выбрать педагогическую стезю?

— Самое главное – любить своих учеников и свою работу. Без этого работать в школе нельзя.

 

Беседовал Сергей Шивков

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика