Ольга Емельянова: «Отдавая тепло своей души детям, я становлюсь богаче»

Сегодня на территории Тейковского района функционируют шесть школ.

Одной из старейших является Морозовская школа, отметившая в этом году свой 110-летний юбилей. Одна из особенностей данной образовательной организации заключается в том, что около 80% ее педагогических работников – ее выпускники. Одним из выпускников Морозовской школы является заместитель директора по воспитательной работе, учитель математики и английского языка Ольга Витальевна Емельянова. Мы встретились с Ольгой Витальевной и узнали о жизни школы, роли учителя в современном обществе, взглядах педагога на профессию.

— Ольга Витальевна, почему вы выбрали профессию учителя? Что повлияло на ваш выбор?

— Все начинается с детства. А детство с семьи и школы. Семья – это, прежде всего, мама, а школа – учитель. Почему я стала учителем?  Может быть, это звучит несколько необычно, но уже в дошкольные годы я решила стать учителем. В детстве моим любимым занятием была игра в школу. Эта игра превратилась в действительность. С первого класса мне везло с учителями. Я до сих пор помню глаза моей первой учительницы – Ларисы Юрьевны Дрепиной.

В 2006 году я окончила математический факультет Ивановского государственного университета и сама стала учителем. Я понимала, что быть учителем непросто, ведь сколько труда и терпения нужно для того, чтобы из маленьких мальчиков и девочек выросли вдумчивые, стремящиеся к своей цели молодые люди. И вот уже 16  лет каждый день я переступаю порог школы для того, чтобы передавать знания детям. Я стараюсь воспитывать в них честность, порядочность, целеустремленность.

Каждый день я всматриваюсь в глаза детей. Сколько в них чувств, переживаний! Глаза ребенка – это состояние души, в которой многое можно увидеть. Чтобы узнать о ребенке больше, сердце учителя должно быть не только добрым, но и зрячим.

Быть учителем трудно. Но и учеником быть нелегко. У детей, которые пришли в первый класс, большая потребность не столько в получении знаний, сколько в общении и эмоциональном контакте. Для меня важно, чтобы ребенок поверил мне, сохранил уважение и признательность. Оправдать его доверие – большая ответственность.

— Вспомните, как проходила ваша адаптация в школе после окончания вуза? Кто из коллег помогал на начальном этапе вашей педагогической деятельности?

— Не могу назвать одного наставника. На всех этапах моей жизни — в школе, университете и в профессиональной деятельности — рядом со мной всегда были замечательные учителя, прекрасные люди, мастера своего дела. И это в немалой степени повлияло на выбор моей профессии.

Но необходимо сказать о самых важных. Это мой первый учитель Лариса Юрьевна Дрепина, моя учительница русского языка и литературы Алевтина Владимировна Вахрамеева, учитель математики Мария Владимировна Каменьщикова, которая занимались со мной математикой в школе. Эти люди больше всего повлияли на мое становление как личности.

А еще мне посчастливилось, что в моей жизни был главный наставник. Учитель с большой буквы. Ольга Витальевна Гогулина. Она до сих пор рядом — с советом, с одобряющим тихим взглядом, с грустной улыбкой, если я не права. Я начинала работать, когда школа наставничества не до конца еще себя исчерпала. После университета с первых дней моей работы в школе она была моим добрым ангелом-хранителем. Много посещала моих уроков, давала мудрые советы. Даже когда урок был не совсем удачным (это я и сама прекрасно понимала), Ольга Витальевна всегда говорила много хорошего. И только в конце, словно случайно, обращала внимание на недостатки, и то в качестве пожелания. Как после этого не поверить в себя? Такой интеллигентности, мудрости, доброты и правды человека я больше не встречала. Повстречать такого человека на жизненном пути – невероятная удача.

— На ваш взгляд, в чем особенность работы учителя на селе?

— Все мы родом из школы, она оказывает мощное  воздействие на всю нашу дальнейшую жизнь. А школа на селе — это источник добра, света, порядочности, любви, творчества. И очень важно, чтобы этот источник оставался чистым и ясным на долгие годы. Чтобы каждый приходящий к этому источнику уходил наполненный светом, мудростью, добротой,  необходимо  сохранять этот источник в чистоте, а  в современном мире это сможет сделать только высоконравственный, порядочный и преданный своей земле  человек. Именно из таких людей  и получаются хорошие сельские учителя. Кто в наши дни выбирает профессию учителя? Совсем немногие, те, кто по настоящему любит свою Родину, свое родное село. И как бы ни  складывались  обстоятельства, благополучие любого села напрямую зависит от того, какая там школа и что за люди работают в ней.

— Современный ученик, какой он?

— О современных детишках школьного возраста мы слышим очень противоречивую информацию. Одни педагоги хватаются за голову и жалуются, что уровень развития детей очень сильно снизился, дети при поступлении в школу не знают элементарных вещей, не воспитаны и т.п. Другие педагоги не устают восхищаться, насколько современная молодежь многосторонне развита и одарена.

Если каждого из нас спросить, какой он, ученик XXI века, все ответят по-разному. Одни скажут, что он любознательный, другой скажет — развит не по годам, третий – избалованный и капризный. И каждый будет прав. Они действительно разные. И в первом классе невозможно собрать детей равных по физическому, умственному развитию, из одной социальной среды. Они настолько разные, что порой трудно сказать, какие же они. Это духовная личность, интеллектуально развитая, они полны желания жить и творить. Но, к сожалению, все больше и чаще встречаем учеников, которые учебу отодвигают на последнее место. Они живут только своими заботами, любовью и наушниками.

Школа – это первый шаг в большой, взрослый мир, и ученик должен сделать его уверенно. Главное, чтобы во все времена наши дети оставались порядочными людьми. А мы, педагоги, должны найти подход к каждому из них, помочь найти себя в таком непростом сегодняшнем мире. Стоит отметить, что сегодняшний школьник — это человек, который шагает в ногу со временем, у которого имеются богатейшие возможности для самопознания, саморазвития, самосовершенствования. Современный ученик должен уметь пользоваться своими знаниями. Насколько грамотно он ими распорядится, будет зависеть его дальнейшая взрослая жизнь.

— Роль педагога в жизни современного общества?

— В современном обществе педагог должен всегда находиться на стадии развития. Развивая свои личностные качества, учитель добивается лучших результатов в жизни, что плодотворно влияет на его деятельность. Также педагог является живым примером и идеалом для ученика. Сейчас в Интернете можно найти ответы на все вопросы, но педагог должен быть впереди всех, готов ответить на любой возникающий у ребенка вопрос, поэтому требуется непрерывное самообразование и самосовершенствование.

— Что бы вы пожелали будущим выпускникам, которые хотят выбрать педагогическую стезю?

— Идти в школу и не бояться этого! Да, профессия учителя сегодня не является эксклюзивной, как во времена Аристотеля, сегодня учитель перестал быть единственной фигурой в образовании. Педагоги проводят тренинги, руководят проектными работами, выступают экспертами в различных отраслях научного знания и т.д. Уже сегодня можно выделить десяток различных профессиональных позиций в учительской деятельности, не вписывающихся в традиционное штатное расписание школы: тьютор, учитель-психолог, сетевой администратор, модератор, разработчик УМК, социальный педагог…  А еще – актер, режиссер, певец, танцор, хореограф… Словом, и швец, и жнец, и на дуде игрец. Где еще вы встретите такое разнообразие?

Если вы способны поспевать за временем, мобильны и решительны в приеме решений и храбры в их претворении, если вы готовы учиться постоянно – обязательно идите в школу! Конечно, стать министром образования у вас один шанс на миллион, начальником регионального департамента образования – один шанс из десяти тысяч, директором школы – один шанс из тысячи. На мой взгляд, карьера учителя заключается в другом. Если ваши ученики будут лучшими, если вы стали примером для подражания нескольких поколений – вы состоявшийся педагог.

Любовь, уважение, признательность — лучшая награда для педагога, это выше всех званий и почестей. И когда в школу будут вести детей не из-за красивого здания, не из-за удобного месторасположения, а на ваше имя – это вершина профессиональных достижений учителя. Успешный учитель — успешный ученик. Эта формула уже давно признается формулой достижения высоких результатов нашей профессиональной деятельности. Таким образом, перед вами встает образ учителя будущего — учителя-лидера, со сложившимся позитивным мировоззрением, нацеленным на постоянное саморазвитие и профессиональный рост, обладающего высоким нравственным авторитетом.

— Ольга Витальевна, вы счастливы в своей профессии?

— Каждый день я открываю школьную дверь и захожу в класс. Вновь звенит звонок и ко мне обращаются взоры моих учеников. Их ясные, чистые глаза. Любопытные, верящие, добрые, оценивающие каждый мой взгляд, жест, шаг, поступок. Они многого ожидают от меня.

Счастлива ли я? Счастье у каждого свое, оно складывается из многих показателей. Одно из его составляющих – выбранная профессия. Я – счастливый человек. У меня есть любимое дело. Я нахожусь в постоянном поиске. Ведь только творческий учитель может заразить своим теплом, верой, талантом. Древний мудрец Сенека утверждал: «Уча других, учимся сами». Я счастлива, потому что у меня есть возможность вновь и вновь познавать этот необыкновенный мир вместе со своими учениками. Я счастлива, когда детям нравится учиться, когда вижу результаты своего труда.

Не стоит бояться рисковать, меняться, учиться жизни. Стоит пробовать, дерзать, творить, не останавливаясь на достигнутом. Мне очень нравятся слова  известного поэта и философа Ральфа Эмерсона: «Если мы перестаем пытаться сделать что-то кроме того, что уже умеем, мы перестаем двигаться вперед». Вспоминая свои, еще совсем неуверенные, робкие шаги во взрослой жизни, я мечтала стать хорошим учителем, настоящим другом. Моя мечта сбылась! Я счастлива, потому что, отдавая тепло своей души детям, я становлюсь богаче.                                                     

Записал Сергей Шивков

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика