Голос из нашего детства

Эту замечательную актрису все знают в лицо, а под звучание её голоса выросли целые поколения, но мало кто помнит её имя и фамилию. 13 июля 2022 года исполняется 100 лет со дня рождения «королевы эпизода», «самой народной незаслуженной артистки» — Марии Сергеевны Виноградовой.

В кинематографической справке о М.С. Виноградовой указано: 538 работ в 529 проектах. Около 100 ролей в фильмах, более 300 озвученных персонажей мультфильмов, дублирование иностранных лент с Одри Хепбёрн, Джиной Лоллобриджидой и другими звёздами, большое количество ролей в театральных постановках.

Наша землячка, уроженка Ивановской области, Мария Сергеевна Виноградова родилась 13 июля 1922 года в селе Наволоки Кинешемского уезда. Семья была небогатой, но дружной. Маленькая Маша пошла в маму – любительницу песен, сказок и добрых розыгрышей,  была такой же непоседливой, весёлой и озорной. А ещё она совсем не боялась внимания и большого количества людей – и от табуретки в детском саду до малых и больших сцен области, — любое место выступления было её стихией. Бесстрашие и любопытство принесло и надолго прилипшее прозвище – «Маша-коза», когда она совсем крохой пыталась противостоять соседскому животному, и была переброшена козой через забор. Слава Богу, обошлось без травм. Училась Маша легко, а всевозможные фольклорные, танцевальные, драматические и вокальные кружки и коллективы были частью её жизни. Никто не удивился, когда по окончании школы в 1939 году Маша из провинциального (уже города) Наволоки поехала поступать в Москву, во ВГИК.

Курс набирал один из основателей и первых преподавателей ВГИКа Лев Кулешов (среди его учеников режиссёры В.И. Пудовкин, Б.В. Барнет, М.И. Роом и многие другие), автор знаменитой «Азбуки кинорежиссуры». Конкурс был огромный, и на момент прослушивания Маши Виноградовой оставалось всего три места. Её практически не стали слушать, а попросили спеть и сплясать. Вот тут-то Маша и выдала представление! Приёмная комиссия привстала со своих мест, чтобы лучше разглядеть маленькую абитуриентку, и смеялась до слёз. Когда секретарь комиссии вышла объявлять результаты, она зачитала фамилии зачисленных на курс и добавила: «И ещё эта, маленькая, чёрненькая – где она?» Так Мария Виноградова стала студенткой ВГИКа.

Почти сразу же для сокурсников и преподавателей она стала «Мухой» — за свои миниатюрные размеры, непоседливость и вездесущность, куда не оглянись – она была повсюду. Её талант был замечен сразу, она начала сниматься в кино ещё будучи студенткой. Но глубокие драматические способности сильно контрастировали с внешностью – она выглядела много моложе своих лет и была очень маленькой. В восемнадцать лет она сыграла шестиклассницу в фильме «Сибиряки». Лев Кулешов говорил ей: «Твоя беда, Муха – твой героический голос не подходит к внешности». И Маша упорно работала над голосом, видоизменяя и подстраивая его для различных ролей. Надо заметить, впоследствии это ей очень помогло в озвучивании и дубляже, настолько, что она озвучивала даже мужские роли!

Началась война, эвакуация, жизнь впроголодь, в стеснённых условиях – и учёба, учёба, учёба! И даже участие в съёмках. Эта привычка к непрестанному труду останется с Марией Сергеевной на всю жизнь, она ни минуты не могла сидеть без дела.

В 1944 году Маша Виноградова закончила ВГИК с отличием и стала актрисой Театра-студии киноактёра. Но в Москве жить было негде, а снимать на скудное актёрское жалованье жильё в столице – невозможно. И Маша принимает предложение поехать в Потсдам, в Театр группы советских войск в Германии. Увы, из-за внешности амплуа травести (актрисы, играющей детей) стало для Маши Виноградовой постоянным, а в связи с этим и ограниченное количество ролей.

После возвращения в Москву Мария продолжает в службу в Театре-студии киноактёра, и берётся за любые, даже самые незначительные, роли в кино. И относится к этим ролям с таким тщанием и серьёзностью, что может выдать из десятисекундного эпизода почти шедевр. Она не просто «мелькала» на экране – она на экране жила.

К сожалению, в дальнейшем она сыграла всего одну главную роль – Звёздного мальчика в одноимённом фильме по сказке Метерлинка. Заметим, что мальчика-подростка она сыграла в 36 лет, что на экране было совсем не заметно.

Зная её ответственность, безотказность и умение оживить даже самую маленькую роль, режиссёры приглашали её на роли вахтёрш и билетёров, старушек на лавочке и домработниц. «Увы, — говорила Мария Сергеевна, — это удел травести – из мальчиков – в старушки…» Хотя, какая Мария Сергеевна? – её никто так не называл, для бывших сокурсников и близких людей она так и осталась Мухой, а для большинства – Мусей.

А с какими режиссёрами она работала! Эльдар Рязанов, Лариса Шепитько, Пётр Тодоровский, Николай Губенко, Василий Шукшин и многие, многие другие выдающиеся мастера.

Интересна история знакомства В.М. Шукшина с её творчеством и приглашение на роль в фильм «Калина красная». Василий Макарович был на дебютном просмотре фильма по своему рассказу «Одни» Л. Головни и А. Сурина, где Мария Сергеевна играла деревенскую старуху. После фильма он сказал авторам, что те смогли подобрать очень колоритную натуру, и как вообще они таких персонажей в деревне нашли? А когда получил ответ, что это не деревенская жительница, а актриса, Шукшин загорелся желанием снять Марию Виноградову в своём фильме.

Ну и, конечно, работа по озвучанию мультфильмов. Голосом Марии Виноградовой говорят Маугли, дядя Фёдор из Простоквашино и Ёжик в тумане. И ещё огромное количество мультяшных персонажей – мальчиков и девочек, котят и щенят, мышат и всевозможных птичек. Интересный факт – при переозвучивании в 1982 году мультфильма «Снежная королева» Марии Сергеевне было уже шестьдесят лет, а голос, подаренный Маленькой разбойнице, звучал звонко и озорно, как у подростка. Марии Сергеевне очень нравилась работа в мультипликации, она и там находила простор для импровизации. Кто из видевших мультфильмы «Ну, погоди!» не смеялся, слыша зайца-каратиста с его «Заися, заися» — Юрий Норштейн очень долго не мог подобрать актрису для своего Ёжика. А Марию Сергеевну приглашать опасался – уж больно узнаваемый голос. Но Муся, как всегда, нашла выход – и стала говорить другим голосом и с другими обертонами. Эта маленькая роль (у Ёжика очень немного текста) так ей полюбилась, что выходя к зрителям во время творческих встреч, она часто начинала так: «Здравствуйте, с вами говорит Ёжик в тумане…»

А ещё она постоянно всем помогала: попавшей в ДТП Любови Соколовой, оставшемуся без денег Панкратову-Чёрному (хотя сама совсем не шиковала), впавшей в депрессию бывшей сокурснице.

К ней все очень хорошо относились, что, увы, в своеобразной, самовлюблённой и завистливой актёрской среде большая редкость. Лидия Смирнова говорила о ней: «Её все любили за доброту и нежность, и ещё она была красавицей. Нет, не внешне – а за счёт огромного обаяния». Юрий Норштейн сокрушался, что роли, сыгранные Марией Сергеевной, совсем не по её таланту, и как жаль, что не встретился режиссёр, чтобы снять её в главной роли. Сергей Никоненко, вспоминая о ней, сказал главное: «В любой профессиональной среде, в любом сообществе, цеху, гильдии, профессионалы знают, кто чего стоит на самом деле. Так вот все актёры знают, чего стоит Муся, Мария Сергеевна. Это очень высокая планка».

У неё было позднее семейное счастье, муж Сергей Голованов (его наиболее известная роль — Горелов в фильме «Тайна двух океанов») был старше на тринадцать лет, у них долго не было своего жилья. Их единственная дочь, Ольга, появилась, когда Марии Сергеевне было за сорок. Беременность протекала очень тяжело – восемь месяцев Муся провела в больнице на сохранении. Дочь была очень любима и даже избалована, купаясь во внимании семьи и близких людей. В дальнейшем Ольга Голованова также избрала профессию актрисы, и как и мама, стала актрисой озвучания и дубляжа. Надо сказать, что она уже превзошла достижения Марии Сергеевны – у неё более 700 озвученных и дублированных персонажей.

Мария Сергеевна трудилась до последних дней, хотя смерть мужа в 1990 году очень подкосила её. Продолжая сниматься (последняя роль в кино – жена палача в сериале «Королева Марго»), она непрестанно заботилась о своих соседях-актёрах, большинство которых были уже немолоды, о благоустройстве дома и подъезда. Делала она это, как всегда, с присущей ей подвижностью и энергичностью и настолько, что соседи называли её «Домовым».

Любимая всеми Муся пережила два инфаркта и инсульт, отказалась от госпитализации и скончалась дома 2 июля 1995 года.

Михаил Глузский, её сосед, сказал: «Из нашего дома ушёл домовой. А без домового – что за дом?»

Марии Сергеевны Виноградовой нет уже более 27 лет, но её роли и её голос живут, а её Дядю Фёдора, Маленькую разбойницу и Ёжика в тумане будут слышать и дети наших детей.

Иван Петров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика