Финансовая грамотность — это важно

Как научить ребенка обращаться с деньгами, что может пригодиться родителям на разных этапах обучения — до школы, в начальных и старших классах, разбираемся вместе с Творческой Студией17.

Мы учим ребенка читать, писать и считать, общаться со сверстниками и взрослыми, правильно вести себя в общественных местах. Но есть один аспект воспитания, о котором родители порой забывают. Это — финансовая грамотность детей. Ведь неумение обращаться с деньгами может весьма печально аукнуться во взрослой жизни.
Знания в области сбережений не застрахуют молодое поколение от ошибок и неудач, но помогут вырасти разумными потребителями и удачливыми предпринимателями.
Финансовая грамотность — это умение распоряжаться финансами. Если родители не научили сына или дочь обращаться с деньгами, в будущем ребенок с большой вероятностью столкнется с непониманием экономических процессов, неумением жить в соответствии со своими доходами, «обрастет» многочисленными кредитами и долгами, запутается в денежных отношениях.
Финансовая грамотность для детей должна включать в себя: понимание, откуда берутся деньги; знание, к чему могут привести неверные решения в отношение собственных средств; умение контролировать доходы и расходы, составлять бюджет; способность ориентироваться в экономической обстановке и жить по средствам. Эти знания должны прививаться поэтапно, в соответствии с возрастом и способностями ребенка. К моменту совершеннолетия у него должны сформироваться знания о деньгах, потребностях, товарах, домашнем бюджете и умение экономить.
В летнем лагере Творческой Студии17 мы решили ввести в этом сезоне такую интересную программу, которая поможет детям понять основы как заработка, так и правильного вложения. Ребята в лагере зарабатывают собственные деньги своим трудом и не только. Их валюта называется «студики», они имеют разный номинал, как настоящие деньги, чтобы дети могли напрямую понимать их ценность.
Это интересная система ребятам в летнем лагере очень понравилась. Они зарабатывают «студики» помогая вожатым в текущих делах и хорошими делами. Большинство наших воспитанников с большим энтузиазмом откликается и просятся выполнять те или иные задания, чтобы увеличить свой капитал. Потратить свои «студики» они могут в рамках летнего лагеря Студии на разные сладости и дополнительные интересные мероприятия, не входящие в план летнего лагеря.


Оптимальный возраст начала обучения финансовой грамотности — 5-6 лет. На этом этапе родители должны дать малышам базовое понимание о труде и его оплате, объяснить, что такое деньги и зачем они нужны.


Информацию до ребят лучше преподносить в развлекательной форме. Дома с родителями отлично подойдут игры, в которых фигурируют финансы. Самая простая — «магазин». При этом использовать лучше не реальные деньги, а похожие на них копии. В процессе игры можно меняться ролями. Объясните, что такое сдача, разберите по номиналу купюры и монеты. Важно также поговорить с ребенком о своей работе, рассказать, за что получаете зарплату, объяснить, как тяжело она дается.
Идя в первый класс, ребенок уже должен уметь совершать покупки. У него должно быть начальное представление о сдаче, оплате картой или наличными, размене. Это основы финансовой грамотности. Отличным вариантом будет завести копилку. Пусть ребенок выберет ее сам и складывает туда деньги, которые ему дарят или те, что остаются после похода в магазин за конфетами. Важно научить ребенка, что у накоплений должна быть цель, не важно что это будет, дорогая шоколадка или игрушка, или новый самокат. Начиная с 7 лет ребенку можно и нужно давать возможность под контролем оплатить покупку в магазине. Объясните, что покупки должны быть обдуманными, а не спонтанными, не основанными на сиюминутном желании.


В 10–12 лет пора рассказать и о других статьях расходов, кроме магазина, таких как счета за жилье, платежах по кредитам, налогах, оплате лечения, кружков и секций. Сыграйте всей семьей в легендарную «Монополию».


Пока не придумали игры лучше для обучения детей финансовой грамотности.
Для подростка-старшеклассника, который уже стоит на границе между детством и взрослой жизнью, самое время открыть первую банковскую карточку и положить на нее сумму на месяц или выдавать установленную сумму наличными. Скорее всего, первый месяц деньги закончатся раньше, чем должны, но один раз это можно простить. А вот если ситуация повторится, должны последовать штрафные санкции в виде лишения карманных средств. Именно в этот период важно донести до ребенка ценность финансовой грамотности, объяснить вред неосмотрительных покупок.
В летнем лагере Студии 17 собрались дети разных возрастов, и все с удовольствием включились в эту полезную бизнес-игру. Помимо дополнительных интересных обязанностей, они получают «зарплату» за каждый день посещения лагеря. Из обязанностей, например, мальчишки и девчонки могут поработать корреспондентом, помочь накрыть стол для перекуса или собрать игрушки и инвентарь и прочее.
Научить детей финансовой грамотности не так сложно, если разбираться в ней самому и сделать процесс поэтапным. Главное, чтобы ни вы, ни ребенок не воспринимали это как что-то нудное. Пусть это будет совместное времяпровождение с мультфильмами и играми, дайте почитать ребенку полезные книги на эту тему.
Вот несколько примеров: мультфильмы — серия «Азбука финансовой грамотности» из «Смешариков»; ряд эпизодов из «Фиксиков»: «Как делают деньги», «Копилка», «Деньги»; «Богатый бобренок»; «Незнайка на Луне»; «Азбука денег тетушки Совы».
Игры — «Монополия» — игра для всей семьи; «Финзнайка» — приложение, которое было создано при поддержке Минфина РФ для детей всех возрастов; «Денежный поток» — веселая настольная игра. Книги — для самых маленьких — Е. Блискавка «Дети и деньги», Шефер «Пёс по имени MoneY». Ученики младшей и средней школы — И. Липсиц «Удивительные приключения в стране Экономика», С. Биденко «Финансовая грамотность для подростков», Г. Карлиц «Инвестор. Руководство по накоплению и инвестированию для смышленых детей», Н. Смирнова «Финансовая грамотность для детей и подростков». Для подростков — Р. Кийосаки «Богатый папа, бедный папа», Дж. Клейсон «Самый богатый человек в Вавилоне», А. Горячев «Финансовая грамота», Энтони Робинс «Деньги. Мастер игры», К. Бейтам «Юный инвестор».
Деньги не должны стать для ребенка единственным стимулом к движению вперед. Цель занятий — научить обращаться с финансами грамотно.

Вера Яговитина, заместитель руководителя Творческой Студии17

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика