Золотниковская Успенская пустынь. Страницы истории

Эта дата дает нам возможность обратиться к памятникам духовной культуры Тейковской земли.

 

И речь «Хронографа» пойдет об известном в России монастыре.

Монастырь основан старцем Ионой Головцыным в 1624 г. Царь Михаил Фёдорович, основатель династии Романовых, в 1632 г. пожаловал монастырю земли, которые в 1638 году были закреплены царскими грамотами, а 30 монахов, составляющих братию, получили государственное содержание. В 1651 г. строится  Успенская церковь. Затем сооружаются две другие церкви: Надвратная и Всех Святых (1656 г.), а также трапезная с теплой церковью Казанской Божией Матери (1657 г.). В 1806 году возводится Настоятельский корпус, а в 1810-1820 гг. обносится каменной кирпичной оградой.

Во II половине 19 века строятся каменные кельи в линии ограды, а со стороны Надвратной церкви – здания народного училища и гостиницы. Около Успенского собора помещалось монастырское кладбище, где находились захоронения богатых вкладчиков. Архитектура монастыря – пример стилистически единого древнерусского ансамбля 17-18 веков.

Монастырь располагался  прямо на древнем Владимирском тракте, поэтому история его помнит много известных людей России.

В 1642 г. его посещает герой народного ополчения Дмитрий Пожарский. В 1663 г. сюда поступает овдовевший священник Михаил, в монашестве Митрофаний (1623 – 1703). Именно с этим именем связана последующая известность монастыря.

Родился Митрофаний в с. Антилохово (ныне Савинского района Ивановской области). Воспитан в благочестии, был приходским священником села Сидоровского. Овдовев, в 1663 г. принял постриг в Успенской Золотниковской пустыни. По учреждению Воронежской епархии (1682 г.) Митрофаний становится первым епископом Воронежским. Он участвовал в венчании на царство Иоанна V и Петра I. Был очевидцем стрелецкой смуты. Святителя весьма уважал Петр I, а Митрофаний поддерживал царя в его  начинаниях.

Обители при нем славились строгим соблюдением монастырского устава. Учил священников: «Подавайте пример доброй жизни, учите людей и молитесь о них, укрепляя их святыми тайнами».

Страстный проповедник,  боролся с суевериями и расколом, заботился о благоустроении семейной жизни своих прихожан. Архиерейский дом при нем служил пристанищем обездоленных и униженных. Он постоянно навещал больных и заключенных в тюрьмах. В духовном завещании писал: «Для всякого человека таково правило мудрых людей: употреби труд, люби мерность – богат будеши, воздержано пей, мало яждь – здрав будеши, твори благо – спасен будеши!»

Умер Митрофаний 23 ноября  1703 г.

Через 14 лет мощи святителя были обретены нетленными, а через многие годы у его могилы начали совершаться чудеса, которых только записанных и проверенных насчитывалось 99.

7 августа 1832 г. по решению Синода состоялось торжественное открытие гроба и прославление Святого. Русская православная церковь причислила Митрофания к лику Святых.

В пустынь из Воронежа прислали икону с его изображением.

Пустынь посещали и делали богатые вклады Петр I и его брат Иоанн V, царевна Софья. Суздальский митрополит Илларион принимал здесь жену Иоанна V Прасковью Федоровну с дочерьми: Анной (будущей императрицей Анной), Екатериной и Прасковьей.

Частой гостьей монастыря была и первая жена Петр I Евдокия Лопухина, бывшая в то время суздальской узницей.

Лопухина Евдокия Федоровна (1669-1731 гг.) – русская царица. Евдокия была выбрана в невесты Петру его матерью, которая мнением жениха, как было принято в то время, не поинтересовалась. Первые годы супружества были относительно спокойными, в 1690 г. родился царевич Алексей, в 1691 г. – второй сын Александр, вскоре умерший. Конфликты в царской чете начались, когда у Петра I появилась в Немецкой слободе под Москвой любовница Анна Монс. Семейному благополучию мешал и конфликт царя с родственниками жены – боярами Лопухиными, ярыми противниками петровских реформ. Петр I оставил жену после смерти  матери своей в 1694 г. А 5 октября 1698 г. Евдокия была сослана в Суздальский Покровский монастырь и насильно пострижена.

Будучи инокиней, неоднократно посещала свое родовое имение Дунилово для тайных встреч с сыном-царевичем Алексеем. В этих поездках часто останавливалась в Золотниковской пустыни. По свидетельству современников, её влекла сюда красота местоположения и стройность пения монахов. Вместе с сыном стала Евдокия своеобразной оппозицией Петру I.

Во время следствия по делу царевича Алексея в 1718 г. было открыто и участие Евдокии в  заговоре. В письме  к Петру I она во всем повинилась и просила только прощения, чтобы ей «безродною смертью не умереть». Петр ограничился переводом бывшей жены под надзор в Ладожско-Успенский монастырь.

В 1837 г. в пустыни побывали цесаревич Александр  Николаевич (будущий император Александр II), а также сопровождающий его воспитатель и поэт Василий Андреевич Жуковский.

Александр II родился 17 апреля 1818 г. Прошло 8 лет, и император Николай I предложил В. Жуковскому занять должность наставника его сына, наследника престола. Предложение не привело его в восторг, потому что он знал придворный быт русских царей. Знал и то, что уже два года, как началось военное воспитание наследника. Но и отказываться от должности не следовало, ибо судьба давала шанс повлиять на будущее России.

Жуковский составил план учения. Во главу угла ставилось изучение отечественной истории, а военному делу отводилось шесть недель в летние каникулы. План получил высочайшее одобрение, и поэт вступил в должность наставника.

Но в обстановке, в которой рос цесаревич, ничего не изменилось. По-прежнему чуть ли не каждый вечер  устраивались военные игры, Николай I стал вмешиваться в учебные дела.

Жуковский видя, как рушится составленный им план, постепенно отходил от воспитания и подолгу уезжал за границу. Но между ними не прекращалась переписка. «Владычествуй не силой, а порядком, — наставлял Жуковский цесаревича, — истинное могущество государя не в числе воинов, а в благоденствии народа. Люби народ свой: без любви царя к народу нет любви народа к царю».

Уроки Жуковского глубоко запали в душу Александру. Но не меньшее влияние оказал на него отец. Он боялся его и восхищался им. Военного дела в той степени, как Николай, он не знал, но протокол парадов, смотров и разводов он знал до мелочей.

В его душе боролись два начала – гуманное, привитое Жуковским, и милитаристское, унаследованное от отца.

Навсегда запомнилось будущему царю путешествие по России в 1837 г. Его сопровождал В.А. Жуковский. За 7 месяцев они посетили 30 губерний. Тогда же царевич побывал и в Золотниковской Успенской пустыни.

Император Александр II (1855 – 1881 гг.) вошел в историю как Освободитель. Манифестом 19 февраля 1861 г. он отменил крепостное право в России. Благодарные крестьяне с. Тейково Шуйского уезда Владимирской губернии к 50-летию отмены крепостного права 19 февраля 1911 г. поставили бюст царю-освободителю с благодарственной надписью, установив его в центре села. Ныне на этом месте стоит памятник В.И. Ленину.

Золотниковская пустынь существовала до 1924 года, церкви здесь работали до 1932 г. – до момента их полного закрытия.

В декабре 1934 г. монастырские здания передаются местному колхозу, а в храмах размещаются конюшни и склады.

От архитектурного комплекса Золотниковская пустынь сохранились только два сооружения: Успенская и Казанская церкви, а также здание Настоятельского корпуса, от монастырского кладбища – несколько надгробных плит.

В настоящее время монастырь передан Русской Православной Церкви и в нем идут восстановительные работы. Но это сюжет для другого рассказа.

 

Галина Минина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика