Тамара Махалова: «Мы каждый день говорим: классная работа»

По мнению Тамары Махаловой профессия учителя – самая интересная. Более 20 лет
Тамара Александровна преподает русский язык и литературу в школе №10 города
Тейково.
О том, почему стала учителем, что хотелось бы изменить в школьной программе, и в чем
«рецепт» учительского успеха – в нашем интервью.
— Тамара Александровна, почему вы решили стать педагогом?
— Наверное, каждый из нас, выбирая профессию, ориентируется на тех людей, которые
рядом, которые влияли на наше восприятие жизни и чей опыт и умения вызывали в нас
«хорошую» зависть. Так что ответ прост: меня окружали прекрасные учителя,
профессионалы, на которых мне хотелось быть похожей. Более того, у меня и дома был
пример отличного педагога – моей мамы Зинаиды Васильевны Беловой, которая вот уже
много лет отдает душу детям.
— Чем вас привлекает ваша профессия?
— На этот вопрос я каждый год отвечаю себе по-разному. Сейчас точно могу сказать, что
профессия учитель самая интересная. Ведь каждый день учителя новый, необычный,
другой. Даже если все уроки вы проводите у одного и того же класса, они всегда разные.
Никогда нельзя знать наверняка, как всё пройдёт.
Учительство – это вечное движение. От многих учеников заряжаешься энергией, ловишь
идеи, и это помогает найти силы для того, чтобы придумывать, делать, организовывать.
— В чем заключается миссия учителя?
— Конечно, «сеять разумное, вечное, доброе». Но главное — воспитать человека, способного
жить и успешно действовать в стремительно меняющемся мире, реализуя свои творческие
возможности и уважая других людей.
— Был ли в вашей жизни человек, которого вы считаете своим учителем?
— У меня был целый коллектив учителей. В 1999 году я пришла в школу № 10 нашего
города и сразу окунулась в высоко профессиональную работу ее коллектива. Каждый
учитель здесь был примером! Особое влияние на мое становление как учителя оказали
Галина Петровна Турлова, в то время она руководила школой и была моим наставником, и
Ольга Альбертовна Полетаева — моя коллега, очень творческий человек.
— Поделитесь своими секретами профессионального мастерства.
— Особенных секретов у меня нет! Главное, любить то, что делаешь, уважать тех, с кем
работаешь.
— Какие из профессиональных достижений считаете самыми значимыми?
— Конечно, радует любой успех: и победа в профессиональном конкурсе, и освоение
какого-либо нового курса, помогающего повысить свое мастерство. Но мне, как любому
учителю, важны результаты учеников, их победы. Поэтому каждый год я, как и мои
коллеги, волнуюсь за баллы, полученные детьми на ОГЭ или ЕГЭ, и когда балл
превышает средний по области, радуюсь, говорю себе: «Мы это сделали!»
— Что бы вы изменили в школьной программе? Убрали, добавили?
— Какой трудный вопрос. Убрать что-то из курса русского языка – это невозможно! Из
курса литературы – просто нельзя! Сразу разорвется связь времен, много станет
утраченным, непонятным. Добавить? Понимаю, что детям интересна современная
литература (при подготовке к итоговому сочинению в 11 классе мы нередко обращаемся
именно к произведениям современных авторов), им интересно читать о том, что есть
сейчас, обсуждать это, но у нас так мало учебного времени, а у детей такая большая
нагрузка.
— Что делать, если ребенку тяжело даётся русский язык?
— Не сдаваться. Учить правила, выполнять упражнения, читать и рассуждать – и как
школьный предмет русский язык обязательно покорится.
— Вы были бы рады возвращению сочинений на выпускном экзамене?
— Я нашла в этом плюсы. И прежде всего в том, что итоговое сочинение позволяет нам по-
другому взглянуть на программное произведение, читать и обсуждать то, что выходит за
рамки школьных уроков. Кстати, нередко дети сами предлагают прочитать произведение,
которое может стать аргументом к той или иной теме сочинения. И это здорово. Так я
открыла для себя Альберта Лиханова, Бориса Екимова, Ирвинга Стоуна и других авторов.
— Что в вашем списке для чтения?
— О, здесь полный беспорядок! Конечно, классика: ее читаешь и перечитываешь – и
каждый раз как что-то новое. Любимый Рэй Брэдбери! А дальше: ребенок спрашивает: «А
вы это читали?» — Нет! Вот и ждешь с нетерпением каникул, чтобы прочитать.
— Вы читаете книги как читатель или как учитель?
— Читаю я как учитель, но не жалею об этом. Читая, всегда думаешь, к какой теме
сочинения подойдет произведение, какова идея, когда и с кем лучше его обсудить.
— Идеальный вариант взаимоотношений учитель — ученик?
— Взаимопонимание и взаимоуважение.
— Сколько у вас было учеников за время работы?
— Я не могу сосчитать.
— Что пожелаете ученикам и их родителям? Будущим коллегам?
— Хотелось бы, чтобы у каждого ученика было стремление расти и развиваться, узнавать
новое и идти вперед – к неизведанному. У родителей – огромное желание, силы и
возможности поддерживать своих детей в их хороших начинаниях. А будущим коллегам
не надо бояться трудностей профессии учитель, надо идти в профессию, ведь не зря мы
каждый день говорим: КЛАССНАЯ работа!
Вопросы задавала Наталия Антонюк

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика