День снятия блокады Ленинграда

27 января 1944 года – день снятия блокады города Ленинграда. 

 

Ленинград – второй по величине и значимости город Советского Союза с населением более 2,5 млн. человек и важнейший порт на Балтийском море – еще на этапе планирования войны против СССР рассматривался немецким командованием как одна из основных целей кампании. В плане «Барбаросса» было прямо сказано, что наступление на Москву можно будет начинать только после захвата Ленинграда и главной базы Балтийского флота – Кронштадта. С началом боевых действий на Восточном фронте эта часть плана не претерпела изменений.

В июле 1941 года наступление немцев на Ленинград было остановлено на так называемом Лужском рубеже обороны. Система оборонительных сооружений на реке Луга длиной 175 и глубиной 12 километров была построена руками ленинградцев и резервных частей в течение первого месяца войны.

В конце августа Красная армия под Старой Руссой провела сильный контрудар. Однако после первоначального успеха советские войска были оттеснены на исходные позиции, частично окружены и разбиты. Тем не менее, под Старой Руссой группа немецких армий «Север» была вынуждена бросить на отражение советского контрнаступления авиацию и войска, чьей целью был Ленинград. Красной армией было выиграно время.

В августе в группу армий «Север» были переданы танки из группы армий «Центр» и пикирующие бомбардировщики. Концентрацией сил танков и авиации немцам удалось взломать Лужский рубеж и окружить оборонявшие его советские войска. Одновременно финские войска начали активное наступление в Карелии и на Карельском перешейке, постепенно с большим усилием пробиваясь к Петрозаводску и Кексгольму (ныне – Приозерск).

Все это позволило 8 сентября 1941 года группе немецких армий «Север» под командованием генерал — фельдмаршала Лееба полностью отрезать Ленинград. Началась блокада.

Уничтожение мирного населения Ленинграда путем блокады было запланировано Гитлером изначально. Уже на семнадцатый день войны, 8 июля 1941 года, в дневнике начальника Генерального штаба Франца Гальдера появилась очень характерная запись: «Непоколебимо решение фюрера сравнять Москву и Ленинград с землей, чтобы полностью избавиться от населения этих городов, которое в противном случае мы потом вынуждены будем кормить в течение зимы. Задачу уничтожения этих городов должна выполнить авиация. Для этого не следует использовать танки. Это будет «народное бедствие», которое лишит центров не только большевизм, но и московитов (русских) вообще».

Уже в первые дни войны советское руководство задумывалось о худших вариантах развития событий. Активно строились линии укреплений в глубоком тылу, готовились к эвакуации предприятия. 29 июня было принято решение об эвакуации из Ленинграда детей. До выхода немецких частей к Шлиссельбургу в начале сентября 1941 года более 700 000 ленинградцев было отправлено в тыл. Однако полностью эвакуировать такой крупный город, как Ленинград, было невозможно, и в кольце блокады оказалось 2 миллиона 484,5 тысячи жителей, в том числе около 400 000 детей. Кроме того, город на Неве стал пристанищем для более 300 000 беженцев из Прибалтики и соседних областей, а запасов продовольствия и топлива в нем оставалось только на 30 дней. Над жителями Ленинграда нависла угроза голодной смерти.

Руководство Советского Союза быстро осознало опасность гибели сотен тысяч человек, и уже в сентябре 1941 года предприняло попытку разорвать кольцо вокруг осажденного города. Разорвать кольцо блокады решили на самом узком участке — шлиссельбургско-синявинском выступе, где гитлеровцы вбили мощный клин между войсками двух фронтов — Ленинградского и Волховского. Враг в кратчайшие сроки возвел три неприступных оборонительных рубежа.

В ночь на 20 сентября 1941 года батальон 4-й отдельной бригады морской пехоты, полк 115-й стрелковой дивизии и полк 1-й дивизии НКВД под ураганным огнем противника форсировали Неву. Зацепившись за крутой и обрывистый берег высотой 20 метров, краснофлотцы и красноармейцы удерживали крохотный плацдарм у Московской Дубровки, названный Невским пятачком. Начались изнурительные, кровопролитные бои.

С нашей стороны на плацдарм каждую ночь посылалось лишь солдатское подкрепление. Из попавших на пятачок никто не возвращался обратно. Раненых на правый берег не переправляли. Голодные, ослабленные защитники плацдарма стояли насмерть, сражались с яростью обреченных. Впрочем, другого выхода у них и не было. Чтобы продержаться подольше, советские солдаты и матросы вгрызались в землю. Строили подземные ходы, разобрав для этого все не сгоревшие дома и надворные постройки села Московская Дубровка.

К весне 1942 года из-за таяния льда десанты на плацдарм перебрасывались все реже. Когда плацдарм отрезало от правого берега Невы ледоходом, гитлеровцы овладели им полностью. 29 апреля в 21.00 прервалась последняя связь с пятачком. Радист Стародубов передал: «В неравном бою плацдарм пал. Все до единого защитника погибли смертью героев. Прощайте!».

В первые месяцы блокады на улицах Ленинграда было установлено полторы тысячи громкоговорителей. Радиосеть доносила до населения информацию о налетах и воздушной тревоге. Жительница города В.М. Лаздина вспоминала: «Очень помогло нам городское радио. Оно всегда было включено и дома, и на работе. Кроме оповещений о воздушных тревогах и обстрелах передавали новости. Что происходит в мире, стране и городе. Читали письма с фронта, концерты по заявкам. На время воздушной тревоги или обстрела передачи прерывались и включался метроном, чтобы все знали, что радио работает». Ритмичные звуки метронома, под которые протекала жизнь ленинградцев, стали одним из символов блокады.

8 сентября объектом немецкой бомбардировки стали Бадаевские склады – деревянные хранилища продовольствия в Ленинграде. Зарево пожара было видно даже с окраин города. Из уст в уста ленинградцы передавали страшную новость о сгоревших запасах сахара и муки. Однако ситуация была гораздо хуже, чем жители города могли себе представить: сгоревших продуктов в лучшем случае хватило бы на неделю, а Ленинграду требовалась минимум тысяча тонн продовольствия в день. Самолетами в город доставлялось не более 100 – 200 тонн грузов, что составляло не более 10-20% от необходимого объема. От Большой земли Ленинград отделяло не более 50 километров водной глади Ладожского озера, однако наладить по нему снабжение было не так просто.

В июле с введением карточной системы рабочие в Ленинграде получали по 800 граммов хлеба в день, а иждивенцы – по 400 граммов. Но к началу октября нормы были снижены в два раза, а в конце ноября город подошел к порогу гибели: выдача хлеба уменьшилась до 250 граммов рабочим и 125 граммов остальному населению. Качество хлеба упало, в него домешивали горелую муку с Бадаевских складов, иногда различные примеси и пищевую целлюлозу от переработки древесины на фабрике Гознака, где до войны печатали деньги.

В Ленинграде наступили страшные времена — люди умирали от голода и дистрофии, транспорт стоял, больным не хватало медикаментов. Из-за морозных зим замерзали водопроводные трубы и дома оставались без воды. Топлива катастрофически не хватало.

Когда водный путь сковали морозы, по льду Ладожского озера была проложена Военно-автомобильная дорога №101 («Дорога жизни»). Ее общая протяженность составляла около 30 километров. На льду были оборудованы пункты питания, технической помощи, заправки и медпункты. В зависимости от погодных и военных условий маршрут менялся. Для охраны трассы были созданы две оборонительные полосы в 8 – 12 километров от берега, занятого противником.

За первый месяц работы трассы утонуло и застряло в полыньях почти 300 машин. Но цель была достигнута – 25 декабря впервые норма выдачи хлеба в Ленинграде была повышена и в дальнейшем уже не снижалась. Через месяц она была вновь повышена, а еще через три недели вернулась на уровень 500 граммов в день для рабочих и 300 граммов для иждивенцев. Были возвращены в рацион крупы, макароны и жиры, а с апреля – мясо. За время действия «Дороги жизни» из блокадного города эвакуировали 554 186 человек. В Ленинград переправили 460 000 тонн различных грузов — продовольствия, фуража, боеприпасов, угля.

Осенью 1942 года военный совет Ленинградского фронта принял решение повторить попытку захвата плацдарма на Невском пятачке.

К Невской Дубровке в конце сентября подтянулись части 70-й и 86-й стрелковых дивизий и 11-й отдельной стрелковой бригады. После мощной артиллерийской и авиационной подготовки они с огромными потерями переправились через реку. В районе села Синявино войска Ленинградского фронта соединились с частями Волховского фронта, пробив коридор шириной 8-10 километров. Невский пятачок возродился.

Невский пятачок наши бойцы удерживали почти все дни блокады. В этой земле по-прежнему остаются тонны железа, сотни безымянных солдат. И те, кого пока еще не нашли, кажется, все так и идут в атаку. «До сих пор находят останки наших солдат. И что на меня произвело особое впечатление сейчас – с оружием в руках, повернутые в сторону противника: они никуда назад не отступали, смерть их застала с оружием в руках в бою, когда они шли вперед, наступали. Именно такое отношение к Родине, к Отечеству – в характере нашего народа.

И именно это мы должны зафиксировать на долгие-долгие годы вперед для всех будущих поколений», — сказал президент Российской Федерации В.В. Путин, чей отец, Владимир Спиридонович Путин воевал здесь в группе разведчиков и был ранен.

Ожесточенные бои за Невский пятачок продолжались до 18 января 1943 года, когда наконец-то частично была прорвана блокада Ленинграда. Прорыв блокады в январе 1943  года несколько улучшил положение Ленинграда, однако он все еще почти полностью оставался в осаде.

Спасли Ленинград и ленинградцев в конце января 1944 года. 27 января 1944 года салют, озаривший небо над городом на Неве, ознаменовал полное освобождение ленинградцев от голодного блокадного кольца.

 

Станислав Озеров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика