19 января — Крещение Господне

Праздник Крещения Господня – воспоминание евангельского события, когда Христос пришел на берег реки Иордан и был крещен пророком Иоанном.

 

Иоанн проповедовал крещение покаяния: приходя на пустынный берег Иордана к Иоанну Крестителю, люди исповедовали свои неправды и символически смывали их с себя в речной воде.

Когда к Иоанну пришел безгрешный Христос и тоже изъявил желание креститься, тот поразился: Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? (Мф  3:14) Но услышал в ответ: Так надлежит нам исполнить всякую правду (Мф 3:15), то есть — Божию волю. Христос должен был исполнить все постановления закона иудейского, чтобы, преодолев его, дать Свой закон — Новый Завет Бога с человеком.

Сразу после крещения на Христа сошел Дух Святой в образе голубя, а с неба возгремел глас: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! (Лк 3:22). Это Бог Отец засвидетельствовал, что Иисус не только Сын Человеческий, но еще и Сын Божий. Так в событии Крещения впервые видимым образом явили Себя все Лица Святой Троицы, поэтому праздник получил и второе название — Богоявление.

Христу не было необходимости смывать с Себя грехи – у Него их не было. Он пришел в мир для того, чтобы взять на Себя ответственность за грехи всех людей, и искупить их, пострадав на Кресте.

Войдя в воды Иордана, Спаситель сделал самый первый шаг на этом пути — символически взял на Себя человеческие прегрешения, — объясняет святитель Иоанн Златоуст.

Схождением в воды Иордана Христос заново освятил водное естество, а через него — и всю природу. Некогда грехопадение Адама и Евы изменило весь мир: не только человек, но и природа, с которой он связан, понесли на себе печать греха и смерти — последствия отпадения от Бога. Христос, погрузившись в Иордан, обновил воды, а с ними и весь сотворенный мир, освободив их от скверны и тления.

Не случайно таинство  Крещения совершается «водою и Духом»: освященная вода воспринимает благодать Святого Духа, и, погружаясь в нее, верующий точно так же обновляется и рождается духовно — как христианин.

Место Крещения Христа на территории Иордании удалось найти только в 1990-е годы — до этого времени земля возле реки Иордан после войны была заминирована. Сейчас на месте Крещения Иордана нет: он сильно обмелел и несколько раз менял свое русло из-за землетрясений. Археологам удалось раскопать основания древнего храма, который стоял на столбах прямо над рекой, воды которой образовывали крест.

Праздновать Богоявление начали еще при жизни апостолов. В то время это были длительные торжества, посвященные явлению Бога в мир – и Его Рождеству, и Крещению. В IV веке праздники разделились, а время между ними стали называть святками.

В древности накануне Богоявления крестили новых членов Церкви.

Самая яркая черта праздника – великое освящение воды. Воду, освященную накануне, в Навечерие (иначе называемое Крещенским сочельником) и в сам  день Богоявления, Церковь именует агиасмой, то есть великой святыней.

Она хранится месяцами и даже годами, обладает свойством излечивать людей от болезней и укреплять духовно, потому что приобретает по молитве Церкви свойства обновленной вселенной, избавленной от последствий человеческого греха. Конечно, благодатные свойства крещенской воды проявляются только при условии веры человека. Святую воду люди несут в свои дома, где окропляют все помещения и предметы. Хранят набранную в праздник воду весь год у святых икон и понемногу пьют ее натощак каждый день, вкушая при этом частичку просфоры (церковный хлеб) или кусочек артоса (освященный на Пасху хлеб).

В старину на Руси всякую прорубь во льду реки или озера, сотворенную ради крещенского освящения воды, именовали Иорданью. В современной традиции тоже принято ходить на Иордань (так названа вырезанная во льду крестообразная купель) и освящать воду в реках после утренней службы в Крещенский сочельник.

Существует обычай купаться в проруби после освящения воды, но он не носит какого-либо священнодействия и не является обязательным. Нельзя требовать от Бога чуда и совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем. Обряд освящения воды совершается также и в день праздника Богоявления.

В святочные дни принято посещать друг друга, дарить подарки, поздравлять с праздником, символизируя ангелов, возвестивших великую радость о рождении Спасителя мира вифлеемским пастырям, славя Бога и родившегося Младенца песнопениями, посвященными празднику Рождества (тропарем и кондаком праздника), и многолетиями хозяевам дома. А вот гадание накануне Крещения считается великим грехом.

Тропарь праздника

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, / троическое явися поклонение, / Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, /возлюбленного Тя Сына именуя, / и Дух в виде голубине, /извествоваше словесе утверждение. / Явлейся Христе Боже, /и мир просвещей, слава Тебе.

Перевод: Когда Ты, Господи, крестился во Иордане, открылось поклонение Пресвятой Троице: ибо глас Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух, в виде голубя, заверял истинность слова (Отчего). Христе Боже, явившийся и просветивший мир, слава Тебе!

Православие в русской поэзии

«Явление неведомого»

И было, — то было в Вифаре, — 

Креститель под пальмой стоял, 

А желтый поток Иордана 

Кипел и шумел и сиял…

Сбиралося много народу; 

И отрок и старец седой 

Стремились, из жажды спасенья, 

Живой окатиться водой… 

Из дальних пустынь на верблюде, 

Из ближних на статном коне, 

И раб и свободные люди 

Спешили к иорданской воде. 

И слезы текли по ланитам, 

И вздохи кипели в устах! 

И все торопились омыться 

Иордана в священных водах…

— Но вдруг вдохновенный  Креститель 

Воскликнул во ушию всех: 

«Глядите! Се Агнец есть Божий 

От мира взимающий грех!»… 

И взоры всех ищут кого-то, 

Как будто видения снов; 

Глядят, вопрошают с заботой: 

«Где ж дивный взиматель грехов?!» 

— И путник вдали показался — 

Величествен, тих, сановит; 

И шел он, как Божия дума, 

Высокою тайной покрыт!.. 

От путника ж веяло жизнью, 

Зане Он и жизнь и любовь; 

И будет так веять, доколе 

Погаснет лампада веков!! 

Фёдор Глинка

Четыре мифа о крещенской воде

Миф 1. Крещенскую воду стоит набирать только 18 и 19 января, так как именно в эти дни она обладает особой силой. При этом вода, освященная 19 января, более «сильная», чем освященная накануне.

Это суеверие основано на магизме, то есть вере в особое магическое (волшебное) действие крещенской воды. На самом же деле крещенская вода исполняется благодатью Божией по молитвам священнослужителей. При этом она не обладает какой-либо магической «силой», и количество благодати в ней не зависит от дня освящения. Подобное отношение к святой воде для христианина недопустимо.

При этом действительно, исторически сложилось так, что воду освящают два раза: накануне праздника – 18 января, и в сам праздник (там, где есть такая возможность – на открытом водоеме). Сам чин освящения в обоих случаях один и тот же. Брать же воду можно не только в эти два дня, но в течение недели и даже чуть больше, так как зачастую желающих ее получить очень много.

Что касается целебной силы крещенской воды, то здесь тоже необходимо пояснение. Освященную воду не стоит воспринимать как некую таблетку или зелье, от одного глотка которого непременно произойдет чудо. Однако если употреблять эту воду с благоговением и искренней молитвой к Богу, то тогда, по воле Божией, возможно получить облегчение недуга или даже полное исцеление. По крайней мере, Церковь такие примеры знает.

Миф 2. С того, кто окунется в крещенскую воду, смываются все грехи

В Церкви ничего не происходит автоматически. Очищение человека от страстей и грехов – это долгий путь личного, осознанного покаяния. Собственно, для этого в Церкви и существует конкретное таинство.

Более того, как таковое купание в проруби (иордани) не является церковным таинством или обрядом, это именно народная традиция празднования Крещения Господня. Крещенское купание не является обязательным и уж тем более не очищает от грехов автоматически. Если же человек хочет благочестиво искупаться в крещенской проруби, то лучше всего окунуться три раза с головой, произнося при этом: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». Однако даже это не является строго установленным церковным обрядом.

Миф 3. Крещенская вода обладает целебными свойствами и долго хранится из-за того, что ее освящают серебряным крестом. Именно ионы серебра, которые попадают в воду, делают ее полезной для здоровья

Этот миф развенчан уже довольно давно. Никакие ионы серебра на благодатные свойства освященной крещенской воды, конечно же, не влияют. Во-первых, серебряные кресты используются священниками не везде и не так уж часто. В основном священнослужители освящают воду медными, золочеными, никелевыми и даже деревянными крестами. Во-вторых, крест опускается в воду всего на несколько секунд, а если учесть площадь открытого водоема и его проточность, то говорить о воздействии каких-либо частиц не приходится.

Православная Церковь говорит о другом – вода в день Крещения Господня освящается благодатью Самого Господа Бога по молитвам священнослужителей, а для проявления ее целебных свойств необходима прежде всего искренняя вера человека.

Миф 4. Крещенская и богоявленская вода – это два разных вида освященной воды

Есть такое поверье, что  вода, освященная 18 января и 19-го — это разная вода, богоявленская и крещенская. Это суждение также ошибочно. Крещенская и богоявленская вода – это одно и то же. И та вода, которая освящается 18 января в храме, и та, что освящается 19 января на водоемах, абсолютно одинакова по своим свойствам и по той благодати, которой наделяет ее Господь Бог. Крещение и Богоявление — разные названия одного праздника. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика