«Мне для счастья дано пробужденье зари…»

Мне для счастья дано пробужденье зари

И глубокая тайна рассвета.

Вдохновение черпай и радость бери —

У природы учись быть поэтом.

Эти строчки принадлежат перу нашей землячки, писательницы и поэтессы Фаине Кузьминичне Акишиной. Ее имя хорошо известно всем любителям поэзии нашего города и Тейковского района. 16 января ей исполнилось бы 90 лет…

Родилась Фаина Кузьминична Акишина в 1932 году в деревне Красино Устюженского района Вологодской области. Девочке было всего два года, когда мама уехала с ней в Иваново, где жила мамина сестра Евгения Андреевна. Тетя жила на съемной квартире с мужем Афанасием Ивановичем.  Вскоре мама с Фаиной по совету тети поселились неподалеку от Иванова, в поселке Марково-Сборное. Снимали в одном из частных домов половину дома, которая раньше у хозяев была кухней. Русская печь, кровать, стол, табуретки — вот и вся обстановка. Мама устроилась в местную больницу санитаркой, дочку определила в детский садик.

Затем переехали в поселок Синяя Осока Тейковского района, где мама работала в столовой. Там она познакомилась с рабочим лесопильного завода Дмитрием Дмитриевичем Кондрашиным и вышла за него замуж.

 Фаина росла веселой и озорной девочкой. У нее было много подружек. Они бегали на лесосеку за земляникой, помогали взрослым собирать в стеклянные воронки смолу с сосен. Настоящим событием был приезд в село кинопередвижки. Фильмы показывали в здании нового клуба. Дети садились на пол перед передним рядом скамеек, где сидели ребята постарше, взрослые размещались позади.

В 1939 году, когда братику Юре исполнился годик, семья переехала в поселок Нерль. К этому времени было уже трое детей — родилась сестра Галя. Началось трудное военное детство. Мама работала в артели инвалидов, вязала «авоськи».

Фая училась в начальной школе. Впоследствии она вспоминала: «Учиться мне очень хотелось. Я завидовала девочкам, которые проходили мимо моего дома с портфелями в руках. Какими они казались нарядными и красивыми! Особенно мне нравилась девятиклассница Нерльской школы Тоня Платонычева. Она была небольшого росточка, стройная, круглолицая, с ямочками на щеках, чернобровая и улыбчивая, очень привлекательная на вид. Если мы, малыши, стояли группкой на дороге, а она шла в школу или из школы, то всегда с нами поздоровается, спросит, чем занимаемся. Мы долго с восхищением смотрели ей вслед и говорили, что когда подрастем, будем такими же, как наша Тоня. И учиться будем так же хорошо… В семье, в быту требовался и мой детский труд, моя забота о сестренке и братишке. Мама часто подолгу болела. Я ходила в магазин за хлебом, выстаивая длинные очереди, падала в обмороки от недоедания. В войну хлеб выдавали по карточкам. Мне к тому времени исполнилось 10 лет, и я уже училась в 3-м классе. Вместо молока покупали обрат (обезжиренное молоко). Варили из него кашу, делали простоквашу и блины. Потом купили козу Дочку. Коза была нашей кормилицей, нашей гордостью. Мы, дети, за ней ухаживали, шерсть расчесывали гребнем, кормили свежей травкой и вениками. Молоко от нее получали хорошее. И сразу стали меньше болеть. Часто мама брала меня с собой на колхозное поле жать овес или пшеницу. Учила вязать снопы. Работа тяжелая, утомительная. У меня, как и у мамы, болела поясница. За работу платили зерном. Зерно мы возили на мельницу, получалась мука. Пекли свой хлеб. Назывался он «свойским».

После окончания восьми классов Нерльской школы Фаина Кузьминична поступила на четырехгодичные курсы в Ивановскую фельдшерско — акушерскую школу. Училась очень хорошо: лишь три оценки «хорошо», а остальные – «отлично».

Первые шаги на медицинском поприще делала в соседнем Гаврилово — Посадском районе, где работала акушеркой. Потом заведовала здравпунктом в этом же районе. Ей выделили лошадь с повозкой, которой она научилась управлять, а в непролазную грязь и ночную темень ездила к больным верхом. Далее – замужество и переезд в поселок Нерль.

Затем Ф.К. Акишина работала в Нерльской участковой больнице, заведовала Кибергинским медпунктом. Трудностей было тогда много. Здравпункт размещался в стареньком здании, в другой половине которого находилось правление колхоза. Медицинского оборудования почти не было, в помещении было холодно. Пришлось ходатайствовать о строительстве нового здания. Сколько сил это стоило Фаине Кузьминичне, но она все же добилась своего! Здание, наконец, построили. Но в это время в Кибергино приехала молодая семья. Муж – механик, жена – заведующая клубом. И только что построенное здание решили отдать им. Вновь пришлось Фаине Кузьминичне доказывать руководству, как необходим хороший здравпункт, просить о помощи главного врача Нерльской больницы, сельский Совет. Помог решить проблему председатель колхоза Сергей Геннадьевич Котков. Он вручил ей ключи от здания и сказал: перебирайтесь. Фаина Кузьминична и ее помощницы – санитарки в тот же день перебрались на новое место.

Было у Фаины Кузьминичны давнее увлечение – художественная самодеятельность. Она выступала на сцене как исполнительница народных песен.

Двадцать два года посвятила наша землячка работе в сфере здравоохранения, а затем поступила на заочное отделение юридического факультета Ивановского государственно университета. Все объясняется просто. Ф.К. Акишина вела большую общественную работу. Она была председателем товарищеского суда, возглавляла группу народного контроля.  Приходилось решать самые различные вопросы. И в какой-то момент почувствовала: не хватает юридических знаний. Вот и решила пойти учиться. Хотя было очень трудно: семья требовала заботы, дочь только пошла в школу. Но большую помощь и поддержку оказал муж, Михаил Андреевич.

После окончания вуза Фаине Кузьминичне предложили работу в органах внутренних дел. Долго думала, но, наконец, решилась. Год она проработала в следственном отделе, а потом начался разлад в душе. Ранее она общалась с добрыми и сердечными людьми, а на новой работе требовались иные качества характера. К обвиняемым относилась как к больным, которым надо помочь. Начальник следственного отдела однажды сказал: «Так нельзя. Перед вами не больной, а человек, который совершил преступление. Вам надо реагировать на каждое слово, жест, мимику. Все это отмечать, сопоставлять с фактами».  И тогда поняла Фаина Кузьминична, что не может больше находиться на этой работе. И все же последующие шесть лет ее биографии были связаны с юридической практикой: работала юрисконсультом в Тейковском торге, на комбинате производственных предприятий, фабрике «Серп и молот».

Работа шла своим чередом, личная жизнь складывалась счастливо, а еще были стихи. Все, чем была переполнена душа, выливалось в рифмованные строки.

Особенно тонко воспринимала ее поэтическая натура красоту природы:

О весне она писала так:

Легкокрылая, нежная, яркая,

В лёгкой дымке лесов молодых,

Разлилась ты теплынью нежаркою

И созвучьем напевов своих.

А родному поселку Нерль Фаина Кузьминична посвятила такие строки:

Живу я в поселке забытом,

Где всюду зимою снега,

И где по заполью в метели

Не ступит и зверя нога.

Широкие снежные дали

Привольны при солнечном дне.

И елей пушистые шали

На плечи спускаются мне…

Первое ее стихотворное произведение («Я не боюсь разлуки») было опубликовано на страницах районной газеты «Ленинский путь» в рубрике «Субботний вечер» в 1958 году. С тех пор стихи, вышедшие из-под пера в минуты вдохновения, регулярно появлялись в «районке». Постепенно к стихам добавились рассказы, зарисовки, очерки о людях Тейковского района.

К 2000 году в ее поэтической тетради уже было больше ста стихотворений. Появляется мечта – издать их отдельной книжечкой. За финансовой помощью Фаина Кузьминична обращается к депутату Государственной думы РФ Татьяне Яковлевой. Так на свет появился первый поэтический сборник Ф.К. Акишиной «Исповедь».

В 2005 году выходит второй сборник нашей талантливой землячки, который назывался «Поздняя любовь». В него вошли рассказы и стихотворения, написанные в 90-е годы.  Сборник назван по одноимённому рассказу, вошедшему в книгу. Книга читается на одном дыхании, невозможно оторваться от повествования, наполненного яркими подробностями сельской жизни. Это добрые, озорные, а порой и грустные истории о тех, с кем Фаина Кузьминична когда-то жила рядом или встречалась на жизненных дорогах.

В 2007 году у Ф.К. Акишиной выходит третий сборник, который называется  «Малиновый звон».  В 2008-м – четвертый – «О  Русь, тебе я не чужая…».  В них мы видим дальнейший творческий рост поэтессы. Кроме того, к ее любимым темам добавились и новые. Но все чаще мы находим в ее стихах грустные нотки. И этому есть свое объяснение: ушел из жизни близкий и дорогой ей человек – муж поэтессы.

Поэтому в ее произведениях появляется тема одиночества:

Хочу тишины и покоя.

Уйти б от суетности дней.

Не знаю, что это такое

Творится с душою моей…

А в 2010 году увидели свет «Дневники провинциальной поэтессы».  «Словно кто водил моей рукой», — призналась Фаина Кузьминична, рассказывая о том, почему записывала не только стихи, но и воспоминания о тяжелых послеперестроечных 90-х годах прошлого столетия.

Незадолго до смерти нашей землячки вышел очередной, уже шестой по счету сборник, который называется «За синей далью». В нем 46 стихотворений, которые объединены  в цикл «Годы – птицы», а также рассказы.

Свои произведения Фаина Кузьминична сочиняла не по профессиональной обязанности, а по велению души. Желание выразить все, что ее волнует, все, что накопилось на сердце за долгие годы, было очень велико. И тогда она вновь и вновь бралась за перо, доверяя бумаге свои самые сокровенные мысли…

 

Станислав Озеров

1 thoughts on “«Мне для счастья дано пробужденье зари…»

  • 12.01.2022 в 16:02
    Permalink

    ЗДРАВСТВУЙТЕ! ПРИЯТНО, ЧТО ВСПОМНИЛИ О МАМЕ НАКАНУНЕ ЕЁ ЮБИЛЕЯ. СПАСИБО ЗА ДОБРУЮ ПАМЯТЬ!!! С УВАЖЕНИЕМ, ПЕТРУШИНА НАДЕЖДА МИХАЙЛОВНА, ДОЧЬ.

    Ответ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика