Рождество Христово: вещественные доказательства

Плат и риза Богородицы, пелены Богомладенца Христа

Рождество Христово – это событие, которое изменило, ни много ни мало, весь ход человеческой истории. Формально это выражается хотя бы в том, что годы «новой эры» стали отсчитывать от момента Боговоплощения. Неудивительно, что христиане с особенным трепетом относились и относятся ко всему, что связано с этим событием.

Плат Богородицы

В частности, стараниями многих поколений христиан до нас дошли некоторые святыни, связанные с Рождеством. Прежде всего, это плат Пресвятой Богородицы, в котором Она была в ночь Рождения Богомладенца Иисуса, Ее риза и пелены, в которые Мария и Иосиф Обручник завернули новорожденное Дитя. Подлинность этих реликвий в ХХ веке была установлена настолько точно, насколько это возможно с учетом поправки на давность событий и при помощи современных технологий.

Пожалуй, научным исследованиям можно посвятить отдельную статью, а сейчас хочется сконцентрировать внимание на другом аспекте. Все перечисленные реликвии при желании можно увидеть своими глазами, и есть в этом свой глубокий смысл. Но где их искать, да и стоит ли? Ответы на эти вопросы нужно искать в старинных европейских городах – французском Шартре и немецком Ахене.

Шартрский собор

Шартр известен своим великолепным кафедральным собором, который стоит на возвышении, в самом центре старого города.

В IX веке в Шартр привезли великую христианскую святыню – плат Пресвятой Богородицы. Его поместили в прежнем кафедральном соборе города. Однако в XII веке в Шартре случился сильнейший пожар – обычная, к сожалению, беда деревянных средневековых городов. Собор тоже загорелся и полыхал в течение трех дней. При этом горожане оплакивали не столько сами его стены, сколько свою любимую реликвию, которая находилась внутри, — плат Божией Матери.

Каково же было всеобщее удивление и радость, когда, по окончании пожара, жители Шартра узнали, что плат уцелел! Его спасли три священнослужителя, которые не смогли выбраться из-под огня наружу, а потому решили вместе с платом укрыться в помещении нижнего храма. Пламя прокралось и туда, однако никто из спасителей святыни, как и сама она, не пострадал. Это событие было признано чудом и знамением. Вероятно, рассудили горожане, ради плата Богородицы нужно построить более достойный собор. Такой, каких еще не видывал христианский мир.

Для россиян святыня стала сейчас несколько ближе. Частицу ее передали в храм Иоанна Богослова на Новой площади, так что желающим встретиться с платом достаточно просто оказаться в Москве.

А вот с другими Рождественскими святынями – пеленами Богомладенца Иисуса и ризой Богородицы, все несколько сложнее.

Пелены Богомладенца Христа и риза Богородицы

Ахен – абсолютно немецкий город. И германский порядок, и последствия политики мультикультурализма – все нашло здесь свое отражение. Тем интереснее на примере Ахена проследить корни тех процессов, которые задали тон современной истории Европы. Прежде всего, ее объединению, ведь идея Евросоюза по сути не нова. Первым и по-своему успешным объединителем Западной Европы был Карл Великий. В VIII – IX веках он создал огромную империю, собрав западные территории некогда великой Римской цивилизации под свое крыло. Принципиально важным для него было объединить народы и племена на христианском основании, в связи с чем он заботился и о крещении, и о просвещении своих современников. Центром великой христианской державы он сделал город Ахен. Здесь находилась его резиденция, здесь же должен был появиться и видимый символ христианского могущества и единства новой империи.

Собор в Аахене

Таким символом стал необычный снаружи, потрясающе красивый изнутри кафедральный Ахенский собор. Его иногда называют собором Карла Великого. Но во времена самого императора вся эта красота создавалась не с целью его прославить. Собор был построен по византийским образцам, символизировал небо на земле, единство Западной и Восточной Церкви.

Помимо строительства, Карл предпринял и другие шаги по укреплению статуса Ахена как столицы христианской империи. Он доставил в город несколько святынь, среди которых были пелены Богомладенца Христа и риза Божией Матери (наряду с платом, это была Ее одежда в Рождественскую ночь). Святыни в Ахен привозили из Византии, Иерусалима, Рима и Дамаска. В каждом из этих городов христианские общины были древними, святыни бережно сохранялись и передавались и поколения в поколение. В Ахене для этих реликвий изготовили драгоценный ковчег. Сегодня он установлен в самом сердце кафедрального собора.

Времена Карла Великого и средневекового Шартра давно позади, но почитание великих святынь в этих городах не прервалось, и современная традиция паломничества к ним – наглядное тому свидетельство. В чем ее смысл? В чем вообще смысл обращения к Рождественским святыням? — Есть что-то невероятное, но логичное в том, как Ахенские святыни и плат Богородицы в Шартре объединяют времена и «сокращают» пространство. Точнее даже так: время и пространство при встрече с такими реликвиями как бы… упраздняются, что ли. И дело даже не в том, что за ними стоит богатая история или что с ними связаны судьбы тысяч людей. Просто каждая из них – сохранившаяся вопреки войнам, пожарам, человеческим предрассудкам – частица вечности. Вещественное доказательство Рождения Бога в наш мир.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика