Пусть не померкнет наша память

Работая в комиссии по сверке фондов отдела музея Дворца им. Ленина, я обратила особое внимание на экспонаты, переданные в музей Людмилой Федоровной Матвеевой-Харитоновой, уроженки села Першино Тейковского района.

Она из категории людей почтенного возраста, которых мы уважительно называем «дети войны». Внимательное знакомство с этими экспонатами вызвали во мне чувства глубокого волнения, другие сильные эмоции, в том числе чувство восхищения долгом дочери перед погибшим в аду концлагеря.

Ее отец, Федор Иванович Харитонов 1911 г.р., был мобилизован в ряды Красной Армии 25 июня 1941 года. Вместе с ним, тридцатилетним, на защиту Родины ушли и другие земляки – першинцы. У жены Федора Ивановича, Матрены Васильевны остались на руках пятилетняя дочь Людмила и полуторагодовалый сын Валентин.

Федор Иванович с земляками попали в соединения, защищавшие Смоленск, преграждая путь на Москву немецкой группе армии «Центр». Всего два письма получила Матрена Васильевна от мужа и всю войну хранила их как самую большую ценность и память о нем, а после войны передала дочери Людмиле. Копия последнего письма датированного 28 июля 1941 г. – среди музейных экспонатов: «…Вот уже три раза я участвовал в боях и как остался жив в последнем бою, считаю случайностью. Ребята першинские все со мной тоже, все живые. Среди моих товарищей есть уже убитые и раненные. Жизнь каждого на волоске. Теперь я представляю себе и вижу, что такое война. Нахожусь на Смоленском направлении. Очень скучаю о детях. Стараюсь, вроде, не думать, но в голову приходят мысли, как жили…».

Длительное время на запросы жены приходили ответы, что в списках живых и погибших ее муж не значится. Потом пришла справка, что Харитонов Федор Иванович погиб в немецком лагере смерти Берген-Бельзен

1 февраля 1943г. захоронения не осталось. В городе Берген-Бельзен сооружен мемориал жертвам концлагерей.

Плен… Это трагедия для каждого человека, оказавшегося в неволе. Кроме страданий физических узники испытывали и моральные страдания. Многие годы в нашей стране тема военнопленных оставалась закрытой. Факт попадания в плен приравнивался к измене Родине.

В трагические летние и осенние месяцы 1941 г. погибли в боях, попали в окружение и в плен сотни тысяч советских воинов. Осенью число пленных доходило до 760 тысяч человек. Их колонны, растягивались на 5-10 км. Правительство Советского Союза не поддержало международную конвенцию о военнопленных, и произошла трагедия. На запросы Германии, как быть с пленными, был получен ответ, что у Красной Армии пленных нет, есть только предатели и изменники… Вот так Родина отказалась от тех, кто ее защищал.

В годы войны в немецком плену оказались 5,7 млн. красноармейцев. Красная Армия отступала, и в окружении оказалось большое число военных. В трагическом 1941 г. только под Смоленском попали в окружение и плен 310 тысяч человек, среди них и Харитонов Ф.И.

Эти воины в большинстве своем погибли или были уничтожены в фашистском плену, но они спасали Родину в самый трудный первый год великой войны. Героически сражаясь, они задержали десятки дивизий вермахта на главных стратегических направлениях. Только через 50 лет после Победы бывших военнопленных приравняли к участникам войны.

Долгие годы дочь Харитонова Ф.И. Людмила Федоровна, в послевоенное время  закончившая Ивановский химинститут, жившая в подмосковном городе Старая Купавна и работавшая на предприятии «Акрихин», искала место гибели своего отца. И лишь только в 1981 г. пришло известие о том, что отец погиб в лагере смерти Берген-Бельзен.

Изучая ксерокопии документов, справок, газетных статей, переданных Людмилой Федоровной в музей, я узнала то, о чем рассказываю.

«Военные архивисты Германии считают, что более 50% военных, значащихся по Книгам Памяти пропавшими без вести, погибли в концлагерях. Примером может служить концлагерь Берген-Бельзен. Уже в октябре 1941 года в нем находилось 20 тысяч советских военнопленных. От голода, холода, болезней и издевательств к февралю 1942 года погибло 18 тысяч человек. За время Второй мировой войны через Берген-Бельзен прошло более 100 тысяч человек разных национальностей».

В 2005 г. по приглашению политического отдела республики Нижняя Саксония дочь Харитонова Федора Ивановича побывала в Германии на месте бывшего концлагеря Берген-Бельзен, посетила кладбище Хёрстен, на котором нашли свой последний покой 50 тысяч советских военнопленных, среди них – ее отец, 30 тысяч евреев, а также люди других стран. Все погибли от голода, холода, болезней, тяжелой работы, издевательств. Одиночных могил на кладбище нет, только братские, в них захоронено от 1 тысячи до 10 тысяч человек в каждой могиле. Она набрала землю с трех братских могил захоронения 1943 года, в которых покоятся советские воины. А далее были обращения об оказании помощи и поддержки для захоронения капсулы с этой землей на родине солдата.

Хрупкая невысокая женщина, но как сильны в ней, дочери своего отца, дочери своего русского народа, любовь к ним, к памяти жертв фашизма. Как сильны в ней чувства патриотизма, давшие силы уже в немолодом возрасте съездить в Германию, посетить место гибели своего 32-летнего отца, и других, погребенных с ним, солдат России в общей могиле в лагере смерти. Она нашла душевные и физические силы для того, чтобы найти людей, оказавших ей помощь. Вот ответ от 23 июня 2005 г. военного комиссара города Тейково полковника Владимира Алексеевича Семенова: «Уважаемая Людмила Федоровна! На Ваше обращение сообщаю, что место для захоронения на воинском кладбище Вашего отца Харитонова Ф.И. (капсулы с землей) выделено». 11 августа 2005 года урна с землей была захоронена на тейковском кладбище, на 3-м воинском участке. Установлен памятник. Память о Федоре Ивановиче Харитонове вернулась на родину. Осуществить эту миссию Людмиле Федоровне помогли неравнодушные люди, Нинель Степановна Кочкарева, бывшая тогда руководителем музея школы №4, военком Владимир Алексеевич Семенов, Елена Чернышева, родные, близкие знакомые, а также граждане Германии – Рольф Келлер – военный архивист, Сусон Сиадат – переводчица, Лидия Милке – экскурсовод.

В 2011 году был разработан долгосрочный проект «Живая Память» по увековечению памяти бывших советских военнопленных, узников фашистских лагерей периода Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Подходит к завершению 2020 год – Год 75-летия Великой Победы, проходящий в нашей стране как Год Памяти и Славы. Но никогда не должна завершиться, померкнуть слава подвига, память о многомиллионной жертве нашего народа, принесенной на алтарь Победы. Мы должны это бережно хранить и передавать потомкам.

 

Татьяна Виноградова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика