«Мне захотелось научить детей всему тому, что я сама знаю и умею»

Сельский учитель… Как много гордости, уважения и понимания в этих простых словах!

Нет на свете профессии прекраснее, чем учитель. С первого дня, как только ребенок переступает порог школы, учитель заменяет ему самого дорогого человека на земле – маму. Он становится для него мудрым наставником, добрым советчиком, примером для подражания. Первый учитель для ребенка – это идеал доброты, справедливости, требовательности. И нет лучшей награды для педагога, чем улыбки, с которыми ребята встречают его в школе.

Два года назад в Новогоряновскую среднюю школу пришла молодой специалист, учитель физической культуры Л.Р. Будалова. Но даже за такое короткое время Лилия Романовна своим творческим подходом к работе успела завоевать уважение и авторитет среди учеников. 

На вопрос, почему она выбрала педагогическую стезю, Лилия Романовна отвечает:

— Изначально у меня не было цели стать учителем. Она появилась много позже, во время учебы в университете. В период педагогической практики, проводя уроки и внеклассные мероприятия, я поняла, что мне нравится общаться с детьми, что я получаю удовольствие и массу положительных эмоций.  Мне захотелось научить детей всему тому, что я сама знаю и умею.

Почему именно учитель физической культуры? «Мой папа, по профессии строитель, был большим поклонником спорта. Помню, в детстве мы часто с ним ходили на различные спортивные мероприятия.  В школе моим любимым уроком была физкультура, я всегда принимала активное участие в спортивной жизни школы. Поэтому нет ничего удивительного, что после окончания школы я поступила в ИвГУ на факультет физической культуры», — поясняет Л.Р. Будалова.

— Как началась ваша педагогическая деятельность?

— Когда я перешла на третий курс в университете, мне предложили работать учителем физической культуры в Нерльской школе. Я не сразу согласилась, ведь это большая ответственность, особенно для студента. Первый урок для молодого учителя можно сравнить с экстремальным видом спорта. Были страхи и волнения, переживания — все ли получится. Долго думала, с чего начать свои первые уроки, как правильно поставить себя перед учениками, как их заинтересовать. Шла на первый урок с опаской — боялась, что не смогу справиться с детьми. Но практически сразу же мои страхи развеялись: дети были активны, с радостью вовлекались в учебный  процесс. А самое главное – первые уроки вселили в меня уверенность, что я выбрала правильную профессию.

— На ваш взгляд, есть особенность работы учителя на селе?

— В сельской школе небольшая наполняемость классов, благодаря чему педагогу легче осуществить индивидуальный подход к ребятам. Педагог имеет достаточно четкое представление о детях, условиях их жизни и быта, отношениях в семье, среди сверстников и так далее.

— Кто из коллег помогал вам на первом этапе?

— Адаптация у меня прошла достаточно легко. В сентябре 2018 года я перешла на работу в Новогоряновскую школу и  очень быстро нашла общий язык с коллегами, которые меня приняли искренне и дружелюбно. Я очень благодарна администрации школы: директору С.Н. Груздову и заместителям директора Н.В. Кирютиной и Л.В. Бойчук за моральную поддержку и большую профессиональную помощь. Что касается помощи педагогов школы, то не могу выделить кого-то отдельно, поскольку каждый внес свой вклад в мое становление как учителя. Например, при подготовке к муниципальному конкурсу «Педагог года — 2020» коллеги помогали  мне советом и делом, морально поддерживали. Как итог, я получила диплом победителя муниципального конкурса профессионального мастерства «Педагог года» в номинации «Педагогическая надежда». Большую поддержку молодым педагогам оказывает и администрация Тейковского района. В рамках муниципальной программы «Развитие образования в Тейковском муниципальном районе»  в течение трех лет я получаю  ежемесячные и единовременные доплаты как молодой специалист.

— Насколько для молодого учителя важен постоянный рост и интеллектуальное развитие?

— Думаю, что для учителя, чтобы идти в ногу со временем, быть примером для  учащихся  важен постоянный рост. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же поурочному плану. Должно появиться желание сделать урок еще лучше и интереснее. Учитель не только готовит детей к конкурсам, олимпиадам и соревнованиям. Он и сам участвует в таких мероприятиях, тем самым, личным примером демонстрируя ребятам желание постоянно развиваться, стремиться к достижению цели. Дети с такого учителя охотно берут пример. В частности, я успешно сдала нормативы ГТО на золотой знак. В 2018 году в составе сборной района завоевала бронзовую медаль в зональных соревнованиях по стритболу среди женских команд в зачет спартакиады муниципальных образований Ивановской области. В 2019 году завоевала первое место в районных соревнованиях по лыжным гонкам, а в 2020 году – в районном кроссе «Займись спортом — сделай первый шаг!».

— Роль педагога в жизни современного общества?

— Роль педагога в современном обществе велика. Эта профессия благородная, но очень трудная и требует от человека постоянного творчества, полной отдачи, любви к детям, верности своему делу. Главная цель учителя — создать такие условия, чтобы дети сами добывали знания в процессе познавательной деятельности, помочь им стать достойными гражданами нашей страны. Еще я хочу добавить, чтобы статус педагога соответствовал требованиям современного общества, он должен быть по-настоящему счастливым человеком, которому нравится заниматься преподавательской деятельностью. 

— Какими качествами должен обладать современный педагог?

— Поскольку это должен быть пример для подражания, то внешний облик учителя играет большую роль. Это, конечно же, опрятность в одежде, строгий стиль, аккуратность во всем, в том числе в поступках и словах. Педагог должен любить детей, ведь это, пожалуй, самое основное качество, без которого в учебном заведении делать нечего. Когда взрослый человек искренне, с уважением относится к своим ученикам, они это чувствуют и, соответственно, отвечают тем же: стремятся порадовать своего учителя, хорошо себя ведут, усваивают материал. Каждый день я вхожу в спортивный зал и смотрю в распахнутые, доверчивые глаза, которые ждут новое, интересное, увлекательное. Главное — понимать, что происходит в их душах, смотреть на мир их глазами, наполнять любовью и добротой каждое мгновение.

— Трудно ли работать в современной школе?

— Лично я особых трудностей в работе с детьми не испытываю, так как у нас не очень большая разница в возрасте и интересы наши близки. Но увлечь ребят чем-то нелегко, так как они привыкли общаться в социальных сетях, находить там занятия по интересам. Современные дети физически малоактивны. Именно эта ситуация подталкивает меня самой вести активный образ жизни и нацеливать на это учащихся.

Но нередко так случается, что некоторым молодым учителям, не имеющим достаточного опыта,  из-за нехватки кадров сразу же дается большая нагрузка, что зачастую отпугивает их и заставляет уходить из профессии туда, где легче. Кроме того, что немаловажно, не везде положительно решается жилищный вопрос. Для молодых специалистов в сельских школах не на последнем месте стоит и вопрос культурного досуга.

— Что бы вы пожелали будущим выпускникам школ, которые планируют выбрать педагогическую стезю?

— Выпускникам пожелаю: понять, что на протяжении всей жизни им придется заниматься самообразованием. Это сегодня просто необходимо. Получение диплома о высшем образовании не означает, что в профессиональном плане ты все уже освоил. И  профессии учителя это касается в первую очередь.

— Лилия Романовна, вы не жалеете, что выбрали профессию учителя?

— С полной уверенностью скажу — нет, потому что любовь к детям и к своему предмету не дает даже думать об этом. Мне очень нравится проводить уроки, тренировки и следить за успехами моих учеников. Умение увлечь учеников своим предметом — и есть педагогическое мастерство, к которому мы все стремимся. Я люблю свою профессию, горжусь ею. Я часто прихожу к выводу, что я – счаст-ливый человек, так как у меня есть любимая профессия, есть ученики, которые уважают меня и ждут моих уроков. Разве это не счастье?

 

Беседовал Сергей Шивков

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика