Изучать и воспитывать
Американский ботаник Хью Хеллмут Илтис писал: «Если мы любим наших детей, мы обязаны нежно и бережно любить землю и передать ее грядущему поколению во всем ее многообразии и красоте, чтобы теплым весенним днем десять тысяч лет спустя дети смогли ощутить покой в мире цветов, любоваться бабочками, прислушиваться к пению птиц».
Педагоги нашего детского сада уделяют экологическому воспитанию большое внимание. Работают они в активном сотрудничестве с родителями воспитанников.
К сожалению, мы наблюдали негативное отношение к живым существам у некоторых детей. Увидев на земле ползающих муравьев, жуков, дождевых червей, дети кричали, затаптывали их, а пауков, стрекоз и бабочек стремились поймать. Часть детей проявили правильное, но избирательное отношение. Им были привлекательны только птички, божьи коровки, стрекозы.
В июле усилиями воспитателей, родителей и детей были изготовлены экологические знаки, иллюстрирующие правила поведения человека в природе, а также была выпущена «Малая Красная книга Ивановской области». Работа эта была интересна и полезна не только детям, но и всем взрослым, они смогли открыть для себя много нового и интересного. Работа эта очень важна для наших воспитанников. Изучая нашу «Малую Красную книгу», дети узнали научно-популярные описания животных и растений, интересные сведения о них, познакомились с редкими и находящимися под угрозой исчезновения представителями флоры и фауны, которые относятся к природным ресурсам нашего региона (полёвка обыкновенная, чёрный журавль, выхухоль, пчела, колокольчик, ландыш и др.). Ребята с удивлением узнали, что многих знакомых им растений и животных на самом деле осталось не так уж и много в Ивановской области, и их численность катастрофически падает.
Мы собрали библиотеку с произведениями В. Бианки, Е. Серовой, К. Пришвина, Г. Скребицкого. Особенно затронули детские сердца «Рассказы о Жалейкине», «Лесные сказки» Н. Сладкова, экологические рассказы Василия Сухомлинского и экологическая сказка «Серая Шапочка и красный волк».
Работа с «Малой Красной книгой» только началась, но уже имеет свои результаты. Приятно осознавать, что дети учатся сопереживать, сочувствовать, проявлять заботу, неравнодушие к окружающей природе, могут ответить, почему к ней нужно бережно относиться, как нужно правильно вести себя в природе.
Татьяна Романычева,
старший воспитатель детского сада №15