«Афганистан нам видится сквозь годы»

С середины минувшего столетия СССР, а затем Российская Федерация, принимали участие в более чем в 30 локальных войнах и вооруженных конфликтах.

Наше государство исполняло международные обязательства и оказывало военную помощь дружественным странам. Около полутора миллионов наших сограждан стали участниками боевых действий вдали от Родины, отстаивая ее интересы и ее престиж. Более 25 000 из них погибли. Были среди них и наши земляки: Михаил Гильмулин (Афганистан), Василий Вышлов (Чечня), Игорь Коршунов (Югославия).

Свыше 30 лет прошло с того момента, когда последний советский солдат перешел мост пограничной реки Амударьи под Термезом. Так для наших офицеров и солдат закончилась афганская война, которая длилась 9 лет, 11 месяцев и 19 дней. В ограниченном контингенте советских войск в Афганистане проходили службу 620 000 наших граждан, людские потери в той войне составили 15 051 человек, в том числе безвозвратные — 14 000 человек.

Совсем молодыми мальчишками простые советские парни из мирной жизни попадали на настоящую войну, видели смерть товарищей и сами неоднократно оказывались на волосок от гибели. Память о тех временах до сих пор живет в их сердцах. Среди тех, кто с честью и достоинством исполнил свой интернациональный долг, остался верен воинской присяге был и наш земляк А.А. Веракса.

 

Путь в разведчики

Александр Александрович родился 20 сентября 1966 года. В ряды Вооруженных сил СССР был призван в 1985 году, для прохождения срочной службы был направлен в Туркестанский военный округ. Сначала попал в приграничный Термез – самый южный город Узбекистана, где три месяца проходил службу в мотострелковых войсках. За это время прошел обучение ведению боя в горной и пустынной местности.  После трех месяцев в Термезе был направлен в город Чирчик Узбекской ССР в полк ВДВ, где овладел специальностью «разведчик 3 класса».

С 28 октября 1985 года по 5 мая 1987 года младший сержант Веракса принимал участие в боевых действиях в составе 334-го отдельного отряда специального назначения 15-й отдельной бригады ГРУ Генштаба Вооруженных сил СССР (пункт дислокации — город Асадабад, провинция Кунар).

Отметим, что 334-й отдельный отряд специального назначения ГРУ формировался с 12 декабря 1984 года по 13 января 1985 года на базе 5-й отдельной бригады спецназа Белорусского военного округа в городе Марьина Горка из военнослужащих Белорусского, Ленинградского, Дальневосточного, Прикарпатского и Среднеазиатского военных округов. Затем отряд был переведен в состав ТуркВО в город Чирчик Ташкентской области. В период с 17 по 29 марта совершил марш по маршруту Чирчик – Термез – Хайратон – Пули-Хумри – Джабаль-Усарадж – Кабул – Джелалабад – Асадабад и прибыл к новому месту дислокации для выполнения интернационального долга в Демократическую республику Афганистан.

Маленький город Асадабад – столица провинции Кунар – располагался на берегу реки всего в 15 километрах от Пакистана. Это был самый восточный пункт дислокации советских войск. Через провинцию Кунар проходило более 20 транзитных караванных маршрутов из Пакистана. По данным наших советников, общая численность душманов в провинции на 1984-85 гг. составляла около 7000 человек.

«Местность, куда мы попали служить, гористая. Субтропический климат, вокруг апельсины, мандарины. Первые месяцев 8 – 10 жили в палатках. Условия жизни были спартанские: еда из котелков, все привозное. Все доставлялось вертушками. Колонна, которая привозила боеприпасы и продукты, была один раз в месяц. Спецификация нашего подразделения – захват пленных, образцов оружия, документов. Находились мы всего в 6 километрах от границы с Пакистаном. По вершине хребта шла граница, а мы были у подножья», — вспоминает о том времени А.А. Веракса.

334-й отдельный отряд специального назначения ГРУ располагался в стратегически важном месте – на стыке нескольких караванных путей. Контролируя этот нервный центр, наши бойцы перекрывали наиболее короткий путь доставки из Пакистана оружия, боеприпасов, медикаментов и продовольствия.

От старослужащих бойцов узнали, чего следует ожидать от службы в Афганистане. Нужно было готовиться к партизанской войне со стороны противника, который неожиданно появляется и ведет обстрел. Ночью душманы стреляют тебе в спину, а днем превращаются в мирных крестьян. Трудно было привыкать и к местному климату, особенно летом. Ребята из Таджикистана, Туркмении и Узбекистана легче адаптировались к таким условиям, так как выросли и жили в сходных климатических условиях. А еще надо было учиться жить и воевать в условиях горной местности.

 

Между двумя мирами

Поехал «за речку», был «за речкой»… Для человека несведущего эти слова звучат буднично. Но для воинов-афганцев они имеют совершенно иной смысл: так военнослужащие называли между собой боевые командировки в Афганистан — сначала из-за пресловутой секретности, а затем просто по привычке. Что касается «речки», то это пограничная река Амударья.  Не всем, кто пересек в одну сторону эту естественную водную преграду между двумя государствами, а точнее — между двумя мирами, довелось вернуться назад живым…

На момент начала службы Александра Вераксы в Афганистане, в том же 334-м отдельном отряде специального назначения ГРУ уже служил еще один наш земляк, уроженец поселка Новое Леушино Михаил Гильмулин.  29 ноября 1985 года во время выполнения боевой операции отделение, которым командовал младший сержант Гильмулин, получило задание досмотреть строение в кишлаке. Разведчики не заметили мину, заложенную душманами под порогом. В результате взрыва Михаил получил тяжелое ранение. Был эвакуирован в госпиталь, но 9 декабря 1985 года от полученных ранений скончался. Указом Президиума Верховного Совета СССР младший сержант Гильмулин Михаил Валерьевич посмертно награжден орденом «Красной Звезды».

— Уже через две недели после прибытия в Афганистан состоялся мой первый боевой выход. Порядка 20-24 километров мы прошли пешком, а затем стали подниматься в гору на высоту 1800 метров. С непривычки было очень сложно, — продолжает делиться воспоминаниями Александр Александрович.

Вдоль горизонта тянется вереница гор.  Бойцы взбираются все выше, занимая господствующие вершины. Тут принцип простой: кто залез выше, тот и победил. Рюкзаки промокли от пота и стали еще тяжелее. Говорить нельзя, приходится общаться только жестами. О сигарете немыслимо и помечтать: даже если ты ладонями прикроешь огонек, дух все равно увидит его слабое сияние сквозь твои руки в прибор ночного видения.

— Заминировав караванные тропы, мы двинулись назад. На обратном пути нас обстреляли из «договорной» зоны, где жили мирные люди, которые поддерживали нейтралитет. Шли мы в конце колонны. Первые три взвода прошли, а мы были четвертыми. Часовые у духов проснулись — они сидели на холмике у дороги. Началась отчаянная стрельба. Слева и справа грохочут автоматы. Ночь рвется и трещит. Вспышки над головой, фонтанчики от пуль на земле. А ты недопонимаешь, что стреляют по тебе. До конца не осознаешь, что тебя хотят убить, так как еще не видел раненых и погибших друзей, как это все происходит. Переоценка ценностей пришла немного позже… — рассказывает воин-интернационалист.

За мужество и отвагу, проявленные при исполнении интернационального долга, Александр Веракса награжден орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу». Но о себе он говорить не любит, предпочитает рассказывать о своих сослуживцах, братьях по оружию: «Батальон у нас был одним из самых подготовленных  в Афганистане. Пробыл там всего два с небольшим года, я же там был полтора года. На счету батальона более 200 боевых выходов, очень много захваченных образцов стрелкового оружия, мин, три укрепрайона, два каравана».

Как потом оказалось, самым сложным для тех, кто вернулся «из-за речки», было адаптироваться к мирной жизни. Отправившись на отдых с семьей, при виде горы твой мозг, помимо воли, автоматически определяет наиболее выгодные позиции для пулемета. А по ночам ты будешь просыпаться с ощущением спускового крючка на указательном пальце. И совершенно иначе чем родные и друзья будешь воспринимать слова «зеленка», «цинк», «ягоды», «кефир»…

 

На пути к мирной жизни

Сложности адаптация коснулись и Александра Александровича. По его собственному признанию, первые месяцев шесть он не находил себя в гражданской жизни. Но на помощь пришли друзья, семья и работа. Работа отвлекла. В то время в стране зарождалось кооперативное движение. Работал А.А. Веракса мастером в строительном кооперативе, за два года предприятие развилось до масштаба ПМК. В этом была и его заслуга. Многому за это время научился, да и работать очень нравилось. Потом создал семью, родились дети. Так постепенно вернулся в гражданскую жизнь. Но о службе в армии и своих боевых товарищах не забыл. Армейская дружба с годами не угасла, перешла в мирную жизнь. Это на гражданке ты можешь спрятаться, затаиться. А в армии ты как на ладони, сразу становится понятно, что ты за человек.

С 1985 года у нас в городе существовал «Союз ветеранов Афганистана». Эта общественная организация объединяла в своих рядах воинов – интернационалистов города. Организация существовала и неплохо работала. Но шло время, менялось руководство организации, претерпевали изменение и формы работы. В результате назрела необходимость объединить не только «афганцев», но и ветеранов локальных войн, ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС, участников боевых действий в Чечне и Абхазии. Так в Тейкове появилось местное отделение общественного движения ветеранов боевых действий «Боевое братство». В ряды этой организации вступил и А.А. Веракса.

Ветеранами проводится большая работа по патриотическому воспитанию школьников в Тейкове и Тейковском районе. Ветераны боевых действий встречаются с молодежью, рассказывают мальчишкам и девчонкам не только о той войне, но и знакомят их с традициями российского воинства. Эти традиции, которые передаются из поколения в поколение, основаны на любви к своей стране, верности воинской присяге, незыблемости таких понятий, как воинский долг и воинская честь.

 

Сергей Шивков

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика