«Горы не отпускают никогда»

В нашем городе есть памятный знак в честь воинов-интернационалистов и участников локальных конфликтов.

Раньше я не знала, кто такие воины-интернационалисты, ничего не знала об афганской войне. Однажды, будучи в гостях у своей первой учительницы Эльвиры Владимировны Липиной, я увидела китель ее мужа с наградами. Оказалось, он готовился на встречу с воинами-афганцами.

Мы разговорились. Так постепенно и возник рассказ солдата, прошедшего эту войну. За скупыми строчками слышалась боль. Я стала понимать, какое испытание прошел Алексей Анатольевич Липин и другие  солдаты, какую цену заплатили за мир.

«Афган – это память до смерти. Какой бы она ни была. Мало найдется людей, правдиво говорящих о событиях, произошедших десятки лет назад, как и тех, кто напрочь забудет об афганской войне.

Так и у меня. Родился я в Тейкове. Учился в средней школе №2, затем в школе №1. Образование получил в Ивановском сельскохозяйственном институте по специальности инженер-механик.

После первого курса, в июне 1986 года, был призван в ряды Вооруженных сил Советского Союза. Служил в учебной воинской части пограничных войск №2534 г. Алма-Ата (Алма-атинский район, село Чунджа). Там прошел ускоренные курсы подготовки. По военной специальности я пулеметчик, а также гранатометчик.

На территорию Афганистана наш призыв попал в ноябре 1986 года. Границу мы пересекали с территории Таджикистана. Попал служить я в специальное подразделение пограничных войск — десантно-штурмовую маневренную группу, которая выполняла задачи по защите и охране государственной границы с территории Афганистана, то есть группировка базировалась в глубине до 100 км на территории Афганской Республики. У нас была задача закрывать определенный участок, порядка 200 км, со стороны афганской территории, чтобы моджахеды не могли нападать на советские приграничные города и другие населенные пункты.

На территории Афганистана я находился 18 месяцев. Жил в военно-полевых условиях. Поначалу в палатках, топили печки-буржуйки, в палатках располагались двухъярусные койки. Потом были выстроены казармы, строили мы их своими силами, собственными руками, привозили с гор камни.

Колоннами из Советского Союза привозили нам продовольствие, строительные материалы. Мы построили для себя место, где проводили свое свободное время в перерывах между боевыми операциями. Условия были неплохие, так как пограничные войска – это элита армии, то есть все передовое вооружение, продовольствие — все в первую очередь приходило к нам.

С местными жителями мы поддерживали хорошие, дружеские отношения. Их было жалко. Афганский народ — это самый (на то время) бедный народ, поэтому мы помогали им с продовольствием. Они жили как при первобытно-общинном строе. Если у нас был 1986 год, то по календарю Афганистана мы проходили службу в 1365 году: каменные мазанки, покрытые соломой, бедность и убожество.

Жара стояла под 30 градусов, вокруг горы, узкие тропы вьются среди черных скал. Самый большой перевал, который приходилось пересекать, это самая высокая точка горного Бадахшана, ее высота 4560 м. С непривычки кружилась голова, и в голове  лишь одно желание – упасть в тень. А еще сильные ветры и землетрясения.

Было всякое. Каждую ночь я думал о том, чтобы проснуться утром, вспоминал родных, друзей, любимую девушку, мечтал о семье.

Для каждого солдата первый бой – самый сложный, самый страшный. Первый бой, в который мы попали, был спустя месяц после отправки в Афганистан. Прошла информация, что в горах находится группировка моджахедов, которая готовила террористическую акцию против афганского населения и против наших приграничных районов.

Наша группа была поднята по тревоге на боевое задание, посадили нас в вертолеты и через 50 минут произвели десантирование в горной местности. По разведданным в горном кишлаке находилась террористическая группировка, которую нам пришлось ликвидировать. В этот день были раненые, но убитых не было благодаря тому, что операция была четко спланирована. Высадка была произведена внезапно для противника, и он не смог быстро сориентироваться.

Мне и моим сослуживцам повезло: все вернулись домой. У нас потерь не было на протяжении двух лет, а вообще в пограничных войсках за все время афганской войны потери составили 576 человек. Потери в пограничных войсках были минимальные, так как подразделения принадлежали КГБ, и все операции были четко спланированы, к тому же мы выполняли охрану границы и  не вели наступательных действий.

Я вернулся в родной город в 1988 году. Окончил институт, женился, родился сын. Сначала было желание забыть и никогда не вспоминать об этом, но спустя  30 лет  ничего не забывается,  горы  не отпускают никогда».

 

Подготовила

Вера Сошникова,

ученица средней школы №2

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика