«Тейковский индустриальный колледж в годы Великой Отечественной войны»

«Народ – подвижник и герой»! Такими словами хочется начать мой рассказ. 1418 дней и ночей наши прадеды шли к заветной цели – к Победе в Великой Отечественной войне! Ценой неимоверных усилий и человеческих жизней они смогли добиться Победы! Героизм и патриотизм советского народа, ярко проявившийся в годы Великой Отечественной войны, взаимосвязаны. Ведь страна не смогла бы пережить столь тяжелое испытание, если б не жила единой мыслью «Всё для фронта! Всё для Победы!». Солдаты самоотверженно воевали, защищая свою Родину, но так же жил и тыл: ведь фронту нужны были патроны, снаряды, оружие, истребители и бомбардировщики, танки, пушки, чтобы бить фашистов, а также одежда, лекарства и еда. Всё это делал тыл.

Я бы хотел посвятить свою работу именно тылу, рассказать о героизме мастеров производственного обучения, преподавателей и студентов  – поэтому я выбрал тему: «Всё для фронта! Всё для Победы!»

Весть о начале войны в погожий день 22 июня 1941 года принес в Тейково фабричный гудок хлопчатобумажного комбината. Этот долгий и тревожный звук запал в память всех, кто его слышал. Какими неожиданными оказались прозвучавшие затем по радио слова Советского правительства: «…Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города…». Заявление заканчивалось словами: «Наше дело правое. Враг будет разбит, победа будет за нами!». Но между началом войны и Днем Победы прошло 1418 дней и ночей, наполненных кровопролитной борьбой, страданиями и беспримерным мужеством наших людей.

Не дожидаясь повесток, многие мужчины города Тейково сами шли в военкомат, чтобы их немедленно отправили на фронт. Большинство из тех, кто не был военнообязанным, тоже шли на сборный пункт и записывались добровольцами. Среди них было немало девчат, убеждавших, чтобы их тоже немедленно послали на курсы санитаров, медсестер, радистов. Добровольцы отлично осознавали, что война – серьезное испытание, что не всем доведется вернуться домой к родным и близким, но в критическое для страны время они меньше всего думали о себе, о своем благополучии.

Без малого 17 тысяч тейковчан ушли сражаться с врагом, и каждый третий не вернулся с войны. На фронт ушли 47 сотрудников и учащихся нашего колледжа. 15 из них не вернулись. Их имена высечены на мемориальной доске, открытой в мае 2010 года к 65-летию Победы. Среди них Герой Советского Союза Буланов Алексей Парфенович, чье имя носит наш колледж.

Советский солдат смело смотрел в глаза смертельной опасности. Его волей, его кровью добыта победа над сильным врагом. Нет границ величию его подвига во имя Родины, как нет границ величию трудового подвига советского народа.

Именно по-фронтовому трудилась молодежь и преподаватели нашего Ремесленного училища. Ведь для фронта нужна помощь: танки, пушки, самолёты, техника, орудия. Труженики тыла заслуживают не меньшего уважения и почёта, как и солдаты, воевавшие на полях сражений.

«Каким же было наше образовательное учреждение в то время? Как проходили занятия? Оказывали ли  помощь  фронту?», – вот список вопросов, в которых я решил разобраться. Для этого я посетил музейную комнату, архив колледжа и использовал пожелтевшую тетрадь с записями преподавателя той поры  Лыгина Александра Тимофеевича 1901 года рождения, который работал мастером – механиком с 1948 по 1954 год.  Эти записи меня очень заинтересовали.  Начну свой рассказ по порядку.

Индустриализация сельского хозяйства, проводимая в стране, наложила отпечаток и на наш колледж (ранее ремесленное училище энергетиков №3). Она требовала новых квалифицированных кадров. Указом Президиума Верховного Совета от 1940 года «О государственных трудовых резервах» была поставлена цель планового и массового обучения молодёжи  при полном обеспечении учащихся бесплатным трёхразовым питанием, одеждой и обувью. Такого обучения людей в производственных целях ещё не знала мировая практика. В нашем ремесленном училище за год планировалось подготовить  квалифицированных рабочих. Всего же за время войны было подготовлено через систему Трудовых резервов 2 миллиона 480 тысяч рабочих. Это больше, чем выпустили все школы и ФЗУ за годы довоенных пятилеток.

Тейковское ремесленное училище энергетиков №3 было организовано на базе Школы Торфяного Ученичества. Здесь готовили специалистов различных профессий для Тейковского торфопредприятия и других предприятий Ивановской области. В 1941 году мирный труд был прерван вероломным нападением фашистской Германии. Вчерашние воспитанники училища вставали к станкам, часто руки не доставали до кнопок и рычагов, и приходилось подставлять ящики. Выпускники училища трудились на военном заводе им. В.А. Дегтярева в Коврове. Помнят труд молодых рабочих из Тейковского ремесленного училища Донбасс и Калининская ГЭС.

В это тяжелое военное время училище вносило свой вклад в дело борьбы с немецко-фашистскими захватчиками не только в тылу, но и на фронте. На основании Указа от 2 сентября 1940 года лица, окончившие ремесленные училища, считались мобилизованными на 4 года на предприятия и учреждения, куда они распределялись. Создавались мобильные трудовые отряды. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 года устанавливался восьмичасовой рабочий день и семидневная рабочая неделя, запрещались самовольные уходы рабочих и служащих с предприятия или учреждения. Самовольный уход с работы карался направлением в трудовой лагерь сроком на 4 месяца. Прогул одного рабочего дня грозил удержанием заработной платы в размере 25% сроком 6 месяцев. Опоздание на работу свыше 21 минуты наказывалось удержанием 25% заработной платы сроком на три месяца. Если за месяц набиралось несколько опозданий сроком свыше 21 минуты, то отдавали под суд с назначением наказания – лишение свободы сроком до двух лет. Эти жёсткие меры позволили увеличить выпуск промышленной продукции для обороны страны в связи с угрозой агрессии против нашего государства.

Из указа Президиума Верховного Совета СССР об ответственности учащихся ремесленных, железнодорожных училищ и школ ФЗО за нарушение дисциплины и за самовольный уход из училища (школы). 28.12.1940 г.: «Учащиеся ремесленных, железнодорожных училищ и школ ФЗО за самовольный уход из училища (школы), а также за систематическое и грубое нарушение школьной дисциплины, повлекшее исключение из училища (школы), подвергаются по приговору суда заключению в трудовые колонии сроком до одного года».

 

Председатель Президиума Верховного Совета СССР

М. КАЛИНИН

Секретарь Президиума Верховного Совета СССР

А. ГОРКИН

В военное время в училище был сложившийся коллектив преподавателей, мастеров производственного обучения. Александр Тимофеевич Лыгин вспоминал: «Коллектив имел отличную репутацию за подготовку и воспитание рабочих. РЭУ №3 стало очень привлекательным и для семей с трудным материальным положением, неполных семей. Ведь здесь учащиеся были на полном государственном обеспечении. Но женщин-матерей очень тревожило, что их дети по окончании училища попадут на предприятия с железной дисциплиной, и очень боялись, что сыновья и дочери могут попасть под суд за опоздание на работу. Ведь сами женщины могли босиком по снегу бежать к табельной доске, лишь бы не считаться опоздавшим из приказа».

Из  книги приказов по Ремесленному училища№3 г. Тейково Ивановской области от 26 октября 1941гг: «Учащемуся 5гр. слесарей механического цеха Данилову Б. М.за частые пропуски занятий в октябре объявить строгий выговор с предупреждением об исключении из училища и отдачи под суд согласно указа от 28.12.1940 г.»

Директор: КАБЕШЕВ

Шла война. Сама жизнь обучающихся проходила при плохом отоплении. На занятиях сидели в верхней одежде. Первая проблема очень проста. Не было топлива, поэтому необходимо заготовить дрова в лесу. На железных санках, в руках – вчетвером доставляли дрова в училище. Треть учащихся были девушки- с косичками, бантиками. Они валят березу, обрубают сучья, пилят по размеру. Здесь уже не до бантиков и косичек! Этот путь для многих был испытанием.

Другой проблемой было продовольственное обеспечение. Норма хлеба учеников училища была 800 граммов. Норма достаточно высокая, так как в школах – 400 граммов. В 1942-м году запомнились черные щи. После этого все поголовно мучились страшной изжогой. Второе блюдо-каша перловая или пшенная. Жиры и мясо никому не запомнились. Выделяемые средства явно не обеспечивали нормального питания. Выход был единственным — посадка картофеля. Решали эту проблему силами учащихся. В условиях военного времени это было единственным решением. Техники никакой не было. Не было даже лопат и грабель, чтобы подготовить поле для посадки. Было решено изготовить инвентарь силами самих учащихся. Под руководством мастеров  Шмакова Я.А. и Дмитриева П.П. из листовой стали было изготовлено 80 лопат. На грабли пошли обрезки труб, отходы полосовой и угловой стали, провод-катанка. И вот были готовы 30 граблей.

Хочется отметить, что все работы выполнялись без прекращения учебного процесса.

По приказу от 11 января 1942 по РЭУ №3 введено всеобщее обязательное обучение учащихся. Согласно постановлению Государственного Комитета Обороны СССР  –  это военное обучение.  В училище его вёл бравый военрук Иван Семёнович Борисов. Его требования к строевой подготовке неукоснительно выполнялись. По городу мы всегда ходили строем. К празднику готовились особенно напряжённо. Сначала военрук проводил занятия с каждой группой отдельно. Потом –  со сводной колонной училища. После многочисленных занятий Иван Семёнович сказал, что ребята училища на параде не подведут. Военрук не считал пустяком отсутствие пуговиц на шинели или грязную обувь.  К параду 7 ноября 1942 года в честь 25-й годовщины Октябрьской революции всем учащимся было приказано привести свой внешний вид в идеальный порядок.

И вот наступило 7 ноября 1942 года. Училище было построено возле школы №6 на Октябрьской улице. Погода была ветреная, холодная, с небольшим морозцем. После выступлений с трибуны, войска под маршевую музыку двинулись по направлению к вокзалу для погрузки в эшелоны. Ремесленное училище шло вслед за войсками. «Мне отлично было видно одобрительную улыбку генерала, военных и гражданских лиц на трибуне», – заметил Иван Семенович. Училище шло хорошо, печатая шаг и держа равнение в колоннах. А в строю шли мальчишки и девчонки, которым было не более 16 лет. Этот день стал светлым днём в условиях войны.

Шла война. Многого недоставало. Например, электротехнику, изучали при наличии наглядной демонстрации изучаемого на столе преподавателя. В результате этого сам учебный процесс становился интересным и занимательным. Не было лампочек даже на 60 вольт, да и освещение часто отключалось. Пришлось заняться изготовлением банок-аккумуляторов для карманного фонаря, который был нужен  и для хозяйственных целей. Ученики Жуков В. и Киселёв Н. изготовили батареи, в которых электролитом была поваренная соль, а электродами – цинк  и медь. Гачин В. приспособил для хозяйственных целей небольшую по мощности динамомашину. Староста Болотов В. «секретно»  над чем-то колдует со своим товарищем. Мой аккумулятор оказался громоздким, так как банки были из стекла, но использование его пришлось отложить – наступила весна и дни стали светлее. Дома вместо лампочки висел понижающий трансформатор небольшой мощности с тремя автомобильными лампочками. В училищной столовой висели фанерные круги с лампочками на 6 вольт. Получалось подобие люстры.

«Из обмундирования,– пишет А.Т. Лыгин, – учащиеся получили шинели, бывшие в употреблении, но в приличном состоянии. Особой моей заботой был правый карман шинели, в котором я носил кислотный аккумулятор. По совету Л.М. Соколова,  я сшил карман из шерстяного материала, не подвергающегося воздействию электролита из серной кислоты. По моему горькому опыту мне было уже известно, что хлопок разрушается от контакта с серной кислотой. В моих брюках были штопаные места, испорченные электролитом».

Шла война. Вся страна жила вестями с фронта. Если позволяло время, все прослушивали сводки СовИнформБюро по несколько раз в день. Привычная для этого времени картина: вся семья у репродуктора, суровые лица взрослых и детей. Мужчина в доме – это редкость, лишь отвоевавшие фронтовики-инвалиды, непригодные для военной службы и те, у кого была броня. Остальные мужчины воевали на фронте, лечились в госпиталях. Многие получили похоронки и извещения о том, что их родные пропали без вести.

«Всё для фронта! Все для победы!» – этот лозунг стал главным с первых дней войны для людей, заменивших рабочих, ушедших на фронт. Женщины и подростки стали главной силой на трудовом фронте. Мои земляки — тейковчане сделали немало для победы над фашистской Германией. Выполняя лозунг Коммунистической партии СССР, провозглашенный И.В. Сталиным  от 29 июня 1941 года, Тейковское ремесленное училище получило военный заказ.

Из приказа №285 по Тейковскому Ремесленному училищу № 3 от 9 декабря 1941 года:

«В связи с проведением оборонного заказа нашим училищем, выполнение которого в установленное сжатое время является главной задачей на сегодня, обязываю всех мастеров производственного обучения приложить все усилия в деле выполнения этого заказам по деталям в ранее установленные сроки.»                                                   

Директор Рем. училища: КАБЕШЕВ

На основании этого приказа было установлено количество и срок изготовления  деталей, которые нужно изготовить к 18.12.1941 г.:

  • крючья[1] рычагов – 940штук
  • флянцы[2] к оси накладки – 2880штук
  • серьги и шайбы –1920штук
  • упор тормоза – 480штук
  • кронштейн (щеки) – 480штук

Ответственными по приказу были мастера производственного обучения слесарей: Гарин Н.В., Бобков В.М., Булатов А.П., Галанин, Малышев, Мельников, Ягодкин, Солодов, Лыгин А.Т., Кузьмичев.

Кроме этого нужно было:

–  изготовить захваты для крепления станковых пулемётов на лыжи;

– изготовить корзины под коробки с пулемётными лентами для транспортировки их в боевой обстановке на волокушах.

Самая  ответственная работа возлагалась на мастеров производственного обучения Шмакова Якова Алексеевича и Дмитриева Петра Петровича. Она выполнялась двумя группами учеников-слесарей в две смены. Заказ выполнялся из полосовой стали. Если её не хватало, то вырубали листовую, обрабатывая полосы в тисках. Это тяжёлая ручная работа, требования к которой были очень жёсткими. На мастеров это накладывало особую ответственность. Ведь в случае брака отвечать бы пришлось по законам военного времени. Перед руководством училища и педагогическим коллективом во всей остроте встала проблема переноса слесарных мастерских, цеха со станками, инструментальной кузницы, разного рода инвентаря, предметов хозяйственной деятельности и прочего. Всё это находилось в местечке с южным названием Батум[3], которое было на приличном расстоянии от училища. Мастера и учащиеся затрачивали огромное количество полезного времени на бесконечные хождения до мастерских и обратно в училище. А люди и без того были уставшими в это сложное военное время. Решено было перенести все мастерские на заранее подготовленную площадь в училище. Всё это было сделано силами самих учащихся и их мастеров. Из труб и угловой стали были изготовлены сани, способные выдержать значительный груз. И начались демонтажные работы. Подготовку и транспортировку вели группы под руководством Шмакова Я.А. и Дмитриева П.П.  Параллельно с демонтажем шли наладочные работы под руководством Малышева В.Н., Мельникова А.М., Варламова И.И. Нелегко было и директору училища А.И. Кабешеву Практически на руках учащихся и педагогического состава училища был перенесён небольшой завод!

Из книги Бориса Иванова «Это было в Донбассе»[4] я узнал, что сам автор окончил Тейковское ремесленное училище в 1944 году. «В те дни наша 11 группа слесарей мастера П.П. Дмитриева…выполняла спецзаказ»,- пишет автор,- мы изготавливали так называемые корзинки для крепления коробок с пулеметными лентами. Мы гордились тем, что работаем для фронта, хвалились перед сверстниками, продолжавшими учебу в школе, что выполняем спецзаказ».

Самым старшим  и ответственным был мастер  Шмаков Я.А.  Ему на начало войны было 43года. В архиве я нашел его личную карточку.

Выписка  из личных карточек рабочих и служащих 1940-1966 годов:

  • Имеется учетная карточка 78

Шмаков Яков Алексеевич,1898 года рождения, проживающий по адресу:2-Комсомольская д.45, принят на работу 1 декабря 1940 года мастером производственного обучения слесарей. Рабочий Награжден в 1944 году медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.» и благодарностью в 1950 году в день десятилетия трудовых резервов.( Приказ №175по ПУ3)

Шла война. Наступил апрель 1942 года, время завершения решающей битвы под Москвой. Она положила начало коренному перелому в ходе войны, развеяла миф о непобедимости немецко-фашистской армии, нанеся ей невосполнимый и непоправимый ущерб. Автор заметил: «Мы чувствовали, что в этой первой победе есть и наш трудовой вклад, вклад Тейковского ремесленного училища №3».

На основании приказа Тейковского ремесленного училища от 6 января 1942 года объявлены благодарности и назначены премии в размере от 15-40 рублей 11 лучшим учащимся: Ананьеву Г.И., Кислякову Б.И., Чумакову Б.Я., Белышевой Л.В., Иванову, Матвеевой М.Ф., Будаловой Н.И., Пепкасову Н.И., Попову М.Б., Ежову А.Л., Солодову Б.К. Для них были приобретены билеты на концерт.

Я уверен, что труд учащихся, мастеров производственного обучения и преподавателей носил характер самоотверженности, выносливости и стойкости. Трудовые будни — а выходных и отпусков просто не было — стали героическими! Земляки, лишенные всех бытовых благ, истощенные, в холодных помещениях, несли свою трудовую вахту, и не восемь часов, а по полторы-две смены, то есть, по 16 часов. А на обед, что был здесь же, — похлебка из картошки. Несгибаемой воли были эти люди!

Трудно себе представить, что выпало на долю людей того времени. Каковы были испытания, на чем держались их сила и выносливость в самые трагические минуты?! Откуда брались душевные и физические силы?!

Гордость охватывает меня, когда думаю, что страна не только воевала, она жила суровой и трудовой жизнью, кроме того, вся страна работала на благо Победы. Подавляющая часть населения страны всей душой приняла лозунг «Всё для фронта! Всё для победы!».

Наши мастера, преподаватели и учащиеся работали с полной отдачей, терпеливо переносили трудности военного времени, понимали необходимость суровых мер по поддержания порядка и дисциплины. Такой народ невозможно поработить!

И память о тех временах никогда не уйдет! Мы помним и гордимся стойкостью, мужеством и свершениями наших земляков!

«Всё для фронта, всё для победы!» – этот призыв для них с невиданной силой помог Победе.

Для них каждый день в тылу был тем же фронтом, тем же сражением. Сложная обстановка военного времени требовала колоссального напряжения сил. Победило упорство, их несокрушимая воля. Люди работали, не считаясь со временем и усталостью, но они твёрдо верили, что приближают светлый день Великой Победы над врагом! Они настоящие герои!

[1] Крючья – крючки для рычагов

[2] Флянцы-– это плоская деталь с отверстиями, выступающая соединительной частью труб.

[3] Батум- это местечко, находящее в 3км от училища, имеющее название Нижний фабричный двор

[4] книга нашего выпускника Ремесленного училища, который участвовал в восстановлении Зуевской ГРЭС в 1943-44г.г.

Павел Сорокин,

студент 3курса, группы №13

по специальности «Техническое обслуживание и

ремонт автомобильного транспорта»

«Тейковский индустриальный колледж в годы Великой Отечественной войны»: 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика