«Мир и радость вам, живущие!»

В школе №4 почтили память поэта Кайсына Кулиева, или о чём рассказывает мемориальная доска.

Тейковчане почтили память народного поэта Кабардино — Балкарии Кайсына Кулиева. Мероприятие состоялось в день его рождения по инициативе тейковского отделения общества развития русского исторического просвещения «Двуглавый орел» и городского творческого объединения «Содружество».

Оно началось с возложения  цветов к мемориальной доске, установленной в память об известном поэте на фасаде школы №4 города Тейково. Затем в школьной аудитории прошел вечер памяти, названный поэтической строчкой самого К. Кулиева «Мир и радость вам, живущие!» На встрече присутствовали тейковские поэты, учащиеся школы, члены театральной студии. Ведущей вечера была завуч по воспитательной работе школы №4, член общества «Двуглавый орел» Татьяна Николаевна Коткова. Она и познакомила собравшихся со страницами биографии поэта гор Кайсына Кулиева. На экране демонстрировались уникальные архивные записи самого поэта и звучали стихи в его авторском прочтении.

 

Страницы биографии

Судьба поэта необычна и полна трагических моментов. Он появился на свет 1 ноября 1917 года в одном из высокогорных аулов Кабардино-Балкарии в семье скотовода и охотника. Родители были безграмотные. Кайсын Кулиев потерял отца еще в раннем детстве. Русским языком овладел в школе Нижнего Чегема. Затем продолжил обучение в педагогическом техникуме в Нальчике, все свободное время посвящая поэтическому творчеству. В начале 30-х годов его стихи начали печатать в местной прессе.

В 1935 году Кайсын уезжает в Москву и поступает учиться в ГИТИС. Правда, актером ему стать было не суждено, он предпочел серьезное занятие литературной деятельностью. В 1939 году выходит его первая книга «Привет, утро». На следующий год Кулиев уходит в армию.

Война застает его в Прибалтике, он служит в десантных войсках. Впоследствии про эти страшные дни он напишет в своих воспоминаниях полные горести строки: «Отступая к старой границе, мы участвовали в беспрерывных жесточайших боях, не прекращавшихся ни днем, ни ночью. Наша бригада была самой боеспособной и отборной кадровой частью. Сражалась она действительно насмерть, с большой отвагой, нападала ночами на штабы гитлеровцев, громила их. Многие наши товарищи погибли в тех боях за Латвию, сильно поредели ряды замечательной бригады отважных парашютистов. Горько было видеть гибель друзей, стыдно было перед населением за наше отступление. Мы ведь совершенно другим представляли себе начало войны. Но все оказалось иначе. Перед войной мы пели слишком радужные, слишком самоуверенные песни. Но авторы их, видимо, плохо представляли себе предстоящую войну… Умение учиться на пережитом — неоценимая вещь. Нам, литераторам, очень полезно помнить это.

В первые дни войны было не до стихов. Но все равно мне как-то удалось еще в Латвии написать два стихотворения. Я послал их в газету. Они были горьки, как и переживаемые дни и события. Нашу бригаду после того, как она прошла с боями Латвию, отправили в Ивановскую область (г. Тейково) на переформирование. Мы расположились в прекрасном сосновом бору. У меня уже было больше возможности думать и писать. Бригада стала корпусом, который находился в резерве Ставки Главного командования. Мы испытывали новый вид парашютов. Если до этого минимум высоты прыжков составлял тысячу метров, то теперь прыгали с высоты двести пятьдесят — триста. Это обеспечивало кучность посадки. Было очень опасно — земля находилась слишком близко. Если сколько-нибудь задерживалось раскрытие парашюта, грозила гибель».

 

Тейково как эпизод военной жизни

Кайсын Кулиев проходил военную переподготовку на тейковской земле в 5-м военно-десантном корпусе, который разместился в районе бора Красные сосенки, лежал на излечении в одном из корпусов тейковского эвакогоспиталя. Здесь же, в Тейкове, им было написано стихотворение «Сосны России шумят»:

Сосны, как сестры, нам вслед глядят.

Грязь тяжелит нам усталые ноги.

Русские сосны вокруг стоят,

Качая вершинами у дороги.

Сосны России шумят.

К фронту идет за отрядом отряд.

А вдоль обочин, у самого края,

Может быть, песню о нас создавая,

Сосны России шумят.

Пройдут годы, и о тейковских соснах, увиденных молодым десантником и поэтом Кайсыном Кулиевым близ Тейкова в 1941 году, узнает вся страна. На военные строчки Кулиева спустя 30 лет после их написания в 1971 году обратит свое внимание композитор Вадим Орловетский и создаст музыку. Родившуюся песню исполнит знаменитый в Советском Союзе дуэт — Алла Иошпе и Стахан Рахимов.

С боями Кайсын Кулиев прошел трудными фронтовыми дорогами, испытал горечь потерь, ранения. После очередного лечения в госпитале стал военным корреспондентом газеты «Сын отечества», где печатались его боевые корреспонденции и стихи, принесшие ему широкое признание. Принимал участие в боях за освобождение Москвы, Орла, Ростова, Украины, Крыма, Прибалтики.

В марте 1944 года Кайсын Кулиев узнает о депортации балкарского народа в Среднюю Азию. В апреле 1944 года, выписавшись из госпиталя после ранения и побывав в родном Чегемском ущелье, он отправился в ссылку вслед за своим народом, добровольно разделив с ним его трагическую судьбу. Кайсына Кулиева называют поэтом, который не боялся всесильного «отца народов» Иосифа Сталина, который позволил ему избежать ссылки и заниматься литературной деятельностью в любом выбранном городе, кроме Москвы и Ленинграда. Кулиев пренебрег таким щедрым подарком гонителя своего народа и последовал к своим соплеменникам в киргизские степи. Сталин не мог простить поэта за этот поступок: ему было запрещено печатать собственные произведения, жить приходилось переводами. Только в 1956 году поэт вернулся из изгнания в родные края.

1960-е — 1970-е годы, пожалуй, самые плодотворные в творчестве Кулиева. Один за другим выходят сборники его стихов — «Огонь на горе», «Раненый камень», «Книга земли», «Звездам – гореть», «Вечер», «Колосья и звезды». Его имя занимает достойное место в плеяде национальных поэтов России наряду с дагестанцем Расулом Гамзатовым, башкиром Мустай Каримом, калмыком Давидом Кугульдиновым, чеченкой Раисой Ахматовой.

Уже будучи известным поэтом, живым классиком кабардино-балкарской литературы Кулиев бывал на ивановской земле,  дружил с поэтами- фронтовиками, нашими земляками Михаилом Дудиным и Владимиром Жуковым, переписывался с Владимиром Смирновым.

 

В кругу друзей

В ходе вечера памяти Кайсына Кулиева, который проходил в кругу друзей за самоваром, тейковские поэты Нина Акимова, Татьяна Борукова, Нина Данилова читали его глубокие, пропитанные мудростью Кавказа стихи. Лев Александрович Петухов поделился своими впечатлениями о поездке на родину Кайсына Кулиева в Чегемское ущелье и прочитал стихи собственного сочинения, посвященные этому удивительному горному краю. Председатель Тейковского отделения общества «Двуглавый орел» Сергей Потанин рассказал об истории появлении в нашем городе памятной доски великому балкарцу и прочитал несколько его поэтических творений.

Не все знают, что на стихи Кайсына Кулиева написано немало замечательных песен. Участники вечера увидели на экране совсем молодую Аллу Пугачеву с ее знаменитым хитом «Женщина, которая поет». Стихи этой известной композиции из репертуара примадонны российской эстрады написаны ни кем иным, как Кайсыном Кулиевым. Алла Пугачева, для которой песня «Судьба» стала визитной карточкой, изменила лишь последнюю строчку из стихотворения Кайсына Кулиева, по разрешению поэта. «Та женщина, которую люблю» стала «женщиной, которая поет». Вот как она об этом вспоминает: “Как-то в одном из журналов я наткнулась на стихотворение Кайсына Кулиева «Женщине, которую люблю». Меня поразила простота, искренняя, неподдельная теплота в отношении к женщине. И мне захотелось, чтобы и ко мне так относились. Стихи мне понравились, и я показала их моему другу-композитору Л. Гарину. Когда я их ему читала, у него на глазах были слезы. Он сказал: «Если тебе страшно написать одной, давай вместе напишем музыку». Тогда я только начинала писать музыку. Меня страшила сама мысль: музыка А. Пугачевой; и я взяла псевдоним — Горбонос.

Кайсын Кулиев как бы написал для меня. Я рискнула поменять слово «люблю» на слово «поет». Песня сразу стала только моей. После того как она была аранжирована Л. Гариным, вызвали музыкантов ночью к себе в номер в гостинице (были гастроли в г. Харькове) и стали репетировать. Когда прошло первое выступление, меня не покидало чувство, что с этой песней будет что-то связано. Именно эта песня дала название фильму «Женщина, которая поет». Песня стала ещё и Лауреатом конкурса “Песня-78”.

Песни на слова поэта из Кабардино-Балкарии исполняли и другие любимые народом артисты — Майя Кристалинская, Иосиф Кобзон, Марк Бернес, Палад Бюль-Бюль оглы, Александр Серов, Никита Джигурда, Дмитрий Хворостовский. Современные авторы тоже обращаются к наследию поэта. Созданная не так давно песня «Мой Чегем» в исполнении Эльдара Атмурзаева не может оставить равнодушным слушателя — столько в ней искренней любви и боли за родную землю!

Кайсына Кулиева не стало в 1985 году. Но его строки, наполненные высокой поэзией и философией гуманизма, продолжают жить и в наши дни, продолжают звать человеческую душу к добру и свету, объединяют народы России в одну большую единую братскую семью.

 

Сергей Потанин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика