Всенародный праздник народного единства: откуда есть пошло

Одним из государственных праздников, не так давно появившихся в нашем календаре, стал День народного единства.

Этот праздник установлен в честь важного события в истории России — освобождения Москвы от польских интервентов в 1612 году и приурочен к Дню Казанской иконы Божьей Матери. В далеком 1612 году, когда земля русская стонала под игом польско-литовских интервентов, народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от захватчиков.

Судьба Дмитрия Михайловича Пожарского постоянно вызывает у русских людей обостренный интерес. Князь Д.М. Пожарский – не только фигура, ставшая живой легендой русского народа. Это еще и представитель военно-политической элиты Московского государства. История его семейства весьма показательна для судеб русской аристократии XV–XVI веков.

Род князей Пожарских, угасший в конце XVII века со смертью в 1685 году князя Юрия Ивановича Пожарского, внука знаменитого князя Дмитрия Михайловича Пожарского, ведет свое происхождение от удельных князей Стародубских. Стародубское княжество было расположено по реке Клязьме, столицей его был город Стародуб (ныне Клязьменский городок), что находился в 20 км на восток от Коврова. Первым Стародубским князем был Иван Всеволодович, сын Всеволода Большое Гнездо.

Как значится в «выписке из крепостных документов на вотчины, бывшия во владении князя Д.М. Пожарского», на территории нынешней Ивановской области находился целый ряд населенных пунктов, принадлежавших Дмитрию Михайловичу Пожарскому. Это села Нижний Ландех, Пестяки, Мыт с прилежащими деревнями, починками и пустошами, а также Мугреевский край, земли которого находятся на территории нынешнего Южского района. К территории Мугреевского края относится нынешнее село Мугреево-Никольское. На сегодняшний день установлено точное местоположение усадьбы князя Д.М. Пожарского.

Род князей Пожарских не принадлежал к числу богатых. Отцом Дмитрия Пожарского был Михаил Глухой, который служил при царе Иване Васильевиче IV, участвовал в походах на Казань и Лифляндию. На протяжении почти трех веков существования рода Пожарских ярко выдвинулся лишь один его представитель – Дмитрий Михайлович Пожарский.

Дмитрий Михайлович родился в 1578 году, о детстве и молодости его почти ничего не известно. Его отец, князь Михаил Федорович, не дослужился даже до чина воинского головы. Единственным его заметным достижением стал удачный брак. Женой князя стала Ефросинья (Мария) Федоровна Беклемишева, происходившая из старинного и влиятельного московского боярского рода. Но мужу своему она по родственным связям помочь не смогла.

Ничуть не исправилось положение рода при сыне Ивана IV – царе Федоре Ивановиче. Как и все дворяне, или, словами того времени, «служилые люди по  отечеству», Дмитрий Михайлович с молодости и до самой смерти обязан был служить великому государю московскому. Начал службу он с небольших чинов как раз при Федоре Ивановиче (1584–1598 гг.). В 1587 или самом начале 1588 года отец Д.М. Пожарского ушел из  жизни, оставив двух сыновей (Дмитрия и младшего – Василия), а также дочь Дарью. Отцовское поместье (незначительное по тем временам) по указу царя Федора Ивановича было передано Дмитрию и Василию Пожарским с требованием, чтобы они вышли на государеву службу, достигнув 15 лет. На исходе правления этого государя, в 1593 году, Дмитрий Михайлович начал служебную деятельность и был пожалован чином «стряпчего с платьем».

На заре разгорающейся Смуты ему было пожаловано чуть более высокое звание – стольника. Но и чин стольника заметно уступал по значимости «думным чинам» – боярина, окольничего, думного дворянина. Зато в Смутные годы он стал одной из самых заметных фигур Московского государства. Любопытно, что «дворовым» (придворным) чином стольника Дмитрий Михайлович дорожил, не опускал его при титуловании. И в официальных документах Совета всея земли его нередко называли «стольником и воеводой».

Значительные события его жизни как военачальника, спасителя Москвы и Отечества от польского нашествия в печально известное в истории России Смутное время связаны с Южским краем. События эти напрямую связаны с Мугреевским краем и селом Холуй. Судя по документу 1608 года, жители Холуя принимали активное участие в событиях Смутного времени. В документе читаем: «Восстали и жители Юрьева, Гороховца, Луха, Решмы, Холуя… разбили неприятеля в Лухе и селе Дунилове. Ляхи и наши изменники с воеводой Федором Плещеевым, сподвижником Лисовского, бежали в Суздаль…».

Предание гласит, что Дмитрий Пожарский с дружиною останавливался возле Холуя, в местечке Борок, и вместе с прибывшей сюда новой дружиною дал обет мужественно перенести все трудности и опасности в предстоящей борьбе с многочисленными врагами и отечественными изменниками, не щадить своей жизни, отстоять Москву и спасти Отечество.

В память об этом событии князь Пожарский обещал построить на этом месте монастырь. В 1650 году по завещанию Д.М. Пожарского его сын И.Д. Пожарский построил в местечке Борок деревянный монастырь — Борковскую Николаевскую пустынь. Через 100 лет на этом месте был построен каменный монастырь, сохранившийся до наших дней.

В 1613 году царь Михаил Федорович пожаловал часть Холуя вместе с другими поселениями Д.М. Пожарскому за его подвиг при освобождении Москвы от войска польского. В грамоте говорилось: «И наперед за те службы… пожаловали боярина нашего Дмитрия Михайловича Пожарского в Суздальском уезде села Мыту, приселком Нижний Ландехом, да Холуй посадец, а в нем церков… деревяна клецка».

Этим историческим событиям предшествовали следующие не менее судьбоносные эпизоды. 2 октября 1611 года на сходе в Нижнем Новгороде по предложению земского старосты Козьмы Минина единодушно и «с радостию великой» был выбран в воеводы народного ополчения князь Дмитрий Михайлович Пожарский. В этом же году в его родовую вотчину Мугреевское, где князь Пожарский залечивал свои раны, полученные им в московских боях, пожаловало посольство из Нижнего Новгорода – «изо всех чинов лутчие люди» во главе с архимандритом Феодосием. В память об этом событии в мае 1998 г. в селе Мугреево-Никольское, что на пути из Южи к Святому озеру, установлен Памятный камень, на котором изображен герб Пожарского и сделана надпись «Мугреевская вотчина князя Д.М. Пожарского, спасителя Москвы и всей России от польских завоевателей в 1612 году».

В 1613 году в память об освобождении Москвы от поляков царь Михаил Федорович установил 22 октября по старому стилю церковно-государственный праздник в честь Казанской иконы Божией Матери (с этим образом ополчение сражалось под стенами Новодевичьего монастыря, а затем освобождало Кремль). В 1649 году царь Алексей Михайлович подтвердил высокий статус праздника, постановив «празновать Пречистой Богородице, явлению чюдотворныя иконы Казанския, во всех городех, по вся годы». В 1818 году по указу императора Александра I на Красной площади был установлен памятник «Гражданину Минину и князю Пожарскому» работы скульптора Ивана Мартоса.

В современной России День народного единства отмечается ежегодно с 2005 года. Официальный статус праздник получил после принятия 29 декабря 2004 года поправок в федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика