Русский театр: от Петрушки до профессиональных актеров

Театр Петрушки: 100 лет веселья
Героя звали Петрушкой, Петром Ивановичем Уксусовым, Ванькой Рататуем. Он стал главным героем русского народного кукольного театра. Петрушечная комедия была очень любима в России с конца XVIII века. Петрушечники выступали на ярмарках и гуляньях, показывая свою незамысловатую комедию по нескольку раз в день. Такой театр обычно состоял из складной ширмы, набора кукол, шарманки или скрипки, а также самого кукольника и его помощника – музыканта. В любое время и в любом месте они выставляли свой «театр» прямо под открытым небом. Любовь народа к кукольному герою объяснялась злободневностью и сатирической направленностью петрушечной комедии, а также простотой и доступностью театра любому возрасту и сословию. Одет был Петрушка в красную рубаху, плисовые штаны, заправленные в сапоги, на голове колпак. Часто его наделяли еще и горбом. Это был маленький живой человечек с длинным носом и резким, визгливым голосом. Для этого кукловод должен был положить на язык маленькое устройство из двух костяных пластинок, внутри которых была укреплена узкая полоска полотняной ленточки. У хороших кукольников Петрушка вступал в переговоры и объяснения с публикой – это был один из самых живых эпизодов представления.
Дальше наш герой сообщал о своей женитьбе и расписывал достоинства невесты и приданое. Являлась крупная нарумяненная девица «хромая на один глаз». Потом Петрушка покупал лошадь у цыгана, который хвалил товар: «…не конь, а диво, бежит – дрожит, а упадет, так и не встанет». Герой садился на лошадь и тут же падал с нее, начиная стонать и звать доктора. Доктор хвалил себя: «Я доктор, с Кузнецкого моста пекарь, лекарь и аптекарь. Ко мне людей ведут на ногах, а от меня везут на дрогах…» и т.д. На ширме всегда было два героя: Петрушка и еще кто-либо, так как петрушечник (кукловод) мог управлять одновременно только двумя куклами, держа каждую из них в руке.
Музыкант сопровождал действие музыкой и был собеседником Петрушки. В европейских культурах тоже существовали подобные герои театра кукол: Кашпарек в Чехии, Кашперло в Германии. Почти 100 лет существовал Театр Петрушки, с которого и начался профессиональный кукольный театр.

Комедиальная храмина
— театральное здание, выстроенное в Москве в 1702 году на Красной площади, против Никольских ворот Кремля. Театральное помещение выстроено по приказу царя Петра I для публичного государственного театра. Новый театр значительно отличался от театра при дворе царя Алексея Михайловича.
Петровский театр был общедоступным, он был рассчитан не на придворную публику, а на городского зрителя. Петр I придавал этому театру большое значение. Находясь в Архангельском, он не забывал следить за выполнением его указа о строительстве театра в Москве. Идея Петра встретила сопротивление со стороны хранителей старого стиля жизни. Им не нравилось расположение театра в самом центре древней русской столицы. К концу 1702 года «Комедиальная храмина» была готова. По идее Петра I театр должен был воспитывать общество в духе патриотизма, прославлять Российское государство и самого Петра Великого, быть культурным развлечением. Труппа театра состояла из немецких актеров, возглавлял ее антрепренер Кунст. Спектакли шли на немецком языке. Но публика ходила в театр неохотно. Иногда на спектакле присутствовало не более 25 человек. Причиной этого была иноземная труппа и иноземный репертуар. Театр был оторван от русской жизни. Не зная русской жизни, немцы не хотели «строить комедию» на русский лад, они не могли обучать русских актеров. В 1706 году «Комедиальная храмина» была закрыта, актеры распущены, костюмы и декорации перевезены во дворец сестры Петра I Натальи Алексеевны, имевшей придворный театр.

Театр Федора Волкова
В 1750 г. начались представления театра, организованного в Ярославле Федором Волковым.
Федор Григорьевич Волков (1728 – 1763) был пасынком ярославского купца и промышленника Полушкина. Его детство и юность прошли в старинных русских городах Ярославле и Костроме. Ярославль того времени был одним из крупнейших торговых и промышленных центров средней полосы России. Ярославцы были знакомы с театральными представлениями: в доме купцов игрались комедии, а в духовной семинарии – школьные драмы. Волков был человеком одаренным, его страсть к театру выявилась рано, он получил разностороннее образование – сначала дома, потом в Москве. Там он познакомился с театром Славяно-греко-латинской Академии, а в Петербурге увидел итальянский театр. В открытом в Ярославле Ф. Волковым театре играла группа любителей («Охочих комедиантов»). Они были объединены целью создания занимательного и поучительного зрелища. Первоначально театр помещался в старом кожевенном амбаре, оборудованным усилиями Волкова для театральных представлений. С первых спектаклей театр имел большой успех у публики, он, по сути, стал городским общедоступным и профессиональным. Но театру нужно было новое здание, на которое по инициативе Федора Волкова были собраны необходимые средства.
При строительстве Волков выступал и архитектором, и живописцем, и машинистом, а затем директором и первым актером. В 1751 году известие о Ярославском театре доходит до Петербурга, и 5 января 1752 года по указу императрицы Елизаветы Петровны труппа приглашается в столицу. Правительство полагало, что эта труппа станет основой для создания русского отечественного театра. В начале февраля 1752 года состоялось первое публичное выступление Ярославской труппы. А 30 августа 1756 г. от имени императрицы был дан указ Сенату об «учреждении Русского для представлений трагедий и комедий театра».
В отличие от придворных театров он был общедоступным и давал платные представления для относительно широких слоев городской публики. Репертуар театра составляли русские драматические произведения, преимущественно трагедии А.П. Сумарокова. Ядро труппы составляли русские профессиональные актеры из числа ярославских комедиантов – Ф. Волков, И. Дмитревский, Я. Шумский.
На сцене профессионального театра актер был уже не потешником, а художником – артистом, ибо он должен был обладать культурой, знаниями для того, чтобы понять смысл драмы, ее идею, и донести ее до публики. В начале 1763 г. Волков выступил в качестве режиссера – постановщика маскарада «Торжествующая Минерва», организованного по случаю коронации Екатерины II. Цель маскарада – прославление императрицы. Три дня продолжался маскарад, а завершился он большим гуляньем. Эта поразившая современников великолепная организация столь сложного массового зрелища говорит об исключительных режиссерских способностях Ф. Волкова. Он всем руководил сам и всюду поспевал. Федор Волков в апреле 1763 г. скончался. Его могила находится на кладбище Спасо-Андроникова монастыря в Москве.
Волков был уникальным театральным деятелем, объявившим многие стороны театрального искусства. Ярославский драматический академический театр, открытый в 1750 году, один из старейших театров России. Имя Ф. Волкова ему было присвоено в 1911 году.

Университетский театр
Создан при Московском университете в 1757 году, в нем играли студенты и воспитанники университетской гимназии. Театр был создан с целью открыть учащимся «новое поприще к развитию и образованию их способностей», а также сблизить университет с обществом. Театром руководил известный русский драматург М.М. Херасков. Деятельность Университетского театра была связана с просветительскими традициями М.В. Ломоносова и его последователей. В спектаклях этого театра принимали участие Д.И. Фонвизин,
Я. Булгаков, И.Ф. Богданович, В.А. Троепольский, ставшие впоследствии видными деятелями русской литературы, науки и искусства. Сначала спектакли были закрытыми, но вскоре представления начали давать на святках и во время Масленицы в университетском помещении.
А с 1759 г. их показывали уже широкой публике, т.е. они стали публичными. Руководство университета и покровительствующий ему граф И.И. Шувалов поощряли профессионализацию студенческой труппы. В Университетском театре начали свою деятельность первые профессиональные актрисы – Т.М. Троепольская, А.М. Михайлова, актеры И.Ф. Лапин,
И. Соколов и другие. Ставили спектакли Сумарокова, Мольера, Хераскова. Позже на основе Университетского театра и Московского Российского театра возникли Петровский театр (1780 г.) и Малый театр (1824 г.).

Театры Шереметевых
В театральной жизни конца XVIII – начале XIX вв. исключительное место занимали крепостные театры Шереметевых. Их было несколько: в подмосковной усадьбе Кусково располагалось три сцены – Старый (или Закрытый) театр, Новый театр, Воздушный театр (назывался так потому, что находился в парке, на открытой природной площадке).
Был у Шереметевых театр в Москве: на Никольской улице и Воздвиженке, театр – дворец в Останкино, сохранившийся до наших дней. Шереметевы – род богатый и знатный. Театром начал увлекаться Петр Борисович Шереметев (1713 – 1788), принадлежавший к придворной верхушке старого дворянства. В 1773 году он передал свой театр в ведение сына – Николая Петровича, только что вернувшегося из-за границы. Молодой граф собрал огромную, в 16 тысяч томов, библиотеку. Среди них половину составляли книги по театру, музыке, литературе. Шереметевские театры были независимы от публики, не стремились улучшать нравы и моральные качества своих титулованных зрителей. Театр Шереметевых был культурным предприятием, изысканным развлечением. Интересно одно обстоятельство: в отличие от крепостных театров, дающих спектакли в дни праздников, именин, прочих семейных событий их владельцев, спектакли у Шереметевых устраивались регулярно: два раза в неделю. Вход был бесплатным. Николай Петрович был влюблен. Его возлюбленная – крепостная графа Шереметева Параша Жемчугова – лучшая актриса театра. Но на сцене все было благополучней, чем в ее жизни.
Для театральных представлений за 30 лет существования театра был создан огромный гардероб костюмов: пять тысяч различных театральных одежд занимали 265 сундуков и коробов. До 60 различных тканей употреблялось на пошивку костюмов. Нам сейчас интересны даже их названия, забытые и исчезнувшие: крашенина, китайка, миткаль, коленкор, набойка, креп, канифас, грезет, флер, глазет, три и другие. Театральные декорации были столь же роскошны, как костюмы. 10 театральных занавесов, сменявшихся в разных спектаклях, отделяли сцену от публики. В Шереметевском театре заботились о фееричности и зрелищности спектакля. Умели изобразить на сцене пожар, создавали эффект ночи, а для изображения грозы граф Шереметев выписал из Парижа специальное устройство – театральную машину. Театры Шереметевых принято называть крепостными, т.к. играли и были задействованы крепостные актеры, певцы, музыканты, композиторы, живописцы. В труппу входило свыше 200 человек. Талантливые крепостные живописцы Г. Леухин, С. Калинин, композитор С. Дегтярев, актрисы Т. Шлыкова – Гранатова, П. Ковалева – Жемчугова, режиссер и драматург В. Воробьевский вошли в историю русского искусства.
Известны также крепостные театры князя Юсупова в подмосковном Архангельском, А. Гагарина, А. Нарышкина, Д. Голицына и других.

Галина Минина

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика