С фанатичной преданностью делу борьбы

В 90-х годах XIX века Россия переживала свою первую индустриальную революцию.

По всей стране возникали новые промышленные предприятия. По темпам своего развития страна опережала многие европейские державы. Не составил исключения и Иваново-Вознесенский промышленный регион, где издавна население занималось ткачеством. В этот период модернизировались старые фабричные предприятия, строились новые, начал активно обновляться станочный парк [1]. Этот процесс удивительным образом сочетался с полуфеодальными устоями, неразвитостью, забитостью основной массы населения, что в конечном счете привело к усилению эксплуатации рабочих, невыносимым условиям жизни и первым выступлениям иваново-вознесенских ткачей. Из рабочей среды сразу же выдвинулась революционно настроенная молодежь, жаждавшая знаний и борьбы против произвола фабрикантов. Среди этих «первых борцов» особо выделяется колоритная фигура рабочего-революционера поэта и мемуариста Никифора Ивановича Махова (1875-1938 гг.). Его жизнь и судьба типична для рабочей среды конца XIX века.

Н.И. Махов родился 25 мая 1875 года в селе Стебачёво Суздальского уезда (ныне Тейковский район Ивановской области). Грамоте обучался на дому с шести лет, а затем в Кибергинской народной школе. Рос в религиозной семье: десятилетним мальчиком совершил стокилометровое паломничество по монастырям, бывал в Троице-Сергиевой лавре. С одиннадцати лет занимался домашним ткачеством — разматывал пряжу в «светелке». Когда Никифору исполнилось 15 лет, он поступил на гарелинскую фабрику в г. Иваново-Вознесенске на должность самотасчика [2].

Пятнадцатичасовой рабочий день, мизерная зарплата, казарменные условия жизни заставили мальчика уволиться и отправиться в село Писцово к дяде Григорию Хазову учиться механическому ткачеству. Должность ткача давала возможность работы по 9 часов в день и более высокий оклад. После обучения Никифор работал ткачом на фабрике Зубкова, Каретниковых (с.Тейково), Дербенева. Частая смена мест работы объяснялась развитым не по годам у Н.И. Махова чувства справедливости, протеста против произвола хозяев. В свободное время юноша много читал, впервые познакомился с хорошей художественной литературой. В этот же период монотонные условия жизни приводят Н.И. Махова (как он сам вспоминал) к потере смысла жизни и веры в Бога [3]. Выход из кризиса стал возможен после знакомства с приказчиком книжной лавки Н.Н. Кудряшевым — рабочим революционером, который познакомил Никифора с членами социал-демократического рабочего кружка.

            По сравнению с другими подобными кружками России Иваново-Вознесенский и Кохомский социал-демократические организации были исключительно рабочими по своему составу, с очень незначительным участием представителей интеллигенции. С самого начала рабочие принимали активное участие в руководстве кружками. Здесь шла активная работа по подготовке пропагандистов и организаторов, постоянно поддерживалась связь с рабочими организациями Шуи, Кохмы [4].

Первый марксистский рабочий кружок возник в Иваново-Вознесенске в ноябре 1892 года по инициативе бывшего народника, студента Технологического института Ф.А. Кондратьева и учительницы О.А. Варенцовой. В него вошла рабочая молодежь — Н.Н. Кудряшев, Е.В. Новиков, А.Д. Трегубов, К.Н. Отроков, М.А. Богачев, Е. и С. Гаравины. Молодые рабочие пополняли библиотеку кружка, вели пропагандистскую работу на фабриках, привлекали новых членов организации из рабочей среды, провели первую маёвку в 1893 году [5]. В 1984 году Ф.А. Кондратьев познакомился с С.П. Шестерненым, назначенным судьей в г. Иваново-Вознесенск, который стал связующим звеном с социал-демократическими организациями Петербурга и Москвы. Петербургский «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» присылал литературу, интересовался сведениями о положении рабочих, оказывал материальную помощь бастующим ткачам [6].

В 1894 году кружок уже насчитывал 15 человек. Н.И. Махов сразу же занял активную позицию среди членов организации. Знаменательным событием в жизни кружка стало празднование Первомая 1895 года на реке Талка около фабрики П.Витовой в сосновом бору. Здесь Никифор первый из рабочих публично выступил с политической речью, горячо поддержав идею Ф.А. Кондратьева, А.А. Евдокимова, А.Ф. Обухова о создании «Иваново-Вознесенского рабочего союза» [7].

После организации рабочего союза работа развернулась очень широко. Н.И. Махов вместе с М.А. Багаевым, К.Г. Жаровым, В.И. Беловым содержали конспиративную квартиру, организовывали собрания членов союза, хранили нелегальную литературу. Председатель союза Ф.А. Кондратьев и казначей А.А. Евдокимов продолжили подготовку агитаторов и пропагандистов. Членам союза было предложено писать конспекты для бесед с рабочими и саморазвития. Н.И. Махов отмечал, что так вырабатывалась рабочее мышление и речь [8]. Оно еще было неопределённое, «межеумочное», крепко попахивавшее народническим благодушием. Строго марксистской точки зрения на занятиях не проводилось. Сам Кондратьев, как вспоминал позднее Махов, стоял на грани двух течений мысли и делил свои симпатии между народничеством и марксизмом [9].

Но рабочий состав союза в процессе своего развития начинал делать решительный сдвиг в сторону марксизма, активной политической работы в рабочих массах. Это отчетливо проявилось в 1895 году во время стихийной стачки на фабрике «Товарищества Иваново-Вознесенской мануфактуры» («Кампания»). Н.И. Махов и М.А. Багаев сразу же подняли вопрос об участие рабочего союза в стачке. Мнения разделились. Было принято решение на добровольных началах поручить руководство стачкой Н.И. Махову и М.А. Багаеву. Они активно помогали забастовщикам вырабатывать требования, предъявляемые фабрикантам. Махов из толпы от имени забастовщиков вел переговоры с фабричным инспектором и полицмейстером. Администрация была удивлена толково составленными и аргументированными требованиями. Багаев выступил с речью перед двухтысячной толпой бастующих с призывом к организованной борьбе с буржуазией и царизмом. Выступления рабочих революционеров имело широкий общественный резонанс. В нелегальной брошюре, изданной в 1900 году в Женеве «Рабочее движение в Иваново-Вознесенском районе за последние 15 лет» отмечалась активная роль Н.И. Махова и М.А. Багаева. Рабочие с особой теплотой вспоминали их во время большой стачки 1897-1898 годов. За их интеллигентность, знания рабочие называли агитаторов «студентами». Из-за полицейского преследования М.А. Багаев был вынужден скрыться и уехать в Санкт-Петербург. Н.И. Махов в одиночку продолжил работу среди бастующих. Он организовал стачечный комитет, но арест его участников заставил революционера выйти из активной работы среди бастующих. Махову пришлось сменить квартиру и переехать в местечко «Ямы», где продолжились занятия с членами рабочего союза [10]. Члены «Иваново-Вознесенского рабочего союза» вместе на двух конспиративных квартирах встретили наступающий 1896 год. Всем участникам было предложено выступить. На квартире у А.А. Евдокимова поэт-революционер Н.И. Махов прочитал свое стихотворение «На новый год», выражавшее стремление организации ниспровергнуть капиталистический строй [11].

В январе 1896 года из-за предательства двух членов организации В. Закса и В.И. Муравьева, начались обыски и аресты. Не миновала эта судьба и Махова. 29 января он был арестован, у него обнаружили нелегальную литературу. За недостаточностью улик, после двухмесячного тюремного содержания он был освобожден и отправлен к родителям по месту рождения в село Стебачёво. В июне 1897 года началась вторая волна арестов и обысков в г. Шуя и в г. Иваново-Вознесенске. Н.И. Махов был снова арестован в селе Стебачёво, по доносу, за активную агитацию среди местных крестьян. В ходе судебного процесса 7 августа 1897 года он получил два месяца тюремного заключения и один год гласного надзора. После оглашения приговора отец и сын Маховы были высланы в г. Харьков, туда же был выслан и руководитель организации Ф.А. Кондратьев [12]. Но «Иваново-Вознесенский союз» продолжил работу под руководством О.А. Варенцовой. В 1897 на 12 предприятиях г. Иваново-Вознесенска бастовало более 8 тысяч человек [13]. История первого рабочего союза драматична. В 1897-1898 годах его ждали новые два разгрома полицией. Но именно членами этой первой социал-демократической организации была создана база, подготовлены рабочие кадры для дальнейшего развития борьбы трудящихся Иваново-Вознесенского региона.

В октябре 1897 года Никифор Махов прибыл в г. Харьков для отбытия гласного надзора полиции. В первое время в незнакомом городе его связи ограничивались с гласно-надзорными Ф.А. Кондратьевым и А.А. Евдокимовым. Не имея средств к существованию Н.И. Махов был поддержан Кондратьевым. С его помощью устроился на Харьковский паровозостроительный завод в качестве фрезеровщика. Быстро приобрел знакомство среди рабочих и пользовался у них известным авторитетом. Страстная целеустремленная натура Н.И. Махова требовала активных действий. Агитация и пропаганда становятся основным делом его жизни в г. Харькове. Замеченный в неблагонадежности Н.И. Махов был уволен с завода. Увольнения за пропаганду последовали и с Бельгийского механического завода, и с Канатного завода. Слишком активный, незнакомый рабочим человек вызывал у них подозрения. Особенно их отпугивала слишком страстная, бескомпромиссная и его открытая агитационная деятельность, похожая порой на сумасшествие [14].

Политические взгляды Никифора Махова под влиянием ряда обстоятельств — оторванность от знакомой рабочей среды, определенное влияние Ф.А. Кондратьева и А.А. Евдокимова, бывших народников, скатившихся к экономизму, претерпели изменения. Но экономистом в полном смысле этого слова его назвать вряд ли возможно. Его пытливая, ищущая своего места в борьбе, натура вырабатывает свои специфические политические взгляды, свойственные раннему периоду рабочего движения. Это очень точно подметил полковник Маврин в материалах Харьковского жандармского управления: «По своим убеждениям Махов представляет собой ярого последователя учения К. Маркса. Особо его привлекает изречение Маркса, что освобождение рабочих должно быть произведено самими рабочими.» Эта мысль легла в основании его убеждений в рабочей пропаганде. Он не допускает вмешательства и руководства интеллигенции в делах рабочих и на этой почве у него неоднократно происходили недоразумения с Ф.А. Кондратьевым, доказывавшим, что рабочие как бы они не были развиты, без руководства интеллигенции обходиться не могут.

Это подтверждает сам Н.И. Махов в письме к Д. Бутину «Вопрос о рабочих и интеллигенции — далеко не пустяки, это вопрос первейшей важности, принципиальный вопрос и его игнорировать нельзя и непростительно. Ты должен знать, что наши интересы и интересы интеллигенции не одни и те же. Мы не должны идти на поводу у нее, а свободно, т.е. идти с ней тогда, когда это нам интересно. Иначе мы будем уведены ею на не интересный для нас путь» [15]. Эти взгляды разделяла близкая к Н.И. Махову учительница воскресной школы Е.Т. Трутовская. Она занималась с ним в воскресной школе и помогала материально. Под его влиянием она не допускала в рабочие кружки паровозостроительного завода интеллигентов.

В феврале 1899 года Н.И. Махову удалось войти в организацию харьковских ремесленников и одновременно познакомиться с экономистами Яковым Иоффе и Зеликом Финкельштейном. Благодаря Махову Иоффе познакомился с Е.Т. Трутовской и вопреки убеждениям Н.И. Махова установил связь интеллигенции с рабочими кружками. Н. Махов и Я. Иоффе в решении задачи по объединению кружков в единую организацию составили программу «Харьковского социал-демократического союза ремесленников», правила работы и конспирации. Согласно агентурным данным полиции преступные воззвания Н.И. Махова (псевдоним «Фор») распространялись на заводах г. Харькова. В конце 1899 года двадцатипятилетний Н.И. Махов был арестован по делу Харьковского социал-демократического союза ремесленников у себя на родине в селе Стебачёво и помещен во Владимирскую губернскую тюрьму, откуда позднее переведен в г. Харьков для следствия и суда. В ходе процесса департамент полиции из всех обвиняемых особо выделял по своему упорству, нежеланию давать показания подсудимого Н.И. Махова. Следствие отмечало его «фанатическую преданность рабочему делу, полную политическую неблагонадежность». именно поэтому из всех 43 привлеченных к дознанию только один Н.И. Махов был выслан в Восточную Сибирь на три года. Остальные 42 обвиняемых были подвергнуты надзору по месту рождения [16].

До объявления приговора в феврале 1901 года Н.И. Махов провел в тюрьме, а затем по этапу через пересыльные тюрьмы отправлен в Восточную Сибирь [17].

Свой срок ссылки он отбывал в Енисейской губернии, Ачинском уезде. В октябре 1901 года в газете «Искра» №9 в корреспонденции «В Сибирской тюрьме» было помещено письмо Н.И. Махова об пытках и истязаниях, которым он подвергся в Ачинской уездной тюрьме [18]. Как и многие ссыльные Н.И. Махов вынужден был постоянно подрабатывать, чтобы выжить. В 1902 году он работал батраком на полевых работах [19]. В 1903 году по пути из Красноярска к нему заехал А.М. Трунов. В г. Харькове Трунов и Махов учились в воскресной школе, где и познакомились. Уже в г. Ачинске Н.М. Махов жаловался другу на ревматизм, полученный в пересыльных тюрьмах [20].

В разгар первой русской революции в июне 1905 года Н.М. Махов возвращается в г. Харьков. Он участвует в восстании харьковских рабочих в феврале 1906 года, подвергается аресту, но был выпущен по недостатку улик [21].

В феврале 1907 года из-за преследования полицией Махов переезжает в Москву, где арестовывается полицией в четвертый раз, но выпускается из-за недостаточности улик. В незнакомом городе, подорвавший свое здоровье, Н.И. Махов вынужден был искать более приемлемый характер работы. Он служил конторщиком рынка, зав. столовой на одном из заводов, неоднократно арестовывался за пропаганду, но опыт, полученный в ходе подпольной деятельности, позволял ему выходить «сухим из воды».

В 1912 году Н.И. Махов записывается слушателем кооперативных курсов при университете Шанявского в г. Москве, а также проходит курсы товароведов и счетоводов.

В годы первой мировой войны он работает в Союзе городов и в 1917 г. командируется в г. Владивосток. Здесь в период начавшейся революции в феврале 1917 года он избирается депутатом Владивостокского Совета рабочих и солдатских депутатов и одновременно заместителем председателя исполкома Совета. Под влиянием известного меньшевика Н.И. Суханова Н.И. Махов объявляет себя социал-демократом-интернационалистом [22].

Подобные колебания Н.И. Махова вполне объяснимы. Его страстная увлеченность борьбой с несправедливостью, желанием самому познать истину, недостаточностью образования, зачастую приводили к подобной смене политической ориентации.

В сентябре 1917 года Исполком Владивостокского Совета командирует Н.И. Махова в крупные города Сибири для разъяснения позиции Совета. Он посещает города Красноярск, Омск, Томск и, наконец, в октябре 1917 года прибывает в Москву в разгар боев с юнкерами и офицерскими отрядами.

Судьба уготовила ему поистине знаковую встречу с О.А. Варенцовой, которая помнила его, как активного члена «Иваново-Вознесенского рабочего союза». Будучи членом московского военного комитета, она назначила Н.И. Махова начальником разведгруппы, действовавшей в районе городской телефонной станции. В ее составе он принимал активное участие в боях с белогвардейцами на улицах Москвы [23].

Оказавшись в знакомой рабочей среде, Н.И. Махов быстро эволюционировал в сторону большевизма. О.А. Воронцова отмечала позднее, что «социально-экономических корней для процветания экономизма в г. Иваново-Вознесенске не было. Здесь царило равенство всеобщего порабощения. Радикальная интеллигенция находилась в ничтожном числе.» Именно поэтому, вопрос об экономизме «не был в начале 90-х годов XIX века боевым, злободневным». Она особо подчеркивала, что «первые руководители Ф.А. Кондратьев и А.А. Евдокимов были социал-демократами. Трэдюнионистами они сделались уже в г. Харькове и попытались свои новые взгляды привить своим прежним ученикам» [24]. Тернистый путь Н.И. Махова тому подтверждение.

После победы Советской власти в 1918 году Н.И. Махов работал в Москве в «Центротекстиле», хлопковом комитете, участвовал в работе «Первого Всероссийского съезда текстильщиков». В январе 1919 года он наконец вернулся в Иваново-Вознесенск, где активно работал в губпродкоме, председателем Кибергинского волисполкома. С 1923 по 1932 года он продолжил свою деятельность в кооперативных и государственно-торговых организациях г. Иваново-Вознесенск, оставаясь по прежнему принципиальным, бескомпромиссным человеком. «Беспартийный большевик» — так характеризовали его товарищи по борьбе и работе.

В 1932 году по постановлению ВЦИК РСФСР Н.И. Махову была назначена персональная пенсия. Годы ссылки, аресты, тюрьмы сказались на его здоровье [25]. Кипучая натура Никифора Ивановича требовала выхода, он активно занимается литературным творчеством. В этот период Махов работал над своими воспоминаниями, собирал материал по истории рабочего движения в г. Иваново-Вознесенск, вплоть до своей смерти 12 октября 1938 года.

Удивительная жизнь Н.И. Махова была целиком посвящена делу борьбы за интересы трудящихся. Он был одним из первых рабочих революционеров активно выступавших и искавших свое место в общей борьбе рабочего класса.

 

Библиографический список

  1. Козлов Ю.В., Дьяков А.Б., Бурова А.Ю. «Мы хотим всем рекордам вашим громкие дать имена: к предыстории виноградовского движения в Ивановской области». // Информационная среда Вуза. Материалы XXIV Международной научно-технической конференции. Иваново: ИВГПУ, 2017. С. 294-300;

Козлов Ю.В., Дьяков А.Б., Бурова А.Ю. «Самоотверженный работник текстильной промышленности — инженер Николай Борисович Рожков». // Информационная среда Вуза. Материалы XXIV Международной научно-технической конференции. Иваново: ИВГПУ, 2017. С. 301-305;

  1. Махов Н.И. «Стебачевский грамотей». // Слияние времен — 2. Литературно-художественный альманах тейковских авторов. Иваново: Прес.Сто, 2015. С. 167;

Махов Н.И. «Жизнь минувшая». Иваново: Гос.изд-во Ивановской обл., 1939. С. 56-67.

  1. Там же, С. 72-81.
  2. Государственный архив Ивановской области (ГАИО), ф. 282. оп. 5, д. 22, л. 1-2.
  3. Там же, л. 65, 68-72.
  4. Там же, ф. 282, оп. 1, д. 59, л. 3-4.
  5. Там же, ф. 282, оп. 5, д. 1, л. 33; ф. 281, оп. 1, д. 60, л. 1-2; Махов Н.И. Жизнь минувшая. С. 86.
  6. Махов Н.И. Указ. соч. С. 90.
  7. Махов Н.И. Указ. соч. С. 101.
  8. Багаев М.А. «За десять лет». М.: Госиздат, 1930. С. 40-41.; ГАИО, ф. 282, оп. 3, ед.хр.887, л. 5; Багаев М.А. «Рабочее и революционное движение в Иваново-Вознесенске с 1892 по 1902 гг. По личным воспоминаниям». Рукопись // ГАИО, ф. 282, оп. 1, д. 18, л. 34-35; Махов Н.И. Указ. соч. С. 107-109.
  9. ГАИО, ф. 282, оп. 3, ед. хр. 887, л. 5; Махов Н.И. Воспоминания о социал-демократическом движении в Иваново-Вознесенском районе в 1883-1898 гг. Рукопись // ГАИО, ф. 282, оп. 1, д. 46, л. 59-61.
  10. ГАИО, ф. 281, оп. 1, д. 60, л. 3; Багаев М.А. Указ.соч. С. 45, 51-52, 56.
  11. ГАИО, ф. 282, оп. 1, д. 3, л. 27.
  12. Там же, ф. 282, оп. 3, ед. хр. 287, л. 7.
  13. Там же, л. 7.
  14. Там же, л. 8.
  15. Там же, л. 2.
  16. Там же, л. 2; ф. 281, оп. 1, д. 891, л. 80.
  17. Там же, ф. 282, оп. 3, д. 887, л. 15.
  18. Там же, ф. 281, оп. 1, д. 60, л. 3.
  19. Там же, ф. 282, оп. 3, д. 887, л. 17, 15.
  20. Там же, л. 17.
  21. Там же, л. 17, 22.
  22. Там же, ф. 282, оп. 1, д. 1, л. 8.
  23. Там же, ф. 282, оп. 3, ед. хр. 887, л. 15, 17, 22.

 

Авторы: Доцент  кафедры Отечественной истории к.и.н. Козлов Юрий Викторович

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика