«Слава о его проповедях быстро разошлась по округе»

Из истории становления церкви в честь Усекновения главы Иоанна Крестителя


Когда-то в селе Кибергино существовал Предтеченский мужской монастырь. Время основания монастыря неизвестно. В нем были две церкви: во имя Святой Живоначальной Троицы и в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. В 17 веке монастырь имел 53 двора крестьян и свое подворье в Суздале в кремле. Упразднен монастырь при учреждении монастырских штатов в 1764 году.
До наших дней сохранилась церковь в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Кирпичные стены побелены по кладке. В 1-й половине 19 в. была сооружена колокольня. В 1873 году с северной и южной сторон к четверику пристроены приделы, охватившие и большую часть алтаря; тогда же надстроен барабан и расширена трапезная. Завершение колокольни было утрачено, но восстановлено в наше время. Характерный для данного региона барочный сельский храм с приделами и колокольней в формах классицизма.
Сохранились фрагменты иконописи 2-й пол. 19 в. на сводах четверика и остатки поздних иконостасов в приделах.
Из жизни священника отца Александра
ХХ столетие вошло в историю государства Российского как век гонений на Православную Церковь. Век жестокий, кровавый, унесший миллионы неповинных душ. Сколько именно представителей духовенства и мирян пострадали за веру во Христа в годы репрессий советской власти, установить сложно. Претерпев страдания и смерть, они до конца стояли за веру, за Русь святую. Многие из них уже причислены к Собору новомучеников и исповедников Российских. Собор продолжает пополняться новыми именами. Среди них оказалось имя Александра Поспелова.
Священномученик Александр родился 21 марта 1883 года в городе Владимире, в семье чиновника государственного казначейства, коллежского асессора Василия Владимировича Поспелова.
После смерти Василия Владимировича в 1898 году попечение о сиротах взяли на себя родственники: сестры покойной матери ребятишек и ее брат, священник Михаил Антонович Крылов. Благодаря их поддержке Александр и Николай получили хорошее образование. Александр окончил Владимирскую духовную семинарию и был направлен в село Ваганово Владимирской губернии, где, по-видимому, стал работать учителем в школе. Здесь он познакомился с дочерью диакона Лидией Константиновной Тимофеевской, которая тоже была учительницей. Они поженились, и впоследствии у них родилось шестеро детей — пятеро сыновей и дочь (два сына умерли в младенчестве).
Если говорить о географии пастырского служения, то рукоположенный в сан диакона в 1904 году, а впоследствии — во священника Александр Васильевич служил некоторое время в селе Ваганове Владимирского уезда, а затем в храме в селе Тетерине Торчинской волости Суздальского уезда Владимирской губернии, где и пришлось ему встретить одно из самых беспощаднейших гонений в истории Церкви. Условия жизни стали настолько суровыми, что ради прокормления семьи отцу Александру пришлось подрабатывать счетоводом в потребкооперации.
Суждено было Александру Поспелову послужить и в селе Кибергино. В марте 1929 года там скончался священник. На похороны приехали батюшки из соседних приходов. Был среди них и отец Александр Поспелов. После панихиды староста и прихожане пригласили его послужить в их храме в ближайшее воскресенье. Отец Александр согласился. Людям понравилось, как он ведет службу и произносит проповедь. Они стали уговаривать батюшку остаться у них постоянно и обратились к архиерею Иваново-Вознесенскому, чтобы тот благословил отца Александра служить в их селе. Так о. Александр переехал в Кибергино.
Личность отца Александра впечатляет. Известно, что он был прекрасным проповедником и отзывчивым пастырем для своих прихожан, которые постоянно приходили за решением тех или иных вопросов к нему домой. С любимым батюшкой они делились своими бедами и горестями. Отец Александр с большой ответственностью относился к слову, особенно к произносимому в церкви за богослужением. Он всегда тщательно готовился к проповедям, прочитывая накануне массу литературы. Текст проповеди он писал заранее, но, когда выходил на амвон, никогда не пользовался записями, предпочитая живое слово.
Слава о его проповедях быстро разошлась по округе, и к нему в храм стали ходить даже те, для кого тропинка к церкви давно казалась заросшей. Говорил священник проповеди не отвлеченно, но обращаясь к каждому, так что прихожане чувствовали, что священник – соучастник и сопереживатель всех их проблем. Он не старался сгладить происходящее в действительности, но смотрел на вещи прямо, давая им те имена, какие они заслуживали, и если говорил о положении Церкви и верующих того времени, называл его прямо – гонением. Староста храма не раз делал по этому поводу замечания священнику, говоря: «Брось, отец Александр, проповеди, они тебя до добра не доведут». Но священник не слушал его, пока было время для проповеди — проповедовал, всегда был готов дать ответ, касающийся веры.
21 мая 1929 года в Кибергино приехали рабочие из города, намереваясь снять и уничтожить церковные колокола. В воскресенье, 9 июня, отец Александр, по обыкновению, произнес за богослужением проповедь, в которой упомянул, что в настоящее время падает благочестие, а против духовенства и верующих развернулось гонение. Проповедь была настолько сильной, настолько ярко рисовала настоящее тяжелое положение Церкви, нравственное падение народа, отсутствие православных устоев в современном мире, что многие из слушателей плакали.
Как и многих наших соотечественников, тяжелая участь политических репрессий не миновала отца Александра. Начало серьезных испытаний, проверка на прочность веры, любви ко Христу было положено 25 июня 1929 года, когда отец Александр был арестован и заключен в тюрьму в городе Шуе. На следующий день старший уполномоченный секретного отделения Шуйского окружного отдела ОГПУ Маховер выписал постановление о начале следствия по делу священника и арестованных вместе с ним крестьян.
4 июля следователь допросил священника, а 25 июля следствие по сфабрикованному делу было закончено. В обвинительном заключении дознаватель написал, что отец Александр «с целью идеологической обработки населения и направления его против советской власти и ее местных органов, для более легкого в дальнейшем извлечения пользы для себя и церкви, неоднократно пользуясь положением священника, обладая хорошим голосом, использовал религиозные предрассудки населения и говорил в церкви проповеди антисоветского характера, подогревая своим фанатизмом население, преимущественно женщин, доведя их до состояния открытой демонстрации с требованием, вопреки всем законным нормам и положениям и общественным интересам самого населения, наделить Поспелова землей и усадьбой в центре села».
3 ноября 1929 года Особое совещание при коллегии ОГПУ приговорило священника к трем годам заключения, и отец Александр был отправлен на Соловки.
Выйдя из заключения, отец Александр был возведен в сан протоиерея и назначен священником в храм села Ближне-Песочное Выксунского района Нижегородской области. Он служил вместе со своим дядей Михаилом Крыловым, который воспитывал его с младенческих лет, и с которым почти в одно время, с разрывом всего в 12 дней, суждено им было принять мученическую смерть.
Восстановление храма
В 30-е годы храм в селе Кибергино был разорен. Там был устроен склад – зернохранилище и склад минеральных удобрений. Игумен Герман, настоятель храма в селе Стебачево, обходя окрестные села с различными требами, с грустью видел разоренный храм в селе Кибергино.
В 80-х годах отец Герман попросил районные власти передать этот храм верующим. Разрешение было получено, и началось восстановление храма. Сначала нужно было вынести горы мусора, оставшегося от склада. По призыву священника жители села пришли на уборку. Каждый день приходило около ста человек из небольшого, в общем-то, села. Но мало было навести порядок — храм нуждался в капитальном ремонте. Самое сложное было поставить шпиль, снесенный в 30-е годы. Колокольню обнесли строительными лесами, жители ходили в лес за сухостоем, чтобы построить строительные леса. С большим трудом удалось сделать копию шпиля, но нужно было его еще установить на большой высоте. Устанавливали с помощью вертолета, на нем шпиль был поднят на высоту, а отец Герман с дьяконом, отцом Гавриилом, находясь на вершине колокольни, должны были раскачивающееся от лопастей вертолета основание шпиля поймать и установить на колокольню. Это происходило при огромном стечении народа. Люди с замиранием сердца наблюдали за этой опасной работой За это патриарх Пимен наградил священников орденами.
Восстанавливали храм постепенно. Сначала внутри стены просто побелили. С трудом находили церковную утварь. В советское время ее просто нигде не изготовляли. В 1990 году владыка Амвросий освятил храм Иоанна Крестителя, и в храме начались церковные службы. В 2003 году в церковь зашел художник Крайнов Юрий Михайлович и предложил старинную икону Иоанна Крестителя. За символическую плату икона была приобретена, а художник начал работу по внутренней отделке храма. Писал иконы, расписывал стены, иконостас, и постепенно храм преображался. Написал он и икону новомученника отца Александра Поспелова, служившего в храме в 30-е годы. Сейчас в храме пять престолов, что не часто встретишь и в богатых городских церквях. Центральный престол — Иоанна Крестителя, по бокам – престолы Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца. Восстановили два престола и в центральной части храма. Справа – престол Святой Живоначальной Троицы, а слева – престол Илии Пророка, на иконостасе которого художник написал и иконы канонизированной семьи последнего русского царя – Николая II.
Сейчас внутренняя отделка храма поражает своим великолепием. Нашелся мастер – резчик по дереву в поселке Липовая Роща, который украсил храм позолоченным резным деревом. В планах игумена Германа восстановить церковь в с. Зернилово.

Татьяна Полиектова,
учитель истории
Нерльской школы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика