О боевом пути Анатолия Морозова

С чего все начиналось

В ноябре 2017 года исполнилось 75 лет с начала формирования на ивановской земле французской эскадрильи «Нормандия».  Во время  Второй мировой войны полк «Нормандия» являлся символом солидарности  французского и советского народов  в борьбе с общим врагом – нацизмом.

Взяться за эту тему  меня побудила информация о том, что в нашей школе сразу после её открытия работал учитель, служивший мотористом в этом полку. Как известно, лётчиками в полку были французы. Об их подвигах и службе в России написаны мемуары, а о тех, кто обеспечивал их полёты, то есть, о техниках и мотористах, известно гораздо меньше. Мне хотелось бы восполнить этот пробел  и  рассказать о судьбе нашего земляка, уроженца тейковской земли — Анатолия Фёдоровича Морозова. Вторая причина, по которой я взялся за исследование, это то, что мои сверстники мало знают о данном эпизоде войны. Всего 20 процентов опрошенных мною одноклассников смогли ответить на вопрос, почему одна из улиц Иванова носит имя «Нормандии-Неман», кто и когда сражался в этом полку. Поэтому, приступая к работе, я ставил перед собой  цели: расширить свои знания об истории полка «Нормандия» и  описать жизненный и боевой путь нашего земляка Анатолия Фёдоровича Морозова. Для этого мне пришлось изучить мемуарные источники, Интернет-ресурсы по истории полка; обратиться в тейковский военкомат в поисках архивных документов о службе А.Ф. Морозова; найти родственников А.Ф. Морозова, записать их воспоминания,  оформить собранный материал.

 

История формирования полка «Нормандия»

В процессе исследования было интересно узнать, кому принадлежала идея создать интернациональное авиасоединение и почему полк носит двойное название – «Нормандия-Неман». Чтобы ответить на эти вопросы, пришлось составить историческую справку об участии Франции во Второй мировой войне.

Сопротивление Франции войскам нацистской Германии в 1940 году продолжалось всего 1 месяц и 9 дней до полной капитуляции. Всё атлантическое побережье и северная часть страны были оккупированы Германией, а в южной части было создано марионеточное государство, управляемое профашистским правительством в Виши. Лидер патриотического освободительного движения генерал Шарль де Голль, находясь в Лондоне,  обратился к французам с призывом о создании движения Сопротивления в самой Франции и Вооружённых сил Свободной Франции. В Лондоне и в других местах французские лётчики изъявили желание добровольного участия в войне против гитлеровцев, но Великобритания предложила им сражаться в рядах Королевских военно-воздушных сил, что не устраивало генерала де Голля. Выход был найден, когда Германия напала на Советский Союз.  В марте 1942 г. генерал де Голль через А.Е. Богомолова, чрезвычайного и полномочного посла СССР при Союзных правительствах в Лондоне, обратился к советскому правительству с предложением о совместных военных действиях французских и советских лётчиков на Восточном фронте. Сталин одобрил проект: он надеялся, что де Голль выступит за открытие второго фронта в Западной Европе. Прошли месяцы согласований, и только 12 ноября 1942 года СНК СССР утвердил постановление № 1806-850сс «О соглашении между командованием ВВС Красной Армии и Военным командованием сражающейся Франции об участии французских частей ВВС в операциях в Советском Союзе». 25 ноября 1942 года было подписано советско-французское соглашение о формировании на территории СССР французской авиационной эскадрильи. История её начиналась в Иванове. Именно сюда 29 и 30 ноября 1942 года на трёх самолётах прибыла первая группа военнослужащих эскадрильи. В неё входило 14 боевых пилотов, 2 пилота связи,  переводчик, врач и 25 техников. Французский генерал Марсиаль Вален ввёл обычай называть авиасоединения в честь французских провинций, а эскадрильи – в честь городов этих провинций, чтобы отличаться от традиционных номерных частей, как это было в собственно Франции. Личный состав новой воинской части выбрал название «Нормандия».

 

Наши земляки в составе полка «Нормандия»

Первоначально полк «Нормандия» был чисто французским национальным формированием. В нём служили только французские лётчики (за годы войны их было 97). Обслуживали самолёты сначала французы, затем русские. Произошло это по нескольким причинам. Как вспоминает один из ветеранов полка, наш земляк, Валентин Иванович Огурцов, французских техников не устраивали условия службы в СССР: они прибыли сюда зимой, тяжело было приспособиться к русскому холоду, пище, условиям проживания. Офицеры-лётчики имели лучшее обмундирование, паёк и денежное довольствие. Были зафиксированы случаи нарушения дисциплины со стороны французских техников (самовольное оставление воинской части без документов). Но я соглашусь с другой точкой зрения, что главной причиной замены французских техников на русских было то, что техническая документация советских самолётов не была переведена  на французский язык. Если сначала эскадрилья летала на самолётах Як-1, где стояли моторы, знакомые французам, то новые Як-9 имели уже другие моторы. Переучивать техников в боевых условиях при незнании ими русского языка было практически невозможно. Так полк «Нормандия» стал интернациональным.

Боевым крещением для полка стало участие в Курской битве летом 1943 года и освобождение Орловщины и Смоленщины. Он воевал так, что осенью 1943 г. было принято решение вывести его на отдых и пополнение в Тулу. После пополнения полк «Нормандия» имел в составе три (а с конца 1944 года — четыре) эскадрильи. В мае 1944 г. он перебазировался под Смоленск для участия в боевых действиях. В 1944 г. он прошёл в боях Смоленщину, Белоруссию, Литву, Пруссию, отличился при освобождении Витебска, Орши, Минска, форсировании реки Неман. За эту операцию полк и получил наименование  Неманский.

К концу войны из 74 авиационных механиков и мотористов в полку служило 13 наших земляков-ивановцев. Почти все были  призваны в Красную Армию в 1943 году и направлены в 22-й запасной авиаполк на аэродроме Северный г. Иваново, где прошли ускоренное обучение. Учёба продолжалась пять месяцев. В марте 1944 г. они  были направлены для прохождения службы в Тулу, где осваивали самолёты Як-1, Як-7 и Як-9. Всем выпускникам ивановской Школы младших авиационных специалистов (ШМАС) было присвоено звание «сержант» и дана специальность  «авиамоторист».

 

О боевом пути и жизни Анатолия Морозова

Одним из мотористов полка был Анатолий Фёдорович Морозов. Он родился 11 июня 1926 года в посёлке Нерль Тейковского района Ивановской области. Семья была рабочая и многодетная. Отец, Фёдор Семёнович, 1892 года рождения, и мать, Пелагея Ивановна, 1896 года рождения, вырастили троих сыновей и двух дочерей. В автобиографии Анатолий Фёдорович писал, что в 1942 году окончил 7 классов Нерльской школы и пошёл трудиться на Нерльскую фабрику «Серп и молот» в качестве ученика слесаря, затем тракториста. В 1943 вступил в ряды ВЛКСМ. 4 ноября 1943 года он был призван на срочную службу и попал в Иваново, на аэродром Северный, где стал курсантом ШМАС при 22 ЗАП (запасной авиационный полк). Военную присягу принял 23 февраля 1944 года.

22 ЗАП занимался переучиванием лётного и технического состава, формированием и комплектацией частей ВВС. Состоял он из трёх учебных эскадрилий и четырёх сборочных бригад. Первая эскадрилья занималась переучиванием на «Харрикейны», вторая – на «Китихокки», третья – на «Аэрокобры». Эти самолёты поступали к нам по ленд-лизу. В процессе исследования было интересно узнать, что на базе  22 запасного авиаполка прошли формирование и другие иностранные соединения, в частности, 1-й Латышский ночной бомбардировочный авиационный полк (март-сентябрь 1943 г.) и 1-й Чехословацкий истребительный авиаполк (апрель-июль 1944 г.).

В действующей армии  Анатолий Фёдорович находился с 25 мая 1944 г. и до конца войны. Условия фронтового быта технического персонала описаны в воспоминаниях другого нашего земляка Огурцова В.И.: «Жили в землянках-блиндажах, отапливались печками-буржуйками. Только в начале 1945-го выдали нам «лётные» куртки – те же самые ватники, только синие… Зимой проблемы были главным образом с обувью… Мы всю войну проходили в ботинках с обмотками».  Но русские механики не роптали, самоотверженно делали своё дело: приходилось на морозе работать часами, откручивать сотни болтов, чтобы, например, заменить повреждённый бак.

В 1945 году шло наступление в Восточной Пруссии. Наша армия брала один за другим города: Гумбикен, Фредмен, Кетенбург и решительным штурмом овладела Кёнигсбергом и фортом Пиллау. Конец войны застал полк в Эльбинге. По итогам 5 тысяч 240 вылетов и 869 воздушных боёв лётчики полка «Нормандия-Неман» одержали 273 подтверждённых победы и 37 неподтверждённых, а также повредили 47 самолётов противника. Из 97 пилотов 45 погибли в бою или пропали без вести, четверо стали Героями Советского Союза, а 21 — кавалерами ордена Освобождения. Кроме того, полк был удостоен ордена Почётного легиона, ордена Освобождения и Военной медали, а также советских орденов Красного знамени и Александра Невского. Был представлен к награде и герой нашего рассказа.

Сержант Морозов был награждён медалью «За боевые заслуги» приказом  от  22 февраля 1945 года. В представлении к награде говорится: «За время пребывания в полку показал себя дисциплинированным, отлично знающим своё дело. Его самолёт всегда находится в отличном состоянии и в полной боевой готовности… За отличное обслуживание 109 успешных вылетов, за хорошее знание материальной части достоин правительственной награды  медали «За боевые заслуги».

После окончания войны Анатолий Фёдорович продолжил службу в качестве моториста 9 гвардейского АИП 26 Воздушной Армии Белорусского военного округа. Был уволен в запас 20 апреля 1951 года. После демобилизации поступил в Ивановский автодорожный техникум, там вступил в ряды КПСС, избирался секретарём партийной организации. По окончании техникума ему было присвоено воинское звание техник-лейтенант запаса, и он был направлен в Пошехонье — Володарск Ярославской области на должность техника автоколонны. Затем вместе с семьёй переехал жить в Тейково.

С сентября 1963 года Анатолий Фёдорович работал учителем в средней школе № 10 (вёл уроки труда, автодело, начальную военную подготовку). В свободное время преподавал на курсах водителей при техникуме, вёл курсы мотоциклистов при пионерском клубе. Жена, Дина Романовна, работала заведующей  детским садом, дети учились в 10 школе. Татьяна Анатольевна Морозова, в замужестве Тарасова, рассказала, что в школе был стрелковый тир, где папа  обучал мальчишек стрельбе, но лучшей его ученицей была дочь (занимала первые места на соревнованиях). В свободное от работы время он ездил на охоту, любил рыбалку. Фронтовая дружба оставалась с ним на всю жизнь. Вместе с супругой он регулярно ездил на встречи ветеранов полка в Иваново, в школу № 29, и в Москву. В 1985 году во французском посольстве ему вручили  награду — Французский крест.

Выпускница нашей школы, а нвне ее директор, Кузьмина Светлана Евгеньевна вспоминает, что Анатолия Федоровича часто приглашали на классные часы, и он с удовольствием рассказывал школьникам о фронтовом авиационном братстве, о теплой дружбе французских летчиков и русских механиков.

23 декабря 1997 года Анатолий Федорович ушел из жизни, за месяц до кончины в последний раз встретился с однополчанами в музее школы № 29.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика