«Один хранил веру в Бога, другой был верен революционным идеалам»

В истории России есть множество страниц, которыми мы имеем право гордиться…  Но есть и спорные страницы.

«Время рассудит»,– говорит русский народ. Но пока современное общество расколото на два лагеря: сторонников и противников русской революции. Наверное, прошло еще слишком мало времени… Ведь 100 лет для истории — всего лишь краткий миг. Постепенно утихнут споры, примирятся противники… Но ведь примирение невозможно без понимания! Наша работа является попыткой разобраться в таком сложном и противоречивом явлении, как русская революция.

Что такое русская революция 1917 года — зло или благо? Как повлияла она на судьбы наших земляков – священника И.И. Богородского из села Березовик и революционера И.И. Короткова из Тейкова? Оба они — выходцы из религиозной среды, но как по-разному отразилась русская революция на их судьбах!

Нам удалось ознакомиться с воспоминаниями внучки священника Ивана Ивановича Богородского Юлии Григорьевны Чураковой, которые она предоставила духовно-патриотическому клубу «Возрождение».

 

Судьба священника из Березовика

Иван Иванович Богородский. Родился в 1870 году (по другим сведениям в 1868) в селе Мишукино Александровского уезда Владимирской губернии  в семье псаломщика. В 1890 году он окончил Владимирскую духовную семинарию. До 1894 года служил законоучителем. В 1894 году Иван Иванович стал священником храма во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» села Березовик Ковровского уезда Владимирской губернии (в настоящее время – Тейковский район Ивановской области).

Иван Иванович Богородский вел активную общественную жизнь. В 1902 году он стал членом Императорского палестинского общества, а с 1905 года – членом благочиннического совета.

Наступил переломный 1917 год… После захвата власти большевиками положение духовенства оказалось под угрозой. Как жила семья Богородских с 1917 по 1929 год, нам установить не удалось, кроме того факта, что  в июне 1918 года отец Иван Богородский был делегатом Владимирского епархиального экстренного собрания.

В своих воспоминаниях Юлия Григорьевна Чуракова отмечает, что в 1929 году семью И.И. Богородского раскулачили, «… за какую-то неуплату налогов выгнали из деревни…»

Сам батюшка Иван Богородский в это время скитался по разным приходам, у него не было постоянного места службы. С 1930 по 1933 год служил священником в церквях города Иваново. Последнее место службы в течение пяти лет, с 1933 по 1938 год, священником Вознесенской церкви в селе Вознесенье Савинского района. 4 января 1938 года отца Ивана Богородского арестовали. Осужден постановлением Особого Совещания при НКВД СССР от 14 августа 1938 года по ст. 58-10 УК РСФСР к 5 годам ссылки в Казахстан. Отцу Ивану Богородскому тогда было 68 или 70 лет.

В 1993 году Филипп Иванович Гачин, брат жены Константина Богородского, уроженец села Березовик, передал Юлии Григорьевне 4 письма Ивана Ивановича, адресованные сыну. В этих письмах дед описывает жизнь обывателей села Шемонаиха и свою, полную тревог и лишений… Дед просил о помощи, писал, что у него нет нижнего белья, сахара, обувь рваная, о том, что многие поселенцы обращались в Верховный Совет о помиловании, но все тщетно. Он знал, что помилования не будет, но просил хлопотать в надежде на смягчение условий содержания.

В 1940 году из села Шемонаиха Казахской ССР пришло извещение, что Иван Иванович Богородский скончался. Ненамного пережила бабушка своего супруга, в марте 41-го года ее похоронили, – вспоминает Юлия Григорьевна Чуракова.  «До сих пор живы в памяти незабвенные дед и бабушка, с какой радостью они встречались в его редкие приезды… Познакомилась с уголовным делом И. Богородского, и мне стало жутко, в какой стране мы живем: 70-летнего старика, больного тромбофлебитом, выгнали из собственного дома. Вся тоска по родным и по жизни отражена в его письмах. Я их называю «письма с того света», – заключает Юлия Григорьевна Чуракова. Опубликовать письма своего деда Ивана Богородского Юлия Григорьевна не пожелала, объяснив это тем, что в них много личного и дорогого для нее и ее семьи, и она не хотела бы делать эти письма достоянием людей с другими взглядами на события тех лет. Прошло много лет, но все еще болят раны, нанесенные, как сказал поэт Осип Мандельштам, «веком-волкодавом»…

 

Из иконописцев —

в революционеры

Иван Иванович Коротков. Родился в 1885 году в д. Турсино Юрьев-Польского уезда Владимирской губернии. В 11 лет был отдан «в люди», к маляру-живописцу. В 16 лет освоил иконописное мастерство. В течение нескольких лет он трудился в разных кустарных мастерских Москвы, Юрьев-Польского, Суздаля. После работы зачитывался книгами по искусству и истории.

В 1905 году с артелью Черноусова оказался в Тейкове. И.И. Коротков поселился на маленькой улочке недалеко от фабрики Каретниковой и стал писать иконы. Здесь познакомился с революционно настроенными рабочими, тейковскими большевиками М.И. Шестагиным, А.Е. Пчелиным, К.И. Фроловым. Начал посещать занятия марксистского кружка и в ноябре 1905 г. был принят в РСДРП. Профессия художника не вызывала подозрения у полиции и позволяла ему вести совершенно свободный образ жизни. Среди написанных им икон Коротков перевозил нелегальную  литературу, выполнял роль связного, проводил беседы среди крестьян. Вскоре он стал ответственным организатором крестьянской группы села Богатырёва, хранил у себя гектограф, типографскую краску и другие принадлежности для подпольной печати.

В начале апреля 1907 г. на партийной конференции Иваново-Вознесенского социал-демократического союза И.И. Коротков был избран делегатом на V (Лондонский) съезд РСДРП. Неизгладимый след оставила в душе молодого революционера встреча с В.И. Лениным, который выступал в период работы V съезда партии, в Лондоне и Стокгольме.

«…Здесь я впервые услышал и увидел Владимира Ильича Ленина, – писал Коротков в своих воспоминаниях, – Ильич поразил меня. Я долго был под впечатлением его выступления». Вернувшись со съезда в Тейково, И.И. Коротков развернул еще более активную пропагандистскую деятельность, выступал на партийных собраниях.

В конце августа 1917 года партийная организация направила его в Тейково.  И.И. Коротков проводил в Тейковском уезде большую организационную работу по  налаживанию советского аппарата, избран председателем уездного исполкома. Таким образом, Иван Иванович Коротков – первый мэр города Тейково.

В феврале 1921 г. на XIII губернской партийной конференции он был избран заведующим организационно-инструкторским отделом и членом бюро губернского комитета РКП(б), в 1922 г. – секретарём Иваново-Вознесенского губкома партии. И.И. Коротков делегировался на IX–XVII партийные съезды, на XI и XII съездах избирался членом ЦК РКП(б).

В 1923 г. он был отозван в Москву и в течение 15 лет работал в аппарате ЦК партии. Некоторое время возглавлял Общество любителей трезвости. Являлся членом административной комиссии ЦК партии.  Уже после смерти Ленина он подружился с его братом Дмитрием Ульяновым. В 1936 году Иван Иванович Коротков получает квартиру в «Доме на Набережной» (дом правительства, улица Серафимовича, д. 2).

В 1939–1944 годах являлся директором Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

С 1944 года И.И. Коротков на пенсии. Умер в 1949 году. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Именем И.И. Короткова названы улицы в Иванове и Тейкове.

Место захоронения священника И.И. Богородского неизвестно.

*   *   *

В эпоху революционных потрясений начала прошлого века простые люди, такие как священник И.И. Богородский и иконописец-революционер И.И. Коротков, оказались вовлеченными в бурный водоворот истории.

Судьба иконописца, а впоследствии революционера И.И. Короткова сложилась весьма удачно.

Мы не хотим представлять наших героев в одном только белом или черном цвете. Наша работа является всего лишь попыткой понять, осмыслить на примере судеб простых русских людей, что такое русская революция. Наше мнение является личным. Каждый человек имеет возможность его оспорить, дополнить, опровергнуть. Требуется лишь одно – бояться лжи и не бояться правды…

 

Андрей Кансеитов,

Никита Анфилофьев,

студенты индустриального колледжа

(работа печатается

в сокращении)

1 thoughts on “«Один хранил веру в Бога, другой был верен революционным идеалам»

  • 11.02.2021 в 13:07
    Permalink

    И.Богородский, мой прадед. Неизвестно где захоронен, но мы его помним. Восстанавливается храм в д. Березовик. И спасибо всем добровольцам за помощь.

    Ответ

Добавить комментарий для Евгений Рекин Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика