Смутное время и ивановский край

Князья Скопины-Шуйские и ивановский край

В средние века село Иваново пережило нескольких владельцев, или вотчинников. В последние десятилетия XVI века до 1631 года предтеча будущего города, село Иваново (в документах тех лет село Ивановское на Увоти) было важной частью вотчины славного, но быстро угасшего рода князей Скопиных-Шуйских, из которого вышел замечательный военачальник Михаил Васильевич Скопин-Шуйский.

Его отец, Василий Федорович Скопин-Шуйский был выдающимся деятелем периода царствования Ивана Грозного. Участник Земского Собора 1566 года, боярин, он отличился в Ливонской и русско-шведской войнах.

Известно, что в  конце XVI – начале XVII веков Кохомская волость была вотчиной Скопиных-Шуйских. В те времена ее составляли села Рождественское (сейчас – город Кохма), Семеновское под Суздалем и Иваново (в настоящее время – город Иваново). С уверенностью можно предполагать, что основное ядро их владений находилось в Шуйском и Суздальском уездах.

Именно в Шуе и Суздале Скопины имели «осадные дворы» – такие были в уездных городах только у крупнейших землевладельцев уезда и обеспечивали их хозяйственные потребности. В Шуе имелся один подобный двор, а в Суздале – два.

После смерти Василия Федоровича в 1595 году его жена, княгиня Анна Петровна Скопина-Шуйская, поселилась в Кохме вместе с единственным сыном Михаилом. Известно, что он рано проявил разносторонние способности, но особенно преуспел в военном деле. С пятнадцати лет Михаил уже живет в столице.

Князь Михаил Васильевич в марте 1610 года стоял во главе войска, которое освободило Москву, осажденную войсками Лжедмитрия II. По пути на столицу Скопин-Шуйский нанес несколько поражений польско-литовским интервентам и заслужил звание национального героя. Однако вскоре он скончался. Михаил Васильевич Скопин-Шуйский упокоился с почестями в Архангельском соборе Московского Кремля.

Когда не стало Михаила Васильевича, хозяйкой Кохомской вотчины, а, значит, в том числе и села Иванова, стала его мать, Анисья Скопина. По ее завещанию, Иваново с деревнями отошло к последнему представителю старшей ветви князей Шуйских, Ивану Ивановичу Шуйскому.

 

Формирование народного ополчения

Во времена правления царя Бориса Годунова Русь находилась в сложном положении. На рубеже XVI и XVII веков Московское государство переживало тяжелый политический и социально-экономический кризис, получивший название Смутного времени. Несколько десятилетий страну разрывали на части потенциальные наследники престола, стремящиеся заполучить власть. На разрозненное Российское государство надвинулись поляки, шведы, литовцы. Москва оказалась захваченной войском польского короля Сигизмунда.

Ситуация усугублялась тем, что несколько лет подряд в стране был неурожай. В столице начались погромы, разбои.

В столь тяжелое для Руси время патриарх Гермоген призвал руcский народ встать на защиту правоcлавия и изгнать польcких захватчиков из Моcквы. Его поддержали многие. Так возникло первое земское народное ополчение, которое возглавил рязанcкий воевода Прокопий Ляпунов, однако из-за раcпрей между казаками и дворянами оно впоследствии раcпалось.

Вот тогда, в 1612 году, и прозвучал страстный призыв нижегородcкого торговца, земского старосты Кузьмы Минина подняться на борьбу с иноверцами ради спасения государства Российского. По набату народ сошелся к Спасо-Преображенскому собору Нижегородского  кремля на сходку. Здесь Кузьма Минин произнес свою знаменитую речь, в которой убеждал собравшихся ничего не жалеть для зашиты родной земли. Слова Кузьмы Минина получили горячий отклик у нижегородцев, вызвали мощный патриотический подъем среди людей, стремление объединиться для победы над общим врагом. В ополчение добровольцами вступали крестьяне, посадские люди и дворяне, многие из них делали денежные пожертвования. Главным воеводой народного войска Кузьма Минин предложил избрать князя Дмитрия Пожарcкого.

 

Князь Дмитрий Пожарский

Князь Дмитрий Михайлович Пожарский – выдающийся государственный и военный деятель XVII века, сыгравший важную роль в событиях Смутного времени. Именно он стал военным руководителем народного ополчения, организованного в 1612 году против польско-литовских захватчиков.

Жизнь и судьба Пожарского связаны с ивановским краем. По мнению ряда исследователей, его родовой вотчиной было село Мугреево-Никольское Суздальского уезда (сегодня – Южский район Ивановской области).

Пожарский располагал также вотчинами Мыт, Верхний Ландех, Нижний Ландех, Борок, Пестяки. Например, Нижний Ландех был пожалован ему царем Василием Шуйским в 1609 году. Был у него и дом в Шуе. Кроме того, в 1609 году князю были пожалованы часть Холуя, 15 дворов в Лухе, в 1619 году – село Ильинское.

 

Дорогами народного ополчения

Из Нижнего Новгорода ополченцы во главе с Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским отправились в конце февраля. Миновав несколько населенных пунктов, ополчение пополнилось добровольцами. Далее путь продолжился по территории нынешней Ивановской области. Сначала был Пучеж (тогда – Пучежская слобода, или Пучецкая слободка), а затем, после небольшого отдыха, войско направилось к Юрьевцу. Под знамена ополченцев встали юрьевчане, жители Решмы и Кинешмы, многочисленный отряд приволжских кочевников.

Затем Кузьма Минин прибыл в Плес, жители которого, настрадавшись от набегов польских отрядов, встретили ополчение с воодушевлением. Затем освободители двинулись к Костроме, которую очистили от изменнической власти. Дальше путь лежал на Ярославль. Там было образовано временное российское правительство – «Совет Всея земли». Воссоздавались основные приказы, велась дипломатическая переписка. «Совет Всея земли» пополнился в Ярославле новыми людьми – представителями титулованной знати, дворянства, белого духовенства, горожан и крестьян.

Фактически Ярославль в этот период стал столицей России. Численность народного ополчения с каждым месяцем росла. Его ратники сражались и с польско-литовскими отрядами, и с разбойничьими шайками, расплодившимися в период безвластия. В середине июля 1612 года передовые отряды, а в конце июля и основные силы второго ополчения двинулись из Ярославля к столице. Минули Переславль-Залесский и подошли 14 августа к знаменитому Троице-Сергиеву монастырю. Предстояло добиться освобождения столицы от захватчиков. Но сначала надо было взять Китай-город.

22 октября Китай-город был взят ополченцами. Изможденному осадой и голодом, польскому гарнизону ничего не оставалось, как сдаться. Через два дня поляки отворили Троицкие ворота, а на следующий день был взят Кремль.

 

Наши предки

на Земском Соборе 1613 года

После изгнания поляков из Кремля, начиная с середины ноября 1612 года, созданное в Москве временное земское правительство начинает рассылать в города грамоты, извещающие об очищении Москвы и призывающее присылать в столицу делегатов для участия в Земском Соборе, основным вопросом которого должны были стать выборы нового царя всея Руси.

На Земский Собор, открывшийся в Москве в январе 1613 года, собралось около 800 человек со всех концов Руси. В нем приняли участие и представители Шуи, Луха, Юрьевца, Кинешмы. 21 февраля 1613 года царем был избран юный Михаил Федорович Романов.

Участники Земского Собора составили специальную «Утвержденную грамоту» об избрании на царство Михаила Федоровича Романова. Грамоту подписали многие выдающиеся люди, имевшие непосредственное отношение к нашим местам. Это архиепископ Суздальский и Тарусский Герасим, крупные землевладельцы, бояре Фёдор Шереметев, князья Дмитрий Пожарский, Иван Куракин, Иван Черкасский, Иван Романов, Федор Барятинский, шуйский вотчинник, стряпчий Степан Милюков, дьяк Иван Болотников и другие.

 

Плес в Смутное время

Плес является одним из древнейших городов на территории современной Ивановской области. Принято считать, что дата его основания относится к 1410 году, когда он был впервые упомянут в летописи.

В XVI веке Плес играет достаточно важную роль в Московском государстве в качестве опорного и сборного пункта и базы снабжения для войск Русского государства в борьбе с внешней опасностью. Кроме того, в XVI-XVII веках в городе размещалась государева таможня.

В 1612 году, когда второе ополчение под командованием Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского шло из Нижнего Новгорода в Кострому, Плес был назначен сборным пунктом для войск Нерехтской и Кинешемской округи.

Как известно, тут ополчение сделало остановку, прежде всего для выяснения обстановки в Костроме и переговоров с костромичами по поводу их присоединения к движению. Вот почему, когда ополченцы остановились в Плесе, к князю Пожарскому явились посланцы посадских людей из Костромы, которые сообщили, что костромской воевода Шереметев держит сторону самозванца. Шереметев подослал в Плес соглядатаев, пытавшихся отравить Кузьму Минина.

Жители города на Волге, настрадавшиеся от набегов польских отрядов, встретили ополчение с воодушевлением. Тут же в Плесе юрьевецкие татары вручили через своих выборных князю Пожарскому две тысячи рублей, прося «употребить» их на ратное дело против поляков.

Таким образом, остановка в Плесе была важным моментом на пути дальнейшего продвижения ополчения князя Минина и Пожарского. Во-первых, были сконцентрированы имеющиеся силы и получено подкрепление, во-вторых, прояснена ситуация в Костроме. Из Плеса ополчение пошло прямо на Кострому и встало перед городом на посаде. Там начались волнения людей, которые смяли остававшихся верными Шереметеву немногочисленных костромских дворян. Управлять Костромой Пожарский поручил князю Роману Гагарину и дьяку Андрею Подлесову. Так что Плес сыграл в этот период важную роль в подготовке решающего рывка перед освобождением Костромы, а затем и Ярославля.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика