«Литература — это предмет, который воспитывает человека, его душу»

В День учителя мы стараемся познакомить своих читателей с учителями наших школ, которые не один год отработали, показывают стабильно высокие результаты на экзаменах, получают награды.

Сегодня наш разговор с заместителем директора гимназии

№ 3 по учебной работе, учителем русского языка и литературы  Любовью Валерьевной Свекольниковой.

— Любовь Валерьевна, вы много лет преподаете словесность — именно так хочется назвать русский язык и литературу. Что вы можете сказать о восприятии этих предметов учениками: растет интерес к словесности или интенсивный темп современной жизни несколько гасит его?

— Не могу не согласиться с тем, что словесность как понятие тесно взаимосвязана с преподаванием русского языка и литературы в школе, потому что без  словесного творчества невозможно ни одно, ни другое. Интерес к предмету нередко зависит от интереса к нему самого педагога, но, думаю, коллеги со мной согласятся, сейчас время диктует свои законы.  Ученики стали прагматичнее: в старших классах в первую очередь они занимаются теми предметами, которые им будут нужны на ЕГЭ. А литература в выборе выпускников занимает одно из последних мест. Это стало причиной того, что читают они, как правило, по необходимости. Тем, кто ещё не думает о ЕГЭ, книгу часто заменяет компьютер и телевизор. Поэтому учителям литературы сейчас труднее, чем прежде, любить свой предмет вместе с учениками. Но, тем не менее, такие ученики есть.

— А были ли среди ваших учеников “звездочки”, о которых вам хотелось бы рассказать?

— «Звёздочки»  за много лет работы в гимназии, безусловно, были. И немало. Горжусь своими ученицами, которые связали свою жизнь с литературой: Цвилева Аня окончила Московский государственный университет печати имени Ивана Фёдорова, сейчас работает юрайт корректором  и младшим редактором. Екатерина Беспалова (Новикова), окончив филологический факультет  ИвГУ, стала тележурналистом (г. Нижневартовск), недавно решила получить ещё одно образование в магистратуре по специальности «литература в школьном образовании»; Ирина Шишлова, ещё одна наша выпускница, обучается в аспирантуре филологического факультета. Есть и другие выпускники, чья профессия не связана с литературой, но они продолжают читать хорошие книги, пишут стихи. Общаясь с ними, понимаешь, что   наш предмет — это не только инструмент для достижения своей цели, но значимая часть духовной жизни наших выпускников.

— Вы справедливый педагог, как вы считаете?

— Справедливый ли я педагог? На этот вопрос могут ответить только мои ученики. Возможно, как любой человек, я могу совершать ошибки, но стараюсь быть объективной, без чего, по-моему, справедливость невозможна.

— Что важно в достижении заметных результатов в ЕГЭ, кроме, естественно, ежедневной работы самих учащихся?

— Результаты  ЕГЭ действительно были достойными, заветной «сотни» ещё не случилось, но с моими «умниками  и умницами», надеюсь, всё ещё впереди. Что необходимо для высоких результатов? Активное сотрудничество учеников и учителя, сознательное движение к единой цели.

— Как бы вы охарактеризовали работу учителя, какая она — трудная, интересная, выматывающая, позитивная или вечно молодая?

— Работа учителя, конечно, трудная. Тем из своих учеников, которые сомневаются, учиться ли на педагога, я советую поискать другую профессию. Работать в школе с удовольствием можно только тогда, когда в другой профессии себя не представляешь. Но в современной школе, и у нас в гимназии много педагогов, которые в профессии оказались не случайно. «Гореть самим, зажечь других» — это негласный девиз тех учителей, которых и после выпуска из школы навещают ученики, которым пишут и звонят, несмотря на занятость, быструю смену событий.

— Вы еще и заместитель директора. Административная работа — это то, что вам по душе или то, что загоняет в дополнительные рамки?

— Административная работа — это необходимость. Учебный процесс нуждается в том, чтобы его направляли, отслеживали, контролировали. Школьная администрация – это звено в общегосударственной системе. Кто-то должен выполнять эту трудоёмкую работу. Она не приносит такого удовлетворения, как уроки, общение с учениками, но школе нужна. Понимание этого не вдохновляет, но организует.

— Как вы считаете, возможно ли решить сегодня педагогу две задачи — дать знания и воспитать, или все же воспитание — удел родителей?

— Школа занимается образованием, а это — обучение плюс воспитание. И учитель, безусловно, должен быть и воспитателем тоже. Без сомнения, любой педагог — и историк, и биолог, и химик… — воспитывает учеников, преподавая свой предмет. А  у учителей  литературы такая возможность есть на каждом уроке: литература – предмет, который воспитывает человека, его душу.

 

Беседовала

Е. ВЛАДИМИРОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика