Виктор Смирнов: «Поддержка инвестиций – принципиальнейший момент»

Сессия областного парламента, которая завершилась совсем недавно, была очень продуктивной.

Об основных ее итогах (и не только) мы поговорили с председателем Ивановской областной думы Виктором Смирновым.

— Виктор Владимирович, расскажите, пожалуйста, о ключевых новшествах областного законодательства.

— Целый ряд важных и нужных для области законов касаются бюджета и налогов. Так, в марте мы приняли закон, который продлевает срок уплаты налога на имущество физических лиц за налоговый период 2015 года. Согласно Налоговому кодексу срок уплаты — до 1 декабря 2016 года. Мы продлили его до 30 апреля 2017 года. Зачем? Из-за поздней рассылки уведомлений многие могли не успеть заплатить налог. Чтобы людей в неудобное положение не ставить, не делать их неплательщиками без их вины, мы фактически установили полугодовой льготный период, чтобы добросовестные налогоплательщики смогли выполнить свои обязанности.

В июне, на последнем перед каникулами заседании были приняты законы о преференциях для крупных инвесторов по налогу на прибыль и налогу на имущество. Поддержка инвестиций  для нас  — принципиальнейший момент. Должен сказать, что теперь очень солидная господдержка ждет тех инвесторов, которые реализуют на территории региона проекты в сфере промышленности, заключая при этом так называемый специальный инвестиционный контракт. Если одной из сторон такого контракта выступает  Ивановская область, то для инвестора устанавливается пониженная ставка по налогу на прибыль – 13,5%. Если специальный инвестиционный контракт заключается от имени Российской Федерации и при участии нашего региона, то инвесторы могут быть полностью освобождены от уплаты налога на прибыль и налога на имущество.

Хочу подчеркнуть, что 19 место Ивановской области в национальном рейтинге состояния инвестиционного климата – это во многом заслуга и регионального парламента. Законодательство оценивается и экспертами, и участниками экономической деятельности в первую очередь. То, что сегодня наша область смогла в упомянутом рейтинге существенно подняться вверх, говорит только об одном: мы вместе с правительством неплохо поработали и привели областное законодательство в части создания благоприятного инвестклимата к такому виду, что оно было признано одним из лучших в стране. Вот и совсем недавно, в мае, мы по направлению деятельности комитета по экономическому развитию рассмотрели и приняли закон, который, во-первых, уточняет критерии масштабных инвестиционных проектов и, во-вторых, допускает для их реализации предоставление земельных участков из собственности Ивановской области в аренду без проведения торгов.

Самым продвинутым субъектам РФ мы сейчас уступаем, к сожалению, только в том, что не можем направить средства из бюджета на прямую поддержку инвестора, как это происходит в некоторых более состоятельных областях, например, в Калужской.

— В законе о масштабных инвестпроектах дума предусмотрела один очень важный момент, который касается помощи дольщикам в получении жилья. Разве недостаточно для этого федерального законодательства?

— Мы законодательно закрепили возможность привлечения к достройке домов сторонних инвесторов. Исполнительным органам власти предоставлено право передавать недострои инвесторам и без аукционов предоставлять им земельные участки под строительство, чтобы они могли выполнить обязательства перед дольщиками, которых обманул прежний застройщик. Это существенный шаг вперед в деле защиты прав дольщиков, что заключили договоры не с крупными застройщиками вроде СУ-155, а с теми, у кого «в активе» один–два дома. Понятно, что когда речь идет о крупных компаниях, то и проблема там федерального масштаба, ведь о 25 тысячах обманутых СУ-155 дольщиков на форуме ОНФ говорил и президент России Владимир Путин.

В нашем регионе, увы, уже есть примеры, когда некрупные застройщики не в состоянии достроить свои дома. Область не может привлечь, например, банк-санатор, поэтому важно было создать механизм, с помощью которого органы власти  имели бы реальную возможность привлечь к завершению строительства добросовестных игроков рынка, а те, в свою очередь, смогли бы компенсировать свои дополнительные затраты.

В минувшую сессию мы приняли решения, которые дали  право муниципалитетам предоставлять гражданам земельные участки в безвозмездное пользование для ведения личного подсобного или крестьянского фермерского хозяйства. Более того, мы приняли поправку, согласно которой на выделенных участках разрешается вести индивидуальное жилищное строительство и получать землю в собственность сразу,  как только эти здания будут возведены. Понятно, что если люди строятся, то они хотят здесь, на этой земле, жить и работать. Наша прямая обязанность поддержать их в этом стремлении!

По линии комитета по жилищной политике и ЖКХ, пожалуй, наиболее социально значимым стал закон о приостановлении уплаты взносов на капитальный ремонт для собственников квартир тех домов, которые аккумулируют свои средства не на счете регоператора, а на своем специальном счете. Решение не платить взносы жители таких домов могут принять только в следующих случаях: если минимальный размер фонда достиг 70%  всех услуг и работ, включенных в региональную программу капремонта, или равен стоимости наиболее дорогого вида работ. Жители сами собрали нужную сумму, выбрали бригаду, качество работы которой их устраивает, отремонтировали в доме то, что хотели и в нужные сроки, сами все проверили, исполнили требования закона – и после этого могут не платить, ведь и так уже вложились очень серьезно.

По линии комитета по социальной политики одним из ключевых стал закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей с детьми на территории Ивановской области». Мы поддержали матерей, которые родили ребенка до достижения возраста 24 лет. Цель у нас одна – стимулировать рождение первенца в молодой семье. Теперь молодые мамы имеют право на несколько видов материальной помощи. Это ежемесячная выплата по уходу за первым ребенком (более 3000 рублей в месяц), региональный студенческий (материнский) капитал (50 000 рублей) и единовременная выплата на улучшение жилищных условий (100 000 рублей). Последняя полагается матерям, которым еще не исполнилось 24 года и у которых в течение трех лет после рождения первенца появится второй ребёнок.

— Какой комитет областной думы в эту сессию оказался самым плодовитым?

— Наш рекордсмен — комитет по местному самоуправлению и взаимодействию с институтами гражданского общества. Впрочем, во многом это связано с тем, что в федеральное законодательство часто вносятся изменения, и их необходимо учитывать в региональном законодательстве.

Принято важное уточнение в закон об уполномоченном по правам человека.  Все, что касается порядка обращений к омбудсмену и их рассмотрения, долгое время было не урегулировано. Эффективно рассматривать сигналы граждан не получалось.  Фактически уполномоченный оставался без полномочий. Теперь этот пробел устранен.

— Насколько можно судить по принятым законам, областная дума продолжает законодательно усиливать работу по противодействию коррупции…

— Да, мы внесли значимые поправки в антикоррупционное законодательство. Отныне депутаты в муниципалитетах и главы муниципальных образований обязаны отчитываться о своих доходах и расходах перед губернатором области. До сих пор у них такой обязанности не было, можно сказать, что они отчитывались сами перед собой. Упомянутые отчеты губернатору отныне должны предоставлять и кандидаты на замещение муниципальных должностей. Кроме того, мы детализировали и закрепили в законе процедуру увольнения должностных лиц в связи с утратой доверия по причине нарушения установленного порядка предоставления сведений о доходах и расходах. Теперь в случае выявления недостоверности указанных сведений – неважно, с умыслом или без умысла – у губернатора и руководителей органов государственной власти есть право увольнять нарушителей со службы.

— Знаю, что областная дума давно пытается завершить работу по подписанию между Ивановской областью и МВД России соглашения о передаче сотрудникам внутренних дел полномочий по составлению административных протоколов по «областным» составам – нарушение тишины и покоя и т.д. На какой стадии эта работа находится сегодня?

— Мы шаг за шагом меняем административное законодательство с тем, чтобы все-таки добиться заключения между правительством области и МВД России этого соглашения. Дело движется, но очень медленно. Всякий раз, когда мы направляем очередную, обновленную по рекомендациям чиновников Министерства редакцию документа, в Москве находят все новые и новые недостатки.

К сожалению, мы не добились здесь успеха, не смогли проломить эту стену бюрократизма. Хотя в начале января, в том числе и по моей инициативе состоялся круглый стол в Совете Федерации, на котором рассматривалась и обобщалась практика заключения соглашений между субъектом РФ и МВД России. На мероприятии был сделан очевидный вывод: процедура заключения соглашений неоправданно усложнена. Рассчитываю, что дело все-таки сдвинется с мертвой точки, и не работающий пока «закон о тишине», так необходимый нашим согражданам, наконец, заработает в полной мере.

— Виктор Владимирович, вы возглавляете ивановское региональное отделение Российского военно-исторического общества…

— …Но скоро полномочия руководителя отделения сложу. Это требование нововведения в федеральное законодательство, которое не допускает теперь совмещения работы на освобожденной основе в региональном парламенте с участием в руководстве общественных объединений, кроме политических партий. Мы проведем отчетно-выборную конференцию, я отчитаюсь за тот период, пока руководил ИРО РВИО. И, надеюсь, найдем оптимальное решение по моему преемнику на этом посту. Кандидатура должна не только соответствовать требованиям закона: хочется, чтобы отделение возглавил энтузиаст, человек энергичный и погруженный в тему.

Опубликовано в  «ИГ» в № за 28 июля 2017 года

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика