О развитии краеведческого музея

Наша школа отличается от других образовательных организаций города наличием краеведческого музея, который в этом году отметил свое пятидесятилетие.

Работа по организации этого уникального объекта была начата в шестидесятые годы двадцатого века, а сбор экспонатов и их изучение продолжается до сих пор.

Работа в музее ведётся по таким направлениям, как поисково-собирательное, экспозиционное, экскурсионное, научно-исследовательское. Экспозиции занимают 3 комнаты общей площадью 50 кв.м. Для их оформления использованы 15 стендов,

14 витрин, модель крестьянского дома в разрезе, 2 шкафа-витрины. Всего в фондах музея насчитывается более десяти тысяч экспонатов, большинство из которых являются подлинными.

В музее постоянно функционируют несколько экспозиций: в зале, посвященном истории российского образования и школы №4, учащиеся и гости могут увидеть письменные принадлежности, которыми пользовались учащиеся в разные времена, сравнить обычное и металлическое перо с шариковой ручкой, рассмотреть различные вариации чернильниц. В экспозиции представлены похвальные листы Константина Малкова (1898 г.) и Ларина Александра (1895 г.) «за благонравное поведение и отличные успехи в науках» Тейковского мужского Каретниковского начального народного училища. Похвальный лист 1899 года в отличие от двух других имеет иную форму: он больше по формату, а на самом бланке изображены портреты М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя и других, также на похвальном листе имеется надпись: «дозволен цензурой».

Отдельной коллекцией в книжном фонде музея представлены школьные учебники разных десятилетий ХХ-ХХI вв., книги и справочники по дополнительному образованию. В постоянной экспозиции размещена грифельная тетрадь (Типография фабрики им. Бубнова) – нанесенные грифелем записи в такой тетради стираются тряпочкой, после чего она снова годна к применению, такие тетради производились в связи с дефицитом бумаги в военные и послевоенные годы. Также в экспозиции представлены школьные тетради 1928 г., 1934 г., технические средства обучения, которые использовались во второй половине ХХ века (кинопроекционный аппарат, магнитные записи и грамзаписи, диафильмы, транспаранты для графопроектора, электропроигрыватели и др.), биологические модели, легендарный школьный микроскоп ШМ-1 (с окуляром Гюйгенса), коллекция микропрепаратов по общей гистологии, гербарий растений 1939 года. У нас в музее имеется и самый распространённый в СССР арифмометр «Феликс», названный в честь Феликса Дзержинского.

Сравнительно недавно появились калькуляторы, а раньше для расчета чисел использовали механические, а позже и электрические устройства – арифмометры. Несколько стендов данного отдела посвящены истории комсомольской и пионерской организаций нашего края, основателю музея – учителю истории, участнику Великой Отечественной войны, ветерану педагогического труда Б.П. Кулагину, заслуженному учителю школы РСФСР З.С. Борисовой, многие материалы стендов в свое время были частью монографических экспозиций.

Второй зал музея собрал несколько экспозиций. Есть раритетные вещи, например, уникальная роговая русская пороховница 1812 года и металлическая французская пороховница 1812 года. В коллекции краеведческого музея есть несколько предметов, связанных с русско-японской войной 1904-1905 гг., например, платок Государыни императрицы Александры Федоровны, который она вручала русским солдатам, и погоны солдата, участвующего в этой войне.

В экспозиции, посвященной истории нашего города, бережно хранится чугунная плита с надписью, которая крепилась к памятнику, где ранее в центре села возвышалась фигура царя Александра II. Благодарственная надпись от крестьян села Тейково за освобождение от крепостного права гласит: «Царю-освободителю Александру II от благодарных крестьян Владимирской губернии Шуйского уезда Тейковской волости в честь 50-летия освобождения крестьян от крепостной зависимости». Этот экспонат обладает удивительной способностью привлекать внимание посетителей, так как связан с исторической ценностью.

Эта экспозиция тесно переплетается с выставкой «Тейково на рубеже веков», где можно изучить план владений мануфактуры Каретникова 1898 года, при его создании был использован масштаб, в котором соотносились английская меры с русской (в дюйме 20 сажень). Экспозиция дополняется монетницей XIX века, фотографиями на металле XIX в., машинкой для стрижки волос, старинными рулеткой и компасом, фотоальбомом, губной помадой XIX в., пудреницей, духами, декоративными шкатулками. Также можно увидеть трактирный самовар, настенные и настольные часы отечественного и германского производства, переносной фонарь, чугунный рукомойник, гири для коромысловых весов, амбарные ключи, чугунные, жаровые, угольные и электрические утюги, чернильные приборы XIX века, керосиновые и настольные лампы; книгу, которую при обыске жандарм проколол штыком.

Увидев эти предметы старины, можно прикоснуться к истории и получить представление о жизни в городе на рубеже XIX–XX веков. Представить, как по улочкам ходили городские служащие и рабочие, держа в руке переносной фонарь. Взглянув на коллекцию утюгов, сразу представляешь жизненный уклад женщины в начале XIX века, которая пытается совладать с угольным утюгом, кладет раскаленные березовые угли внутрь утюга, закрывает корпус крышкой и начинает медленно размахивать им (для вентиляции, чтобы угли лучше горели). Рядом с коллекцией утвари вывешена рубаха Н.К. Лукина 1905 года. Несколько лет ученики средней школы №4 работали над темой «Русский национальный костюм», результаты деятельности были представлены на областных и городских конкурсах, а собранный материал оформился во временную отчетную экспозицию, а впоследствии эта экспозиция переросла в тематическую выставку, которая часто демонстрируется в школе.

В школе училось и учится много талантливых ребят, которые увлекаются различными видами деятельности. Так, в музее появился новый экспонат – макет разрушенного Троицкого храма, сделанный из бумаги К. Башигиным. Ключевые экспонаты выставки «Тейково на рубеже веков»: кадило — символ православного богослужения, подсвечники, сосуды для причащения, сосуды для святой воды, епитрахиль – часть богослужебного облачения православного священника. В ходе экскурсии мы говорим о разрушении церквей и гонениях на священнослужителей. Обращаем внимание на храмовый комплекс села Тейково, на историю Троицкого храма.

Одной из ярких традиций русского быта считается чаепитие за самоваром. Хорошо начищенный, он красовался на самом видном месте, как обязательный атрибут семейного чаепития. Самовары на Руси появились в домах у знатных бояр и купцов, а в зажиточных семьях было по два самовара. Один использовался ежедневно, а другой растапливали в праздники и когда приходили гости. Впоследствии героя Корнея Чуковского из домашнего обихода вытеснит чайник, и «самоварище» сегодня – скорее часть декора какого-нибудь ресторана. В музее собрана коллекция самоваров (самый маленький экспонат высотой 12 см.), имеются в коллекции латунные, медные, закругленные, овальные, дровяные, угольные и электрический самовары.

Имеется ряд экспонатов, связанных с градообразующим предприятием. Выставлены модели ткацких станков, представлен фрагмент технологической цепочки получения ткани, разные виды пряжи, примеры окрашенных тканей, матрицы, календарь-справочник рабочего прядильно-ткацкого производства по охране труда 1929 года, расчетная книжка рабочего ткацкого цеха того же года. Собраны биографические материалы работников ХБК. Сбор биографических фактов является одним из наиболее употребляемых методов при подготовке исследовательских работ, поскольку биография воссоздаёт историю человека, которая теснейшим образом связана с общественной действительностью, культурой и бытом, как правило, уже ушедшей эпохи.

Изучая историю Тейковского ХБК учащиеся узнают о социалистических соревнованиях по производительности труда. Многие биографии содержат подлинные документы, награды, фотоматериалы. В дальнейшем собранные материалы трансформируются во временные тематические экспозиции.

Большое внимание по-прежнему уделяется экспозиции, посвященной Великой Отечественной войне. Сохранение исторической памяти о самом трагическом событии ХХ века – это важное направление в работе нашего музея. «Никто не забыт, ничто не забыто» высечено на мемориальной стене на Пискаревском кладбище в Санкт-Петербурге, где похоронены жертвы блокады Ленинграда.

Память о великом подвиге, о великом народе, о трагедии каждой семьи и всей страны в целом бережно хранят экспонаты музея, к которым прикасаются детские руки. Уроки этой страшной войны имеют огромное значение для государства, для общества и для формирующегося мировоззрения каждой личности. Актуальность данного направления работы возрастает многократно в связи с событиями, которые происходят в Прибалтике, Украине, Польше и других странах Европы, где забывают уроки войны, а ее результаты пытаются подвергнуть пересмотру.

Наши дети, наше будущее поколение станет главным хранителем прошлого, а значит память о тех, кто защищал страну и сохранил мир не даст забыть об этом мировому сообществу. Возможно, ребята, которые сейчас учатся в стенах нашей образовательной организации, в будущем станут «рыцарями дипломатии» и будут отстаивать память о наших предках, их подвигах, героизме, который проявился на фронте и в тылу.

Экспозиция «Тейковчане в годы войны» представлена каской советского солдата, пилоткой, обмундированием, саперной лопаткой, трофейным немецким портсигаром, военными письмами, солдатскими котелками и фляжками, светильниками из гильз, монголо-русским и немецко-русским разговорниками, гильзами снарядов, планкой патронов, осколками бомбы. В годы войны в здании школы размещался эвакуационный госпиталь №3086. В школьных кабинетах, где раньше обучали детей, стали работать медицинские сестры и военные врачи.

Врач госпиталя Ростов М.К. вспоминает: «Штат госпиталя 3086 находился в жилом доме при тубдиспансере, в отделении городской больницы было организовано хирургическое отделение, в школе №1 – терапевтическое отделение, в роддоме – отделение выздоравливающих, а в школе №4 находились все хирургические больные и тяжело раненные; были размещены физиотерапевтический и рентгеновский кабинеты. Утром я работал в рентгенкабинете хирургического отделения больницы, а вечером в рентгенкабинете школы №4. В госпиталь прибывали эшелоны раненых солдат сначала с Калининского фронта, затем из-под Москвы. Госпиталь был закрыт в 1945».

Коллективом учителей и учащимися школы собран материал о тейковчанах — узниках фашистских лагерей, о тейковчанах – Героях Советского Союза. Была выпущена книга «Детство, опалённое войной», в которой собрана информация о детях войны. На твердых перекидных листах представлены материалы об учителях и учениках средней школы №4 — участниках войны.

Электромагнитный абонентский громкоговоритель 1936 года, похожий на радио-тарелку, произведенный в Ленинграде на заводе им. Калинина, стал символом советского радиовещания довоенных и военных времен и дал начало формированию радиотехнической коллекции музея. Репродуктор, или как его именовали в народе «черная тарелка», был единственным источником информации, поскольку к концу 30-х гг. многие по-прежнему оставались безграмотными и не могли читать газет. Такие репродукторы транслировали выступления В. Молотова в связи с нападением фашистской Германии на СССР. «Черные тарелки репродукторов голосом Левитана в тот день оглушили страну страшным известием. Тяжелое слово «война» поселилось в каждой семье, принеся в привычную жизнь смятение, предчувствие беды, неизбежность разлук и потерь. Только подростки довоенной поры по недомыслию, сбиваясь в стайки, оживленно обсуждали событие, за один день так изменившее взрослых», – вспоминает свидетель тех лет Татьяна Батова. И все та же «черная тарелка» принесла радостную новость об окончании войны.

У нас пока еще нет в музее бумбоксов, плееров, музыкальных центров. Однако в экспозиции можно увидеть ряд устройств для проигрывания граммофонных пластинок: граммофон и его переносную версию – патефон, электрофон (именуемый в быту – проигрывателем) и магнитофон. Постоянно пополняется фонотека музея.

Третий зал музея посвящен русскому быту и природе нашего края. Учащиеся и гости могут познакомиться с укладом жизни крестьянской семьи, рассмотреть изнутри русскую избу. В экспозиции представлены приспособления для вытяжения кожи, плетеные вещи, кухонная утварь, посуда, орудия труда и быта: цеп, из которого возникли боевые восточно-азиатские нунчаки; безмен самодельный (рычажные весы); чехол для точильного бруса; коса, которую внедрил Петр I, издав специальный указ; весы коромысловые, пружинные; скобель, валики и каток для глажения белья, серп, мутовка, шило шорное, бурав, ножницы для стрижки овец и многое другое. Они дают представление о производительности труда, но так как металл был дорог (его выплавляли из болотной руды), многие орудия труда сделаны из дерева.

Одна из витрин данного зала посвящена археологическим находкам около озера Сахтыш в Тейковском районе, которое осушили в 1947 году из-за торфодобычи. В каменном веке Сахтыш привлекал людей обилием рыбы, поэтому на стоянках находят остроги, рыбьи кости, черепки посуды, отраженные в экспозиции нашего музея. Стоянка первобытного человека, как пишет в своих записях Б.П. Кулагин, состояла из землянки, покрытой дерном с очагом посередине.

Вот уже несколько лет мы занимается пополнением экспозиции, посвященной природе Ивановской области. Биогруппа отдела представлена челюстной костью мамонта, коллекцией черепов волка, лисицы, бобра, зайца; орнитологической коллекцией, коллекцией гербарных образцов растений, произрастающих в черте г. Тейково.

Энтомологическая коллекция включает в себя распространенных в пределах города представителей отрядов жесткокрылых, чешуекрылых, сетчатокрылых, стрекоз, полужесткокрылых, двукрылых, перепончатокрылых и других насекомых. В ходе экспедиционной работы было установлено, что в городской черте обитает редкий вид, занесенный в Красную книгу Ивановской области (категория 3) – Шашечница Авриния. Оформляется нидологическая коллекция (коллекция птичьих гнезд), ведется работа по сбору лишайников. В прошлом году нам удалось организовать экспедиционную работу в Гаврилов Посаде.

Геологическая секция включает собрание горных пород и минералов. Постоянная экспозиция включает горные породы и такие полезные ископаемые, как глина, песок, торф, каменный уголь, асбест, яшма, гипс, кальцит, золото в породе и т.д. Учащиеся знакомятся с тем, что на территории Ивановской области имеются лишь нерудные полезные ископаемые (глинистые, песчаные, карбонатные породы). Месторождения области редко разрабатываются до глубины 10 метров, а сырье в основном используется для строительства. Из глины производят кирпич – строительный материал, обладающий твердостью, прочностью, водо- и морозостойкостью. Учащиеся узнают о торфоразработках в Тейковском районе, об использовании этого ценного полезного ископаемого, о том, что он давал жителям тепло и свет. Рассматривая образцы торфа, можно обнаружить остатки растений, поскольку он образуется при перегнивании болотных мхов и другой растительности.

В музее хранится коллекция горных пород и минералов геолога В.Л. Самсонова. Во время проведения экскурсии, экскурсоводы рассказывают о том, что на территории области имеются две глубокие скважины, которые пробурены трестом «Ярославльнефтегазразведка», глубина Решминской скважины (северо-восток области) 2786 метров (пробурена в 1963 г.), а Ильинско-Хованская скважина (запад области) пробурена до глубины 2515 метров, обе скважины вскрывают кристаллический фундамент платформы. Посетители музея узнают, что территория области была покрыта морем, знакомятся с палеонтологическими находками.

Экспозиции музея многогранны и разнообразны, как и наша действительность. Львиную долю экспонатов собрала Нинель Степановна Кочкарева – уникальный человек, вложивший свою душу в развитие краеведения.

Сегодня отечественная система образования находится в постоянном поиске наиболее эффективных методик обучения и воспитания подрастающего поколения, поэтому школьный музей должен рассматриваться как результативное средство реализации требований ФГОС. На многих педагогических чтениях поднимаются вопросы, которые касаются музейной педагогики как инновационной педагогической технологии, некоторые авторы считают ее новой дисциплиной на стыке музееведения, педагогики и психологии.

 

С. ТОРКОВ,

учитель биологии и географии школы №4

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика