Печатные СМИ. Современные тенденции

В Ивановском государственном университете состоялась научно-практическая конференция «Журналистика, реклама и связи с общественностью: региональный и страноведческий аспекты».

На пленарном и секционных заседаниях речь шла об истории, актуальных проблемах развития СМИ. С докладом о современных тенденциях развития печатных СМИ региона выступил начальник департамента внутренней политики Ивановской области Евгений Нестеров. Предлагаем читателям ознакомиться с основными тезисами его выступления.

Департамент внутренней политики Ивановской области от имени правительства Ивановской области является учредителем официального печатного органа правительства Ивановской области – «Ивановской газеты» в форме областного государственного унитарного предприятия и 21-й районной газеты в форме бюджетных учреждений.

Совокупный тираж подведомственных средств массовой информации составил на конец 2016 года около 55 тысяч экземпляров. Средний охват по районам подведомственных газет составляет около 12%, а, учитывая то, что в среднем каждый экземпляр газеты прочитывает не менее 3-х человек, их рейтинг составляет не менее 36%.

В последнее время все чаще приходится сталкиваться с мнением, что районная пресса не приспособлена к нынешним условиям рынка, а потому — доживает последние дни. Однако факты говорят об обратном.

Вряд ли кто-то усомнится в том, что районная газета выполняет важнейшую социальную функцию. Во-первых, она передает читателю информацию, которая находится в центре его каждодневных интересов: сообщает новости, которых нет в федеральных лентах, знает о насущных проблемах и оказывает помощь в их решении. Во-вторых, то доверие, которое стремятся завоевать СМИ, рассчитанные на более массовую аудиторию, у районных газет давно есть за счет налаженного механизма обратной связи. Только здесь читатель является полноправным партнером в создании газеты, только здесь газета – это собеседник.

Даже зависимость от бюджетных дотаций, в которой упрекают районную прессу, не мешает ей развиваться. Согласно исследованиям, без финансирования извне свободно работать на рекламном рынке могут только те газеты, которые распространяются в населенных пунктах, где количество жителей приближается к 100 тысячному рубежу. В нашем регионе такие цифры наблюдаются только в Кинешемском районе. В остальных – финансовая независимость трудно достижима. Таким образом, районным газетам экономически выгодно быть полноправным субъектом рынка, не теряя дотаций. При этом из 21 районной газеты, подведомственных департаменту внутренней политики, 11 являются монополистами на рекламном поле своего муниципалитета. Это позволяет им зарабатывать от 500 тысяч до 2 миллионов рублей в год исключительно только на рекламе.

Однако и там, где подведомственным районным газетам приходится конкурировать с коммерческими СМИ, они показывают достойные результаты. Например, «Приволжская правда», несмотря на конкуренцию со стороны частных изданий, зарабатывает, благодаря рекламе, около 600 тясяч рублей в год. Это в свою очередь говорит о доверии рекламодателя.

Доверие аудитории тоже измеряется цифрами. Большинство районных газет в Ивановской области имеют тираж, превышающий 1000 экземпляров. В Шуе – почти 6 тысяч, в Вичуге – 5 тысяч. Здесь также важно учитывать такой фактор, как численность населения района, где издается газета. И еще один важный момент – все наши газеты в основном распространяются по подписке. То есть люди их покупают. При том, что «Почта России» устанавливает собственные тарифы, существенно завышая стоимость газет. Иногда в конечной стоимости газеты наценка почты составляет 2/3. Еще одна  важная цифра для понимания популярности газет. Когда говорят о тираже, надо учитывать численность населения района или городского округа. Пример: в Верхне-Ландеховском районе у газеты «Сельские зори» тираж составляет около тысячи экземпляров. Кажется, что немного.  Но если мы посмотрим на численность жителей, а их примерно 4500 человек, мы поймем, что покрытие аудитории весьма серьезное.

Все районные издания имеют собственные сайты, аккаунты и группы в социальных сетях. Начиная с этого года, успешность работы в Интернете является одним из критериев оценки главных редакторов и коллективов редакций. У нас уже есть успешные примеры. Так, например, средняя посещаемость сайта газеты «Шуйские известия» за февраль 2017 года составила 24305 посещений, более 1000 подписчиков в социальных сетях «Вконтакте» и «Одноклассники». Средняя посещаемость сайта газеты «Заря» – 6689 посещений и 13900 просмотров, 2900 подписчиков в «Одноклассниках». Газета «Авангард» организовала электронную подписку на свою газету. И самое главное, что это уже совсем другая аудитория. Сами коллективы осознают необходимость идти в ногу со временем и развивают свое присутствие в виртуальном пространстве.

Сотрудники редакций районных газет регулярно проходят обучение, организованное департаментом. С октября 2016 года по июнь 2017 года проводятся семинары-практикумы по различным темам: от современных средств подачи материала до нюансов привлечения рекламодателей. Для закрепления полученных навыков сотрудники газет проходят обязательную практику в «Ивановской газете». Все это уже сейчас позволяет менять в лучшую сторону и форму, и содержание подведомственных изданий. И вселяет уверенность, что наши издания не умрут в ближайшее время, как пророчат некоторые коллеги-журналисты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика